Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Драма Номер Три»



 

Дом, который построила Ирма Арендт.

Названия в жизни человека играют важную роль. Они не бывают случайными. Название, даже, порой, выбранное наобум, вдруг оказывается тесно переплетённым с жизненными обстоятельствами и начинает неожиданно влиять на события, диктовать условия. Это особенно актуально и остро для театралов, полжизни которых проходит под «маркировкой» названий различных спектаклей.  

Ирма Арендт (Ирина Симанова) – актриса (и режиссёр)  каменск-уральского театра «Драма Номер Три», на себе ощутила это обоюдное влияние.  

«Как только в репертуарный план включают спектакль «Зимы не будет», в котором у меня роль сердобольной старушки-кошатницы, готовой приютить у себя всю окружающую её живность, все дворовые кошки и коты начинают ходить за мной по пятам целыми стаями, мяукают по ночам в подъезде перед дверью в подъезде. Это кошмар какой-то! Отыграем спектакль, всё успокаивается до нового показа. Начинаю ставить «Левшу» - «про приверженность родине», как тут же вся моя родня с родителями и сёстрами начинает собирать документы для выезда на историческую родину – в Германию на ПМЖ, а меня ставят перед случившимся фактом и необходимостью принимать решение. И я уже ставлю спектакль не про всеобщие российские проблемы, а о собственном выборе».

Три театра

В жизнь Ирмы Арендт (Ирины Симановой) прочно вошли три театральных названия, с которыми связана вся её творческая жизнь: «ПРОвинциальные игры», «Эльдорадо» и «Драма Номер Три». Три театра, три названия-бренда, которые, как три кита, на которых держится«земля» режиссёра Симановой, на которых «заземлены» её творческий полёт и вдохновение.

 

«ПРОвинциальные игры»- первое детище режиссёра Ирины Симановой.  

Театр с. Новоисетского, который  даже названием своимотобразил формулу существования культуры на селе. В имени этого коллектива - и отношение к театру со стороны обывателя, и взгляд с «колокольни» самих актёров. С одной стороны театр – древнейшее, серьёзное искусство, с другой  - вроде бы игра. Словом, провинциальные игры.
И всё же это только «игра в провинцию», ибо у духа, духовного начала не существует прописки, не существует ни столиц, ни окраин, ни границ, ни каких других препонов. И душа – эта вечная «лимита» - и в столицах, и в глухом захолустье – вечно неприкаяна, в стремлении к одной единственной Прописке.
 

Театр «Эльдорадо» - маленькая страна сказочно несметных «богатств», невидимых для глаза и неведомых для большинства, но всегда открытых для «посвящённых» - богатств нематериальных, но духовных, «сокрытых в человечьих душах». Страну эту всегда населяло пытливое племя единомышленников, объединённых не просто общим делом, а общностью взглядов и идеалов.
Вот эта самая «общность» интересов и взглядов и позволила основателю и первому руководителю «Эльдорадо» Людмиле Степановне Матис принять решение пригласить на должность нового руководителя театра-студии талантливого режиссёра из с. Новоисетского Каменского района Ирину Симанову.
К тому времени – «Эльдорадо» - прославленный в области и за его пределами театральный коллектив, снискавший славу «профессионалов на любительской сцене», давший театральному миру целую плеяду блестящих мастеров, среди которых есть и кинорежиссёры, и театроведы, и актёры профессиональных театров, и даже номинанты премии «Золотая маска», переживал далеко не лучшие времена, связанные с переходом Людмилы Матис на новую должность художественного руководителя Каменск-Уральского муниципального театра драмы.
Часть коллектива любительского театра перешла вслед за Мастером в профессиональную труппу и в штат работников театра, некоторые просто сменили место жительства.   Все эти обстоятельства вынудили Людмилу Степановну принять трудное решение – объявить о закрытии студии, имея дальние планы-мечты на последующее возрождение. Путь к которому, уже бывший руководитель, видела в создании «с нуля» детской театральной студии на базе театра драмы, в воспитании нового поколения актёров, которые по замыслу должны будут через 8-10 лет, спровоцировав «театральный ренессанс», привести к возрождению «Эльдорадо». (А в будущем, ещё более отдалённом, эльдорадовское «золото», по замыслу своего создателя, должно «конвертироваться» в «новую валюту» уже на каменской профессиональной сцене).
Вот для этой цели в театр драмы и была приглашена Ирина Симанова. К моменту своего прихода она имела уже достаточно обширный опыт работы на театре, на её режиссёрском счету было около 20 постановок. За плечами – Свердловское областное культпросветучилище, Тюменский институт культуры, Екатеринбургский театральный институт, работа в Доме Культуры с. Быньги Невьянского района, в Новоисетском Районном Доме Культуры, в Колчеданской школе искусств Каменского района, во Дворце Культуры «Юность» г. Каменска-Уральского. В активе режиссёра – создание детской театральной студии «Провинциальные игры», переросшей впоследствии во взрослую труппу, защита звания «Народный коллектив», создание детской класс-студии «Шарманка», победа «ПРОвинциальных игр» на областном фестивале со спектаклем «Волшебное кольцо» по Борису Шергину, гастрольная поездка в город Екатеринбург на сцену театра кукол.
В Новоисетском в результате творческой деятельности Ирины Симановой за годы её работы появились целые театральные династии, что позволило телепрограмме «Вести» Российского телевидения назвать село «театральным центром». Помимо трёхминутного сюжета по «Вестям» новоисетскому народному театру был также посвящён цикл передач по Областному телевидению и получасовая программа по «Радио России», в рамках которой состоялось интервью с руководителем театра.
И вот осенью 2005 года в театре драмы Каменска-Уральского начала свою работу студия «Маленький театрик», которую возглавила режиссёр Ирина Симанова. Тогда никто и предположить не мог, что уже через два-три года «Эльдорадо», возродится, как Феникс из пепла, а его спектакли, как в славные «золотые» времена, снова будут собирать полные залы и пожинать лауреатские урожаи.
Но свершилось! Уровень актёрской подготовленности и духовная акселерация начинающих студийцев «Маленького театрика» позволила осуществить, отложенный в «долгий ящик» Ренессанс, в кратчайшие сроки.
Уже в первый год занятий некоторые из студийцев были привлечены Людмилой Матис для участия в массовых сценах профессионального театра. Затем лучшие из лучших стали понемногу играть небольшие роли второго плана на профессиональных подмостках.
Наконец, в октябре 2008 года художественным руководителем «Драмы номер три» был поставлен спектакль «Поллианна», специально сориентированный на 11-летнию актрису «Маленького театрика» Кристину Капустину, блестяще сыгравшую главную роль наравне с профессиональными актёрами, в том числе и в партнёрстве со своим учителем – руководителем студии, к тому времени – также вошедшей в состав профессиональной труппы.
 

