Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 4 страница



2. Гайтан — это также шнурок, которым зашнуровывались башмаки, и разноцветная тесьма, использовавшаяся для обшивки ворота рубах, лямок сарафана, подола юбок и т. п.

ГАЛОШЙНКА — ГАЛСТЙНКА (см ).

ГАЛСТЙНКА — девичий головной убор в виде платка, сложенного по диагонали в несколько раз и превращенного в неширокую повязку.

Платок накладывался на лоб и завязывался под косой таким образом, что концы спускались на плечи.

Термин применительно к головному убору такого рода был распространен в Ярославской губернии.

ГАЛСТУК СОБАЧИЙ — ЧЙІКА (см ).

Г АМАН (КАРМАН) — мешочек из кожи, ткани для хранения денег, различных мелких вещей, иногда табака.

Мужчины обычно имели гаманы из кожи. Их затягивали на кожаный шнурок и носили на шее. Женщины шили для себя гаманы из яркой ткани, шелка, тонкого сукна, парчи, ситца, сатина, иногда на подкладке. Его, как правило, прикрепляли к поясу, завязывавшемуся на талии, или подшивали с внутренней стороны юбки. Праздничные гаманы богато украшались. Многие из них орнаментировались вышивкой цветным шелком, гарусом, аппликацией из ярких красивых кусочков ткани, украшались бисером, лентами, позументом, цветными пуговками.

Девушки и молодые женщины старались сделать для себя праздничный гаман особенно нарядным.

Такого рода КАРМАНЫ (см. ) были распространены по всей России. Термин же гаман был известен в Курской, Орловской, Калужской губерниях и в станицах Дона.

(ЗАПОН, СХВАТЕЦ) — металлическая блявдка с петлей, служившая застежкой женской рубахи. Он вдевался в две прорезные петли на вороте рубахи. Гапели к праздничным рубахам украшались вставками полудрагоценных камней и цветного стекла.

ГАПЕЛЬ

Такого рода запонки были широко распространены в Европейской России и в Сибири. Термин гапель был известен среди русского населения Алтая.

ГАРУС

— под этим термином в XIX — первой четверти XX века были известны два совершенно различных украшения.

1. Одно представляло собой подвески — КОС- НИКИ (см. ) в виде розеток, помпонов или кисточек из разноцветного гаруса, обнизанных мелкими бусинами или бисером и закрепленных на длинном шнуре, которые вплетались в косу девушки.

С конца XIX века эти косники отмечались во Владимирском уезде Владимирской губернии.

2. В Землянском, Задонском и Коротоякском уездах Воронежской губернии термин гарус использовался для обозначения наспинного женского праздничного украшения, состоявшего из пяти — семи длинных (50 см) петель из черного шнура. Петли нашивались на шелковую тесьму или шнур, которые завязывались впереди на шее и спускались на грудь. Концы петель и тесьмы украшались разноцветными гарусными кисточками.

гАшень

ГИТАН

ГЛУНЁЦ

В большие праздники гаруса совмещались с перекинутыми через ту же т. есьму паддушными и задавыми ЛЕНТАМИ (см. ).

— АГАШНИК (см. ).

— ЯЗЫК ПОДШЙЙНЫЙ, ПАДДУШНИК (см. ).

— женское шейное украшение в виде узкой полосы с прямоугольными или округлыми концами.

Лицевая сторона выполнялась из шелковой или бархатной ткани преимущественно розового или

красного цвета, нашитой на холщовую основу. С внутренней стороны пришивалась ситцевая подкладка или набойчатая ткань.

Завязывался на шее сзади при помощи пришивавшихся к концам узких шелковых ленточек или тесемок. Лицевая поверхность богато орнаментировалась вышивкой золотными и серебряными нитями, канителью, нашивками цветной фольги, рубленого перламутра, плашками речного жемчуга.

Термин глупец использовался жительницами северных губерний России для обозначения этого типа украшений с конца XVIII века. В конце XIX — начале XX века глупец в некоторых губерниях являлся обязательным украшением невесты.

ГЛУХАРЬ — женская горничная одежда на широких лямках типа сарафана из синего или черного домашнего холста.

Имел туникообразный покрой. Цельные переднее и заднее полотнища делались из одного перегнутого по уточной нити куска ткани. Подол в нижней части расширялся несколькими вшитыми продольными клиньями.

