Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 9 страница



Под этим термином были известны три варианта сарафанов.

В Лужском уезде Петроградской губернии так назывался косоклинный сарафан, шившийся из трех полотнищ синего домашнего холста. •

Два полотнища ткани приходились на переднюю, а одно — на заднюю его часть. Бока красика расширялись внизу за счет вшивавшихся клиньев. Лямки красика выкраивались с небольшой спинкой из заднего полотнища и пришивались на груди к двум передним. Проймы делались небольшими.

Рабочие красики шились без украшений. А вдоль шва, соединяющего передние полы праздничных сарафанов, нашивались полосы набойки, кумача, ситца, полупарчи, позумента.

Другой вариант красика был известен в это же время в Тамбовской губернии. Его шили из трех полотнищ красной шерстяной домотканины — двух передних и одного заднего, расширявшихся в боках двумя узкими, равными по длине заднему полотнищу вставками и клиньями.

Красик делался глухим, до шеи, с зашитым передним швом. Отверстие для головы, неглубокое, овальное, вырезалось в верхней части полотнищ. Небольшие овальные проймы для рук делались в верхней части задней кромки передних полотнищ.

Встречались также красики, закрытые до шеи, но с короткими пришивными лямками. Украшались они вдоль переднего шва нашивками ткани, пуговицами и шнуром, образующим петли застежки.

Третий тип красика — «красик с жулеткой» — представлял собой широкую юбку из четырех — восьми сосборенных в верхней части прямых полотнищ ткани, пришивавшуюся к лифу на узких лямках.

Лиф делался в виде прямоугольной полосы ткани и пришивался либо только к спине, либо полностью охватывал торс.

Красики этого типа получили распространение преимущественно в Вологодской губернии. Шились они из красной и полосатой полушерстяной материи, кумача, ситца и набойки.

2. Верхняя мужская и женская одежда для лета из синего льняного холста, распашная, длинная (до середины голени), с прямой спинкой и полами, расширяющимися книзу, с длинными рукавами, без воротника или с узким длинным отложным воротником. Красик запахивался справа налево и подвязывался в будни веревкой, в праздники — тканым поясом.

В XIX — начале XX века были распространены в Псковской и западных районах Петербургской губернии.

крАска — мужская нательная рубаха туникообразного покроя из ткани синего цвета.

Переднее и заднее полотнища делались из одной полосы ткани, перегнутой пополам по уточной нити.

В центре ее вырезалось овальное отверстие для головы, дополнявшееся прямым или левосторонним нагрудным разрезом.

В боковые швы вшивались прямые или слегка скошенные более короткие и узкие, чем переднее и заднее полотнища, полосы ткани.

Рукава краски делались из одного полотнища ткани прямыми и длинными.

Ворот рубахи застегивался на пуговицу.

Термин краска с XIX века был известен в Гдов- ском уезде Псковской губернии.

крАсная юбка — женская поясная одежда, шившаяся из пяти полотнищ шерстяной красной в белую узкую полоску лощеной домотканины. Верх юбки собирался под обшивку на вздержку. Складки делались преимущественно сзади.

Красная юбка застегивалась на пуговицу или завязывалась на вздержку впереди или на левом боку.

Надевалась с белой рубахой с отложным воротником по праздникам девушками на выданье и молодыми женщинами в первые годы замужества.

Термин известен в Коротоякском уезде Воронежской губернии с XIX века.

КРАСНЯТКА — понёва, женская поясная одежда из клетчатой черной шерстяной домотканины.

Шилась из трех полотнищ ткани, затканной белыми и красными нитями, образующими клетки. Полотнища соединялись боковыми кромками в прямоугольник, к которому в передней части пришивалась соединяющая его в замкнутую конструкцию вставка-прошва из черной или синей шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Соединительные швы и клетки понёвных полотнищ сзади и на боках сверху плотно расшивались в технике набора красной шленской шерстью.

Краснятка считалась самой праздничной понёвой молодых замужних женщин и носилась с белой рубахой с черной шерстяной вышивкой на плечах.

Термин краснятка употреблялся в Рязанской губернии.