Неглубокий округлый или прямоугольный ворот глухаря вырезался в центре перегнутого полотнища и дополнялся неглубоким нагрудным разрезом в центре.

Проймы для рук делались неширокими, овальными.

Края ворота и проймы обшивались полосой красного ситца или кумача, а подол — узкой плетеной тесьмой темных цветов.

В XIX — начале XX века глухарь считался в Новгородской и Тверской губерниях старинной одеждой пожилых женщин.

ГОДОВЙЩНАЯ (ТОРГОВАЯ) — рубаха, женская нательная одежда несколько длиннее талии из белого холста или хлопчатобумажной ткани.

Шилась из четырех полотнищ ткани, соединявшихся вверху прямоугольными плечевыми вставками-полика- ми.

Ворот с прямым нагрудным разрезом собирался мелкими сборками. К нему пришивался небольшой (до 2 см) стоячий воротник, застегивавшийся на пуговицу, запонку или завязывавшийся лентой.

Широкие, как правило делавшиеся из полутора полотнищ ткани, рукава присбаривались у запястья и заканчивались холщовой бейкой или нешироким манжетом, застегивавшимся на пуговицу. Под рукавом вшивалась ластовица из кумача.

Отличительной особенностью годо- вищной рубахи являлась сложная вышивка, выполнявшаяся в технике набора черными шерстяными или хлопчатобумажными нитями. Она украшала верхнюю часть рубахи, полики и часть рукава. Часто ее дополняли вставками белой вышивки или выполненного иглой кружева. На праздничных рубахах верхняя часть рукава иногда расшивалась золотными нитями и декорировалась блестками.

Места соединения поликов со станом рубахи и рукавами, продольные швы рукавов подчеркивались узкой полосой черной плотной вышивки и прошивками кумача. К верхнему краю воротника и концам рукавов иногда пришивались яркие присборенные шелковые ленты.

Годовищные рубахи надевались вплоть до конца 30-х годов XX века девушками и молодыми замужними женщинами Воронежской губернии во время годовых праздников, в церковь, на свадьбу и гуляния.

Их надевали с праздничной, зашитой красным гарусом понёвой и коротким передником.

ГОЛЕВбЙ сарафАн — женская горничная одежда на лямках из шелковой ткани.

Шился из трех полотнищ ткани (двух впереди и одного сзади) с подкройными лямками, в боковых швах расширялся клиньями.

Вдоль переднего шва украшался крупными серебряными пуговицами и кружевом. Часто кружевная полоса нашивалась и на подол сарафана. Термин был известен на севере Восточной Европы.

ГОАЙЦЫ — РУКАВЙЦЫ (см. ) из кожи. Термин бытовал в Енисейской и Томской губерниях с начала XIX века.

головХ — головной убор замужних женщин, относящийся к головным уборам типа кокошника.

Головной убор состоял из кокошника, налобника, позатыльника, платка. Кокошник (местный термин «кукошник») представлял собой твердый головной убор с высоким околышем и седлообразным дном: спереди дно было слегка приподнято, а сзади возвышалось изогнутым назад гребнем. Кокошник изготавливался из нескольких слоев проклеенного картона, обтянутого сверху позументом, с подкладкой из ситца. Кокошник надевался на голову, прикрывая часть волос, заплетенных в две косы и уложенных вокруг головы, при этом темя оставалось открытым. Темя прикрывалось обычно налобником-прилоб- ником — полосой холста (длина — 60 см, ширина — 20 см), украшенной позументом, полосой черного шелка, украшенного золотной нитью. Налобник завязывался на затылке под позатыльником. Позатыльник представлял собой картонный прямоугольник, обтянутый холщовой тканью, сплошь зашитой золотной вышивкой. Он привязывался к голове тесемками. Поверх головного убора повязывался шелковый платок красного, лилового или сиреневого цвета, сложенный по диагонали. Он укладывался по лбу, над налобником, концы перекрещивались на затылке и поднимались наверх, где завязывались красной тесемкой. В некоторых деревнях платок складывали в широкую полосу, укладывали на лоб и завязывали концы на затылке. К платку снизу прикрепляли ленты на лоб, тоже завязывая их на затылке. К головному убору часто прикрепляли индюшачьи перья или искусственные цветы, закладывая их за платок.

Термин голова применительно к головному убору такого рода был распространен в XIX веке в Суджанском, Обоянском уездах Курской губернии.

ГОЛбВКА — КИКА НОВГОРОДСКАЯ (см ).

ГОЛОВНбЕ — головной убор замужних женщин. Под этим термином известны два вида головных уборов.

1. Первый вид относится к группе полотенчатых головных уборов. Он включал в себя кичку и полотенце. Кичка представляла собой мягкий чепец из холста с завязками на затылке. Она

надевалась на голову таким образом, что закрывала волосы, заплетенные в две косы и уложенные венцом. Полотенце изготавливалось из тонкого белого холста домашнего тканья длиной в 150 см, шириной — в 45 см. На концах полотенце украшалось красными узорами, вытканными закладной или браной техникой. Полотенце повязывалось поверх кички. Способ повязывания был сравнительно прост: полотенце своей средней частью прикрывало макушку головы, правый его конец, сложенный углом, также прикрывал макушку, спускаясь справа и сзади на плечо и шею. Левый конец, сложенный в четыре раза, обводился вокруг головы таким образом, что ложился затканным концом по лбу. Сзади полотенце проходило под спускавшимся с макушки головы правым концом.

Такие головные уборы были распространены в некоторых деревнях и селах Орловской губернии.

1. Второй вид головных уборов с этим же названием относится к группе кичкообразных головных уборов. Этот термин в применении к кичкообразным головным уборам был известен в XIX веке в Курской и Орловской губерниях. При этом головное в Курской губернии отличалось некоторыми деталями от головного в Орловской губернии.

Головной убор из Курской губернии включал в себя кичку, сороку, позатыльник, платок и несколько дополнительных украшений. Кички встречались в двух вариантах: кичка в виде прямоугольника, простеганного из нескольких кусков холщовой ткани, и кичка в виде подковы, заканчивающейся рогами, обращенными назад. К твердой основе кички прикреплялась мягкая шапочка из холста или кумача, стягивающаяся тесемками на затылке. Кичка закрывала волосы женщины, заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы. Поверх кички надевалась сорока-чехол из кумача с орнаментированным очельем. Очелье обычно украшалось позументом, тесьмой с черной бахромой или вышивкой, выполненной золотными нитками, красным гарусом. Сзади с помощью тесемок к головному убору прикреплялся прямоугольный позатыльник из кумача или холста на твердой основе, украшенный позументом, бахромой из разноцветного бисера или золотной вышивкой. Сверху сорока обвязывалась шелковым, преимущественно красного цвета платком, сложенным по диагонали в ленту или валик. Платок накладывали на лоб, концы шли назад, а затем закладывались с боков. В некоторых деревнях к головному убору прикрепляли различного рода дополнительные украшения: помпон — махорчик из разноцветного гаруса, закалывавшийся с правой стороны около виска, связки лент или полос шелковой материи до 15 см длиной, называвшиеся макушкой, плетеный шнур из красных ниток, спускавшийся до пояса, селезневые косицы — пучки перьев селезня, нашитые на ткань и закреплявшиеся около висков.

В Курской губернии этот головной убор носили, как правило, молодые женщины в первый год

головной

после замужества по праздникам и при посещении гостей.

В Орловской губернии головное состояло из трех частей: кички, называвшейся здесь задок, чехла- привязки, позатыльника. Кичка-задок представляла собой мягкую холщовую шапочку из холста с налобной частью из розового ситца с вшитым в нее холщовым жгутом около 20 см длиной и 8 см шириной. Край налобной части был обшит черным сатином, украшен серебряными и золот- ными плетешками, блестками, бусами, цветными тесемками-вилюшками. Кичка затягивалась на затылке шнурками. Сзади к головному убору прикреплялся позатыльник из разноцветного бисера. Поверх кички надевалась холщовая или кумачовая привязка-чехол с прямоугольной макушкой и прямоугольным околышем, обшитая бусами. Привязку надевали таким образом, что украшенная налобная часть была хорошо видна.

головнбй— головной убор замужних женщин, относящийся к типу головных уборов с кокошником.