КРАСОТ (А) — головной убор невесты в виде обруча из бересты или картона, обтянутого с лицевой стороны красным шелком, с изнаночной холстом, ситцем, коленкором. Передняя часть головного убора обычно украшалась полосами позумента, бисером. Сзади прикреплялись разноцветные шелковые ленты, спускавшиеся по спине. Макушка головы оставалась открытой.

Девушке надевали красоту после рукобитья — обряда, на котором окончательно решался вопрос о свадьбе и девушка «прозывалась» невестой. В народном представлении этот головной убор являлся одним из основных предметных воплощений души девушки, девичьей жизни и всех ее радостей. Выходя замуж, невеста должна была расстаться с головным убором, воплощавшем девичество. Обряд «прощания с красотой» происходил перед отъездом к венцу или накануне венчания. В нем принимали участие мать невесты, ее братья, сестры и подружки. Красота торжественно снималась с головы и передавалась сестре. Подружки получали ленты от красоты.

Термин красота в применении к подобного рода головному убору был известен с середины XIX века в Енисейской и Тобольской губерниях.

В Новгородской губернии красотой называли головной убор несколько иной конструкции. КРАСОТИНА (см).

КРАСОТЙНА (КРАСОТ(А)) — девичий головной убор в виде суживающейся к концам полосы ткани, наложенной на твердую основу: проклеенный картон, бересту. Убор украшался бисером, бусинами, цветными стеклами в металлической оправе. Иногда он делался ажурным. В этом случае под сквозные узоры подкладывалась цветная фольга.

Головной убор надевался на темя так, чтобы макушка головы была открытой, и завязывался на затылке лентами. Сзади к нему прикреплялось до десяти цветных лент длиной до 5 0 см.

В XVIII—XIX веках этот убор был праздничным головным убором девушек. В начале XX века он использовался лишь в качестве свадебного головного убора невесты. Она надевала его на девичник.

Термин красотина в применении к головному убору такого рода был распространен в некоторых уездах Новгородской губернии. Термин красота был известен также в Сибири. [КРАСОТА (см. ). ]

КРАШЕНЫЕ ПЁРЬЯ (КРЮЧКЙ, ПУЧКЙ) — головной убор просватанной девушки и молодой женщины. Головной убор представлял собой полосу сатина, шелка на подкладке или обруч из луба, обшитый кумачом. К верхней его кромке пришивались или прикреплялись петушиные, гусиные, индюшачьи перья, окрашенные в красный, зеленый, желтый, голубой цвета, или павлиньи перья.

Этот головной убор надевали на девушку в день, когда окончательно решался вопрос о ее свадьбе и она становилась невестой-сговорёнкой. В нем она венчалась, а затем в течение первого года после свадьбы носила по праздникам поверх повойника.

Головной убор был распространен в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях в XIX — начале

XX века.

КРЕСТОВИКИ — 1. Мужская, женская, детская обувь типа ЛАПТЕЙ (см. ) прямого плетения.

Термин применительно к такого типа обуви был распространен в некоторых уездах Смоленской губернии.

2. Бисерная цепочка для креста в Тульской губернии.

КРУГЛЯНКА — женская поясная одежда, понька (понёва) из полушерстяной домашней красно-синей клетчатой ткани, выполнявшейся в технике двууточного браного ткачества со сложным геометрическим узором. При данном способе тканья лицевая сторона полотна получалась шерстяной, а нижняя — холщовой.

Круглянка состояла из трех сшивавшихся кромками полотнищ ткани, которые соединялись впереди в верхней части красной хлопчатобумажной прошвой, а в нижней — широкой узорной шерстяной тканой полосой.

Верхняя часть поньки собиралась на вздержку под обшивку.

Сложный тканый узор поньки, выполнявшийся на четырех ремизках, представлял собой располагавшиеся в шахматном порядке ромбы или квадраты, называвшиеся мастерицами кругами. Этот орнаментальный мотив дал название и самой понёве.

Круглянка получила в XIX — начале XX века распространение в Касимовском уезде Рязанской губернии. Использовалась там в основном в качестве венчальной одежды, предназначенной для определенного момента свадебного обряда. Обычно круглянка надевалась перед «сажанием невесты на посад».

КРУГОВбЙ — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из шелка, сарпинки, ситца, сатина.