Он состоял из кички, кокошника, позатыльника, платка. Кичка представляла собой шапочку из холста с твердой налобной частью подковообразной формы. Она надевалась на голову таким образом, что закрывала волосы, заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы. Поверх кички надевался кокошник цилиндрической формы с плоским дном овальной формы, сшитый из бархата, штофного шелка, украшенный позументом. Затылок прикрывался позатыльником прямоугольной формы, вышитым золотной, серебряной нитью и блестками, со спускающимися на спину лентами. На кокошник повязывался шерстяной платок, сложенный по диагонали и закреплявшийся под подбородком.

Головной убор такого рода носили в Орловской губернии и в русских селах Старобельского уезда Харьковской губернии в XIX — первой четверти XX века.

ГОЛОВСЗДЕЦ— девичий головной убор в виде венца дугообразной формы.

Изготавливался из нескольких слоев бересты, обклеенной холстом. Его лицевая сторона сплошь зашивалась золотной нитью. Золотная нить накладывалась на толстые шнуры, образовывавшие узор, отчего узор казался вычеканенным по металлу. С изнаночной стороны головной убор обшивался нарядной набойкой или ситцем. Головодец надевали на темя, завязывая тесемками под косой. Сзади к нему прикреплялась широкая лопасть из шелковой ткани, спускавшаяся по спине.

В XVIII — первой половине XIX века головодец был праздничным головным убором девушки. Во второй половине XIX века он стал использоваться как головной убор невесты. Его надевали поверх БОРУШКИ (см. ), женского головного убора, а сверху накидывали шелковую шаль, которая закрывала часть лица девушки. Этот головной убор надевали в день венчания перед приездом жениха за невестой. В нем же она и венчалась.

Головодцы были распространены в Вельском уезде Архангельской губернии и в Тотемском уезде Вологодской губернии.

головбцьки — носки, вязанные на игле, из овечьей шерсти с кожаными подошвами.

Носки носили мужчины и женщины в избе. Термин был распространен в Архангельской губернии.

ГОЛОПУЗКА — женская кофта из ситца, сатина, шелка, короткая, едва достигающая талии, с длинными рукавами, круглым воротом и передним разрезом, застегивавшимся на крючки или пуговицы. Голопузка на груди украшалась нашивками из разноцветного шелка или сатина, располагавшихся в виде сосенки. Иногда их вышивали крестиком крупными розами. Такие кофты носили девушки по праздникам с шелковыми или сатиновыми юбками ярких цветов. Они бытовали в 20-е годы XX века в Воронежской губернии и восп-

ринимались местным населением как новая модная одежда. Старшее поколение женщин неодобрительно относилось к кофтам такого рода, предпочитая по праздничным дням надевать поверх рубахи и полосатой юбки жилетки из плиса.

ГОЛОШЁЙКА — термин употребляется по отношению к разным видам одежды.

1. Мужская нательная рубаха без воротника туникообразного покроя.

Переднее и заднее полотнища выполнялись из одного куска белого холста, перегнутого посредине по уточной нити.

Бока расширялись при помощи нешироких полос ткани, более коротких, чем центральные. Округлый вырез ворота с прямым или косым нагрудным разрезом делался в середине основного полотнища. Застегивалась на пуговицу. Прямые неширокие рукава делались длиной до середины кисти руки. Под ними вшивались ромбовидные вставки-ластовицы из кумача.

В районе груди и спины с внутренней стороны пришивалась короткая прямоугольная или треугольная холщовая подкладка — подоплёка. Ворот и нагрудный разрез голошейки обшивались узкой полосой кумача.

Концы рукавов и подол праздничных рубах и рубах молодых парней и мужчин иногда украшались вышивкой.

Длина голоиіейки доходила до колен.

Надевалась она с поясом и при ношении поддергивалась, образуя над ним напуск.

Термин известен в Орловской губернии.

2. Женская рубаха с открытым воротом без рукавов. Термин известен в Рязанской губернии.

ГОЛУБЦЫ — парные металлические женские ушные украшения.

Представляли собой несомкнутое литое кольцо- швензу для крепления к уху; к швензе на шарнире прикреплялась литая или полая штампованная объемная подвеска, имеющая форму стилизованной птицы с развернутыми крыльями.

К ней внизу при помощи системы колечек присоединялись нанизанные на стержни мелкие ок-

руглые или цилиндрические подвески из металла, камни, бусины, жемчужины. Стерженьки заканчивались петлей или узелком зерни.

Центральную крупную подвеску часто с обеих сторон богато декорировали геометрическим филигранным или гравированным узором, цветной эмалью, вставками камней или стекол в гладких оправах, наложенных на цветную фольгу. Кроме этого, частым дополнением к узору на ней и мелких металлических подвесках служила зернь. Голубцы являлись праздничными украшениями и известны с конца XVII века. Свое ізвание получили, вероятно, по форме центральной подвески.

ГОЛЯШКИ — женские чулки, сшитые из холста. Термин был распространен в Енисейской губернии с XIX века.

ГОРБАЧ (ГОРБИН, ГОРБУША) — женская горничная одежда без рукавов типа сарафана на кокетке из фабричной, реже холщовой ткани темных цветов.

Верхняя его часть, пелеринка, выкраивалась из двух сшивавшихся на плечах полотнищ и доходила до груди. Изнутри к ней пришивалась подкладка-подоплека.

Овальный неглубокий ворот дополнялся прямым нагрудным разрезом с планкой, застегивавшейся на несколько стеклянных или костяных пуговиц. Иногда к вороту пришивался невысокий стоячий воротник-ошейник.

Нижняя часть горбача выкраивалась из трех полотнищ ткани. Переднее делалось прямым, а боковые и заднее скашивались в верхней части. Такой крой делал силуэт горбача похожим на косоклинные сарафаны. В месте соединения с пелеринкой переднее полотнище немного при- сбаривалось.

Фасон горбача возник под влиянием городской одежды. Горбач получил распространение в конце XIX — начале XX века в Западной Сибири. В Среднем Приобье у старообрядцев использовался как повседневная и молёная одежда в скитах. Надевали поверх рубахи.

ГОРБУН — ГОРБАЧ (см).

ГОРБУША — ГОРБАЧ (см).

ГОРБУШКА — верхняя женская одежда для весны и осени из понитчины, распашная, двубортная, длиной до колен, с прямыми цельными полками, со спинкой, отрезной по талии со сборками сзади на подоле, с длинными рукавами. Спереди застегивалась на крючки. Одежда была распространена у поморов — русского населения, жившего по берегам Белого моря, вплоть до начала XX века.

ГРАБЕЛЬНИЦА (ГРЕБЕПіОТНИЦА) — женская поясная одежда (понёва) из клетчатой полушерстяной домашней ткани, выполнявшейся в технике двууточного браного ткачества из красных и синих шерстяных и белых льняных нитей со сложным узором.

Своеобразный способ ткачества таких понёв позволял получать двустороннюю ткань, лицевая сторона которой была преимущественно шерстяной, а нижняя — льняной.

Грабельница шилась из трех полотнищ, соединявшихся впереди сверху короткой вставкой — прошвой из хлопчатобумажной ткани, а внизу — узорной тканой полосой.

В верхней части понька собиралась по поясу на вздержку под обшивку. Сложный узор, украшавший лицевую часть грабельницы и давший ей название, представлял собой квадратную или ромбическую сетку с небольшими ячейками, формирующуюся широкими полосами, составленными из четырехугольников, образованных расположенными зубцами наружу гребенчатыми фигурами.

Термин грабельница употреблялся в XIX — начале XX века в Касимовском уезде Рязанской губернии для обозначения праздничных понёв молодых замужних женщин.

ГРЕБЕІІібТНИЦА — ГРАБЕЛЬНИЦА (см. ).

ГРЁЧНЕВИК— ГРЁШНЕВИК (см).

ГРЁЧНИК — ГРЁШНЕВИК (см).

ГРЁЧУШНИК — ГРЁШНЕВИК (см).

ГРЁШНЕВИК (ГРЁЧНЕВИК, ГРЁЧНИК, ГРЁЧУШНИК) —

мужской головной убор для весны, лета и осени из валяной овечьей шерсти коричневого цвета.

Он представлял собой высокую шляпу цилиндрической формы с плоским верхом, короткими прямыми полями.

Грешневик

Грешневики носили в будни и праздники молодые и старые люди. Парни украшали его по праздничным дням лентами, перьями, живыми и искусственными цветами.