Этот сарафан шился из трех — семи полотнищ ткани, собранных мелкими сборками-борами в верхней части. Для лучшей сохранности и рельефности боры закрепляли специально вручную или машинным швом. Переднее центральное полотнище кругового сарафана в некоторых случаях делалось более длинным, чем остальные, с выступающей верхней частью — нагрудкой. Узкие пришивные лямки выкраивались из той же ткани и обшивались тесьмой. Застежка на металлический крючок, петлю или пуговицу располагалась под левой лямкой.

Этот вид сарафана использовался в XIX — начале XX века русскими, жившими в Среднем Приобье, как повседневная и праздничная одежда.

Старинные круговые сарафаны делались более широкими — из пяти—семи полотнищ.

КРУЖбК — головной убор девушек и замужних женщин.

Под этим термином известны несколько разных по типу головных уборов из разных губерний России.

Как девичий головной убор он представлял собой повязку шириной в 5—6 см, сложенную из платка с подкладом узкой полосы бумаги. Повязка обвивалась вокруг головы таким образом, что макушка оставалась открытой, а концы платка завязывались над лбом.

Головной убор с таким названием бытовал в западных уездах Калужской губернии во второй половине XIX — первой четверти XX века. В Олонецкой губернии кружком называли иногда головной убор, имевший также название ОБОДОК (см. ).

Кружок как женский головной убор отличался от девичьего.

В Олонецкой губернии в XIX — начале XX века кружком назывался головной убор с круглым твердым верхом и невысоким мягким околышем, затягивавшимся сзади на тесемки. Праздничные кружки изготавливались из красного шелка и вышивались по верхней части золотной нитью. Будничные шились из ситца, пестряди и отделывались позументом.

Кружок обычно повязывался по очелью свернутым жгутом платком, который завязывался узлом на затылке.

В западных уездах Калужской губернии кружок представлял собой головной убор, состоявший из ПОВОЙНИКА (см. ) и ПЛАТКА (см. ). Платок складывался на угол в виде полосы шириной в 13—15 см с подложенным под нее картоном, а затем повязывался по лбу поверх повойника: концы перекрещивались сзади, поднимались наверх и завязывались на лбу узлом.

Такой головной убор был распространен в некоторых деревнях в начале XX века.

КРУЖбЧЕК — КОЛПАЧбК (см).

КРУТЕНЬКИ — ЧУНИ (см. ).

КРУЦЕНЬКИ — ЧУНИ (см).

Термин был распространен в Новгородской губернии в XIX веке.

КРУТИК — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукна или полусукна домашней выработки черного, серого, коричневого цвета. Название крутик применялось к разной по покрою одежде.

В одних селах крутик — это распашная туникообразная одежда со слегка скошенными сзади боковыми полотнищами, длиной до колен, с круглым воротом, с длинными рукавами, украшенная спереди и вдоль пол кумачом или ярким ситцем. Крутики не имели застежек и подпоясывались полосатым кушаком.

Такие крутики бытовали в XIX — первой четверти XX века в селах Калужской, Тульской, Рязанской губерний. В XIX веке они были праздничной одеждой молодых и пожилых женщин, а также мужчин. В первой четверти XX века их носили только старухи в праздничные дни или отправляясь на свадьбу.

В некоторых селах Рязанской губернии крути- ком называли распашную одежду, длиной до колен, с прямыми передними полотнищами, прямой спинкой и двумя боковыми клиньями, вшитыми до талии, с длинными рукавами. Крутики или запахивались слева направо без застежек, или застегивались до талии на крючки.

Такие крутики в XIX веке надевали женщины и мужчины, отправляясь на работу в лес или в поле.

КРЙЛЫШКИ — женское наспинное украшение.

Состояло из трех частей, соединенных в одну конструкцию.

Основой крылышек являлся «ворот» — узкая полоса цветной, преимущественно кумачовой ткани на холщовой подкладке, застегивавшаяся сзади на пуговицу или крючок.

К вороту, на его концах, пришивались две полосы шириной 11 см и длиной до 4 0 см из кумача на холщовой подкладке, соединявшиеся между собой в двух местах шелковыми ленточками. Лицевая поверхность ворота расшивалась стеклянными пуговицами, бисером, блестками, металлическим или шелковым шнуром. Украшения складывались в затейливый геометрический орнамент.

На вертикально спускавшуюся по спине лопасть сверху донизу пришивался позумент, узкие шелковые ленты, тесьма. На некоторых из них была несложная вышивка. Боковые стороны лопастей обнизывались белыми и черными чередующимися бисеринами, а к нижним концам пришивалась короткая бахрома из красных гарусных нитей с бисером на концах.

Этот тип наспинного украшения получил наибольшее распространение в XIX — начале XX века в Михайловском уезде Рязанской губернии, но встречался и в других южнорусских губерниях.

КРЫТКА — верхняя женская праздничная одежда для зимы, изготавливалась из овчины, крытой черным сукном фабричного производства. Крышка представляла собой распашную двубортную одежду, длиной чуть ниже колен, с прямыми полами и отрезной по талии спинкой. Подол у талии собран в сборку. Рукава длинные, прямые, ворот стоячий, невысокий. Полы запахивались

справа налево и застегивались до талии на крючки. Края рукавов, полы, воротник обшивались полосами лисьего меха, белой или черной овчиной.

Крышки носили женщины из зажиточных семей по праздникам. Бытовали в XIX — первой четверти XX века в Калужской губернии.

КРЮЧКИ — КРАШЕНЫЕ ПЁРЬЯ (см ).

КУБАЛЁК — КУБИЛЁК (см. ).

КУБАШКА — зимний мужской головной убор; шапка из серой овчины, круглая, плотно облегавшая голову.

Термин распространен в некоторых деревнях Псковской губернии в XIX — начале XX века.

КУБЕЛЁК — КУБИЛЁК (см).

КУБИЛЁК

(КУБАЛЁК, КУБЕЛЁК) — женская горничная одежда типа несшитого, распашного впереди платья из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Шился кубилёк из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими и соединялись подкройными бочками. Отверстие для шеи выкраивалось в верхней части округлым, неглубоким. Сосбаривавшие- ся на плечах прямые и узкие рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришивалась широкая, присборенная, не зашитая впереди юбка.

Лиф кубилька, а иногда и весь кубилёк застегивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы.

Кубилёк являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века. Материал, из которого его шили, зависел от достатка владелицы.

Кубилёк носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавши-

мися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.

Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой.

К(У)Б(б)ВЙК — женская горничная одежда с узкими лямками типа сарафана из синей с мелким рисунком фабричной хлопчатобумажной ткани.

Шился из четырех полотнищ материи — по два спереди и сзади. Сзади подол расширялся двумя срезанными с верхней части передних полотнищ клиньями. Два других, срезанных с верхней части спинки, нашивались на передние полы над грудью. На шов, соединяющий передние полотнища кубовика в верхней части, иногда нашивались мелкие пуговицы.

Узкие раздвоенные лямки кубовика выкраивались вместе с задними полотнищами. Часть перехода стана в лямки называли лягушкой. Ей придавалось магическое значение, поэтому ее украшали нашивкой кумача. Подол сарафана подшивался холстом или фабричной тканью, в которую часто втыкали иголку. По поверью, она защищала женщину от нежелательных посягательств мужчин. Кубовик надевался с длинной холщовой рубахой и подпоясывался плетеным или тканым поясом под «лягушкой».

Кубовик был известен в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Пермской губерниях, в Сибири.

КУБОВЙЦА — женская горничная одежда на узких лямках типа сарафана из синего домашнего холста. Шилась из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. В нижнюю часть подола в боковые швы вшивались небольшие клинья. Узкие лямки выкраивались из верхней части заднего полотнища.

Передний шов украшался металлическими пуговицами и круглым шнуром, образующим ложные петли.

Лямки и подол сарафана обшивались полосами кумача или тесьмой.

Термин кубовица известен в Архангельской губернии.

КУЛ(Ё)МЙШКИ — мужские и женские чулки из собачьей шерсти. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.

КУЛЬ

— женская нательная рубаха.

Среди русских поликовых рубах рубаха куль отличалась наибольшей архаичностью и своеобразием кроя. Она шилась из прямоугольных отрезков ткани и по конструкции разделялась на две части: верхнюю — чехлик и нижнюю — станушку.