Такого рода шляпы были широко распространены у русских крестьян в XVIII — середине XIX века. Они были известны во всех губерниях Европейской России, в Сибири, на Алтае. Однако в состав русского народного мужского костюма вошли, вероятно, сравнительно недавно, в конце XVII — начале XVIII века. Еще в XVI— XVII веках они считались «чужим» головным убором. Их носили соседи русских — литовцы.

грибАтка — термин употреблялся для украшений и других элементов костюма.

1. Женское и мужское нагрудное и наспинное украшение двух видов.

1) Грибатка выполнялась из двух полос преимущественно черной тесьмы, соединенных в середине и обнизанных по краям бисером. Часто поверхность тесьмы зашивалась дополнительно блестками по всей длине.

На каждой половине грибатки в нижней части одна на другой прикреплялось несколько (до четырех) небольших круглых розеток на некотором расстоянии друг от друга.

На женских грибатках они обычно делались в виде картонных кружков, зашитых радиально с лицевой стороны золотными и серебряными нитями и цветным гарусом.

На мужских грибатках розетки выполнялись из разноцветных гарусных нитей без твердой основы.

В центр розетки вшивалась пуговица или блестка, а по краю — блестки и нанизанный на нить разноцветный бисер.

Внизу женская грибатка завершалась аналогичной розеткой, а мужская — полурозеткой, концы ее соединялись сплетенными из шерстяных или шелковых нитей шнурком.

Розетки наспинных грибаток делались более крупными.

2) Грибатка, служившая только наспинным украшением, выполнялась из аналогичной тесьмы, также расшитой бисером и блестками. Она украшалась множеством небольших розеток одинакового или разного размера или только двумя большими.

Нижние концы тесьмы соединялись очень крупными розетками, сплошь зашитыми стеклярусом, от которых спускались одиночные, обнизанные бисером шнуры с розетками или кистями из разноцветного гаруса на концах.

Обычно таких подвесок прикреплялось четыре. Грибатка в XIX—начале XX века служила обязательной принадлежностью праздничного костюма молодых замужних женщин и мужчин Воронежской губернии и надевалась с рубахой, имевшей на плечах черную вышивку. На большие праздники надевали сразу несколько грибаток, как на грудь, так и на спину.

2. Грибатка — воротник, украшенный жемчугом. Термин бытовал в Олонецкой губернии.

ГРИБКИ — женское наплечное украшение в виде широкой (20 см) пелерины из тюля. Края ее обшивались двумя полосами лент.

В XIX — начале XX века надевались молодыми замужними женщинами-однодворками Задонского уезда Воронежской губернии.

ГРУСМЁНАЯ ПАНЁФКА — женская поясная одежда.

Шилась в виде прямоугольника, состоявшего из двух пол по полтора полотнища темной клетчатой шерстяной домотканины каждая и вшивавшейся между ними узкой тканой вставки-прошвы, отделявшейся от пол прошивками-шахмат- ками. Прошва и шахматки ткались на крюке с помощью косарика. Края и полы понёвы обшивались узким тканым шерстяным пояском. Грусменая панёфка украшалась только нашивками зубчатой тесьмы по полам и подолу.

Такая понёва переходила от матери к дочери. Носили ее только замужние женщины в случае смерти близких родных. Служила также поясной одеждой вдов и солдаток, ожидавших мужа.

При ношении понёва сзади собиралась складками, а впереди подвязывалась низко под животом. Носили с белой холщовой рубахой. Термин был распространен в южных губерниях Европейской России.

ГУНЯ — верхняя мужская и женская одежда, а также

вообще всякая старая, ветхая, рваная одежда. Термин гуня в применении к верхней одежде был распространен в Вятской и Пермской губерниях.

Гуней называли КАФТАН (см. ) со сборами из синего или белого холста на подкладке из пони- точины.

ГУСАРИКИ — женская праздничная обувь из цветной кожи на высоком каблуке с голенищем до середины голени.

В начале XX века носили девушки и молодые женщины в казачьих станицах Дона и Северного Кавказа.

ГУСКЙ — женские ушные украшения в виде белых шариков из пуха домашних гусей или сальных желез диких уток. К шарикам прикреплялись

короткие снизки из цветного бисера.

Гуски надевались на ушную раковину с помощью тонкого кожаного ремешка или шнура.

Ушные украшения из пуха были широко распространены в южных губерниях Европейской России. Слово гуски применительно к ним было известно в основном в Рязанской губернии.