Передняя и задняя стороны чехлика делались из сложенных по уточной нити половин полотнища ткани очень широкими.

Полики выкраивались из одной ширины полотнища ткани и пришивались по основе по- лотнища-чехлика.

Неглубокий округлый вырез ворота присба- ривался вместе с поликами под обшивку и дополнялся нагрудным разрезом.

Своеобразие указанной рубахе, определившее ее название, придавали необычной формы рукава-кули, выполнявшиеся из двух разных по длине полотнищ ткани, сшивавшихся вместе краями. При этом оставшаяся свободной часть более длинного полотнища загибалась и зашивалась в виде конверта, так что оставалось только отверстие для руки. Края рукавов скрепляли вязаным кружевом.

Рубаха куль не имела ластовиц. Нижняя ее часть — станушка — шилась из трех полотнищ более грубого холста. Украшением рубахи служили косички-плетешки из кумача, нашитые на ворот и низ рукавов.

Рубаха куль известна со второй половины XIX века у старообрядцев южного Алтая.

кумАшник — женская горничная одежда типа сарафана на узких лямках из кумача.

Сарафан шился из трех полотнищ ткани, зауженных в верхней части и расширенных книзу. В боковые швы вшивалось несколько клиньев для расширения подола. Узкие лямки выкраивались из передних и заднего полотнищ.

На соединяющий передние полотнища шов нашивались металлические пуговицы и тесьма. Верхние пуговицы выполняли роль застежки. Кумаш- иики обычно делались на холщовой подкладке. В середине XIX века этот вид сарафана получил распространение в Костромской и Пензенской губерниях.

КУНДЫШ — КУНТЫШ (см). КУНТУШ — КУНТЙШ (см. ). КУНТЫШ (КУНДбіШ, КУНТУШ, Ш^БКА МАТЕРНАЯ) —

женская горничная одежда с широкими плечами типа сарафана из черного или синего домашнего холста.

Имел туникообразный покрой. Шился из одного перегнутого по уточной нити пополам полотнища ткани. В боковые швы вшивались расширяющие клинья.

Вырез ворота неглубокий, округлый или прямоугольный. В проймах для рук сзади пришивались две длинные узкие ленты, называвшиеся рукавами.

Переднее цельное полотнище декорировалось от ворота до подола двумя параллельно нашитыми полосами кумача или лент, между которыми вшивались золотые, серебряные или медные пуговицы.

Под кунтыиі надевалась длинная холщовая рубаха с нешироким воротом, застегивающимся металлической или жемчужной запонкой, и длинными украшенными рукавами.

Сарафаны с таким названием получили ограниченное распространение в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Вятской и Костромской губерниях в XIX веке. Название его заимствовали, вероятно, от наименования верхней одежды поляков «Kuntusz», известной с конца XVI века и имевшей также откидные рукава.

КУРТА — верхняя женская одежда для весны, лета и осени из льняных тканей домашнего производства или фабричных тканей на вате или без ваты на подкладке. Термин известен в двух губерниях: Смоленской и Олонецкой.

В Смоленской губернии в XIX веке куртой называли распашную одежду, длиной ниже колен, приталенную, с клиньями, застегивающуюся на крючки, с длинными прямыми рукавами.

В Олонецкой и Новгородской губерниях в XIX веке курта — это короткая одежда (до пояса) без разреза спереди, с круглым воротом и длинными рукавами.

КУРТИК — верхняя мужская одежда для весны, лета и осени из сукна домашней выработки или плиса. Куртики для весенне-осеннего сезона изготавливались на подкладке из ситца, сатина, ветоши, простеганной с овечьей или верблюжьей шерстью. Летние куртики шились обычно без прокладки.

Куртик представлял собой распашную двубортную одежду, застегивавшуюся на пуговицы по борту, приталенную, длиной до колен, с длинными рукавами.

Куртики были праздничной и будничной одеждой молодых мужчин из казачьих селений Забайкалья в XIX веке.

КУРТОЧКА — верхняя мужская одежда для лета из синего холста, распашная, длиной чуть ниже колен, с отрезной талией, вокруг которой подол собран в сборку, с длинными прямыми рукавами и стоячим воротником, застегивалась до талии на крючки.

В XIX веке была распространена в Вологодской губернии.

КУФАЕНКА — женская одежда, надевавшаяся в холодную погоду поверх комнатной одежды, изготавливалась из черной ткани на красной подкладке.

Ее всегда шили распашной, длиной до пояса, с короткими рукавами, без воротника. Спинка выкраивалась прямой, полы — расширяющимися книзу. Одежда запахивалась справа налево без застежек. Куфаенка обычно была простегана вертикально расположенными стежками.

Она была распространена в селах казаков-некра- совцев. Куфаенки женщины носили в XIX веке в Турции и в XX веке после возвращения в Россию. Сейчас их носят только пожилые женщины.

куфАйка — верхняя женская одежда для весны и осени.

Под этим названием известны два типа одежды.

1. В Воронежской губернии так называлась безрукавка из овчины, распашная, короткая, выше колена, с прямыми цельными полами и подрезной по талии спинкой, нижняя часть которой собрана в сборку. Одежда застегивалась до талии на крючки. Получила распространение во второй половине XIX — первой четверти XX века.

Куфайками также называли женские кофты в селениях казаков-некрасовцев. Это одежда из черной ткани, стеганная на вате или непряденой шерсти, распашная, длиной до колен или чуть ниже, с прямой спинкой и расширяющимися книзу полами, с узкими длинными рукавами и мягким стоячим воротником. Куфайки обычно носили нараспашку или запахивая правую полу на левую.

Бытовала в XIX — первой половине XX века во время пребывания казаков в Турции и после переезда их в XX веке в Россию.

2. Куфайка — название для короткой верхней одежды вообще, распространенное по всей России.

КУЦАВЁЙКА (КУЦЕВЁЙКА) — верхняя женская одежда для зимы из тканей фабричного производства (дра- дедама, гаруса, камлота, ластика) на вате, иногда на меху, представляла собой распашную однобортную одежду длиной до щиколоток, прямого покроя, с большим воротником из белой или голубой белки с лапками и длинными узкими рукавами. Края пол, рукавов, подол обшивались широкой полосой беличьего меха.

Куцавейка

Такие шубки в XIX веке носили в Архангельской губернии молодые женщины, жившие в городах или в пригородных селах.

КУЦЕВЁЙКА — КУЦАВЕЙКА (см. ).

КУЦИНКА — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из черного сукна домашней выработки, иногда из шерстяной ткани фабричного производства.

Она представляла собой распашную двубортную одежду, сшитую в талию, длиной до колен, со стоячим воротником и прямыми длинными рукавами. Куцинку шили с клиньями или со сборами.

В первом случае спинка и полы были прямыми, цельными, плотно обтягивавшими корпус, от талии же одежда расширялась за счет клиньев, вшитых с боков, ложившихся красивыми мягкими складками-фантами. Во втором случае полы были прямые, цельные, а спинка отрезная по талии. Подол около талии сзади был собран в густые сборки. Куцинка застегивалась до талии на крючки или пряжки-схватки. Праздничные куцинки украшались узкими полосками черного плиса или коленкора, располагавшимися на груди в три ряда от ворота до талии. Плисом же обшивался также воротник. Края рукавов отделывались черной кожей.

Куцинки бытовали в XIX — начале XX века в некоторых деревнях Воронежской и Курской губерний.

КУШ

— верхняя женская и мужская будничная одежда для лета из коричневого сукна домашней выработки, сшита из перегнутого на плечах полотнища ткани, к которому подшиты прямые бочки и длинные прямые рукава. К вороту пришит круглый капюшон-куколь, который в холодное время надевался на голову и затягивался вокруг шеи тесьмой, а в теплое — откидывался на спину. Куиі шился обычно длинным, до щиколоток. Поясом не подвязывался.

Его носили в XIX веке жители сел и деревень, расположенных по рекам Кулой и Немнюга в Пинежском уезде Архангельской губернии, занятые на различных речных работах в навигационный период. Надевался поверх основной одежды.

КУШАК

Кушем назывался также СОВИК (см. ).

— пояс, дополнение к мужскому и женскому костюму.