Гуски были праздничным украшением девочек начиная с семилетнего возраста, девушек и молодых замужних женщин.

д

ДАБИННЙК — женская горничная одежда на широких плечиках типа сарафана из дабы.

Он шился из одного полотнища ткани, перегнутого пополам в центральной части по уточной нити. С боков вшивались клинья, расширявшие подол. Для головы вырезалось небольшое прямоугольное отверстие, а на груди делался неглубокий разрез, застегивавшийся на пуговицу. Надевался дабинник с рубахой и поясом. Дабинники были известны на Алтае у старообрядцев, живших в селах и деревнях, расположенных по реке Бухтарме. В первой половине

XIX века дабинник был обрядовой и погребальной одеждой — «смертяной» одеждой пожилых женщин.

ДАЧА — БбСТРЮК (см. ). Термин известен в XIX —

начале XX века в Архангельской губернии, на Терском берегу Белого моря.

ДВОЕКУБбВИК — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из синей с голубыми цветами фабричной ткани.

Шился из четырех полотнищ ткани. Цельное переднее полотнище было прямым, заднее и боковые — косыми. С боков вшивались дополнительные клинья. Неширокие лямки соединяли переднее и заднее полотнища.

Двоекубовик на груди и подоле украшался лентами и кружевом, располагавшимися по горизонтали.

Эту одежду носили поверх рубахи и обязательно подпоясывали.

Двоекубовик был распространен у старообрядцев Алтая.

ДВОЙЧАТКИ (ПАЛУЗЕРНАВЫЕ) — женские ушные украшения-серьги.

Представляли собой конструкцию, состоявшую из металлического несомкнутого кольца с подвешенными к нему недлинными металлическими стержнями, заканчивающимися петлями или шариками. Стержней было два. На них нанизывались сердоликовые, костяные, перламутровые шарики или цилиндрики, бусины, речной жемчуг, металлические кубики, украшенные штампом, зернью.

Двойчатка вставлялись в мочку уха или надевались на ушную раковину.

Такого рода ушные украшения были известны в северных и центральных губерниях Европейской России с конца XVI века. Для богатых людей их делали из дорогих материалов, для людей бедных, среднего достатка — из более дешевых.

девичья красА — головной убор девушки в виде повязки из шелка, парчи, проложенной картоном или лубом с подкладкой из холста, набойки. Очелье украшалось жемчугом, бисером, искусственными цветочками. К очелью прикреплялась поднизь из жемчуга или белого бисера, закрывавшая лоб. Сзади головной убор завязывался на тесемки и украшался разноцветными лентами, спускавшимися по спине. Макушка головы была открыта. Этот головной убор в XIX веке был праздничным головным убором девушек во многих деревнях Новгородской, Псковской, Костромской губерний. Во второй половине XIX — начале XX века он употреблялся в основном как свадебный: его надевала невеста на девичник. В этом же головном уборе она венчалась.

ДЁЛЬНИЦЫ — РУКАВЙЦЫ (см. ), сшитые из оленьего меха.

Термин бытовал в XIX — начале XX века в Архангельской, Олонецкой губерниях.

ДИКбВИНКА — ПОДДЁВКА (см. ), но только более короткая.

В XIX веке их носили женщины в Пошехонском крае Ярославской губернии. В 80-е годы XIX века она воспринималась местным населением как одежда старинная, выходящая из моды.

ДИКТУЙ — мужская и женская повседневная обувь из собачьего меха с короткими голенищами. Термин был распространен в Иркутской губернии с середины XIX века.

ДбБРАЯ ЗАНАВЁСКА — женский нагрудный передник. Верхняя часть ее выполнялась из скошенной на углах полосы холста, затканного полосами красными хлопчатобумажными нитями в технике браного ткачества — заборками, или закладками.

К верхней части занавески пришивали разделявшиеся разноцветными гладкими или орнаментированными шелковыми лентами широкие полосы полихромной вышивки по перевита. Самыми распространенными узорами ее являлись стилизованные изображения коней, птиц и барсов. Встречались также и различные растительные мотивы.

Нижний край доброй занавески обшивали черной шелковой фабричной бахромой, сутажом, усаживали блестками. На верхний край занавески прикреплялись четыре петли из кумача — две на груди и по одной на боках.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.