Представлял собой тканную на кроснах или бер- дичке или вязаную полосу шерстяной или полушерстяной ткани шириной от 5 до 15 см и длиной до 250 см.

Кушаком подпоясывалась только верхняя одежда.

Женщины завязывали его только на левой стороне, мужчины на любой. Молодые парни обертывались кушаком два раза, начиная спереди, и не завязывали, а подтыкали под него концы. Кушаки делались как гладкими, так и с рельефным узором.

КЬІСЫ — мужская и женская короткая обувь из оленьих камысов, употреблялась как домашняя. Термин был распространен в Енисейской губернии в XIX веке.

л

ЛАБАМАХ — АРМЙК (см. ) халатообразного покроя из верблюжьей шерсти. В середине XIX века бытовал у русского населения Сибири.

ЛАВОШНАЯ — ВОЛОСЯНАЯ (см).

ЛАКОМЙІ — мужские и женские сапоги из оленьей кожи на мягкой подошве. Термин был распространен в Енисейской губернии с середины XIX века.

ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВЙКИ, лбічни- КИ, ЛЙЧНИЦЫ, РАЧКЙ) — женская, мужская, детская обувь из древесной коры преимущественно липы, ивы, а также березы, иногда вяза и можжевельника. Они представляли собой низкую легкую обувь, использовавшуюся круглый год и привязывавшуюся к ноге длинными шнурами — ОБОРАМИ (см. ).

Плетеная обувь из лыка (коры ивы) была известна на территории Восточной Европы с глубокой древности. Слово «лапти» встречалось уже в письменных источниках X века. В Древней Руси и средневековой лапти — это обувь сельского населения. Горожане носили их редко, предпочитая кожаную обувь.

В XVIII—XIX веках лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Лапти встречались на всей ее территории, кроме юго-восточных районов, населенных казачеством. В Сибири и на Алтае плетеная обувь отсутствовала. Русские крестьяне северных губерний Европейской России использовали лап-

ти как рабочую обувь: надевали их на покос, жатву, во время лесных работ. В центральных и южных губерниях лапти были как будничной, так и праздничной обувью мужчин, женщин и детей.

Лапти плелись, как правило, мужчинами для себя и своей семьи. Однако во второй половине XIX века в северных губерниях России широко было распространено также плетение лаптей на продажу через местные торжки и ярмарки.

Лапти изготавливались из узких полосок лыка (около 1 см) на деревянной колодке или без колодки специальным костяным или металлическим инструментом — кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывались по-разному: перпендикулярно друг к другу — так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу — техника косого плетения. На большей части территории Европейской России были распространены лапти косого плетения. Однако они не были совершенно одинаковыми на всем ее обширном пространстве. Во многих уездах Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской губерний лапти изготавливались из липовых и вязовых лык с головкой трапециевидной формы, с высокими бортами и задником, с двумя петлями на боковых сторонах для продевания обор. Такого же типа лапти, но только выплетенные из бе-

ресты, бытовали в Тверской и Ярославской губерниях. В Московской, некоторых уездах Владимирской, Рязанской, Смоленской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Костромской, Вятской, Орловской, Курской губерниях, а также в Поволжье был распространен лапоть косого плетения, изготовленный из липовых лык с хорошо выплетенной круглой головкой, с высоким задником и оборами, продернутыми через отверстия в бортах. В Олонецкой, Архангельской, Вологодской губерниях были известны берестяные лапти косого плетения с высоким задником. В Нижегородской, Вятской, Казанской, Екатеринбургской, Пермской губерниях часто встречались лапти. с подошвой, выполненной в технике косого плетения, и головкой прямого плетения.

Лапти прямого плетения у русских встречались только в некоторых уездах Смоленской и Псковской губерний. В основном же они были распространены на Украине и в Белоруссии, а также у народов Прибалтики и западных славян. Лапти обычно надевались с ОНУЧАМИ (см. ), летом — с белыми холщовыми, зимой поверх холщовых онуч наматывались суконные или, наоборот, на суконные онучи навивались холщовые. Все это привязывалось к ноге оборами, закрепленными на лапте и завязывавшимися под коленом или чуть выше середины икры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.