В том же, в 2008 году было принято решение о восстановлении молодёжной студии «Эльдорадо» на базе старшей группы «Маленького театрика».
Первая же постановка студии «Тринадцатая звезда» - о свободе выбора и выборе свободы, принесла возрождённому коллективу звание лучшего спектакля областного фестиваля «Оранжевый подсолнух». За «первой звездой» последовали другие, среди которых пацифистская абсурдная драма «Пикник», чью премьеру приветствовал сам автор Фернандо Аррабаль, приславший на адрес театра поздравительное письмо на французском языке.
Теперь уже самым отъявленным скептикам стало ясно – театр «Эльдорадо» существует, здравствует! Для многих студийцев театр стал родным домом, а не просто увлечением, некоторые к этому времени уже связали свою жизнь с театром, либо обучаясь в театральных заведениях, либо поступив на службу в профессиональную труппу.

На сегодняшний день уже более десятка воспитанников Ирины Симановой были задействованы в постановках «Драмы номер три» в числе исполнителей основных ролей. В то же время постановки самого «Маленького театрика» и «Эльдорадо» завоевали целую «коллекцию» лауреатских званий на городских и областных театральных фестивалях, собирая в самом театре непременные аншлаги. Десять студийцев связали свою жизнь с театром, двое учеников Ирины Симановой в данный момент  являются актёрами театра «Драма Номер Три»

 Спектакли «Маленького театрика» и «Эльдорадо» прочно утвердились в репертуаре «Драмы Номер Три», занимая полноправное место среди постановок профессионального театра. Причём, маленьких артистов почитают за настоящих профессионалов не только в родном Каменске, но и за его пределами. Так, в июне прошлого года спектакль Ирины Симановой «Завтра была война» - совместная постановка «Маленького театрика» и «Эльдорадо» в инсценировке самой Ирины Ивановны по одноимённой повести Бориса Васильева стал лучшим на ХII областном творческом конкурсе «Камертон» Законодательного собрания Свердловской области в номинации «Спектакли. Профессиональные работы». Не смотря на то, что каменские студии имеют статус самодеятельных коллективов, работу юных каменских театралов жюри отметило по самому высокому гамбургскому счёту – наравне с профессиональными театрами области.

   Столь же высоко оценило постановку Ирины Симановой и жюри VII Всероссийского фестиваля «Театральный перекрёсток» в Екатеринбурге, обратив внимание, что в спектакле практически нет слабых мест. Татьяна Тихоновец, театральный критик, член жюри и эксперт главного театрального фестиваля страны «Золотая маска», написала на личной странице в Фейсбуке: «Я давно такого подробного и точного разбора, такого погружения в быт, в эпоху, и в профессиональном театре не встречала. Ну просто не к чему придраться. Да и не хочется…»

Драма Номер Три»

После студенческих лет молодой специалист Ирина Симанова на сцене не играла и не считала актёрство внутренней потребностью, не чувствовала тяги к сценическим перевоплощениям.  

 И в первые годы в Драме Номер Три даже не помышляла о подмостках - думала, что ей это попросту неинтересно. Но однажды, когда художественный руководитель театра Людмила Матис обратилась за помощью к руководительнице детской студии за помощью (потребовалась срочная замена выбывшего актёра в спектакле «Старосветская любовь» по Николаю Коляде), выручила – ввелась в спектакль, сыграла один раз, затем другой, и, наконец, окончательно утвердилась на роль. А весной 2007 года была приглашена худруком театра на роль Клавы Гороховой в спектакле «Зелёная зона» по пьесе Михаила Зуева. За первой ролью последовали другие. Сейчас Ирма Арендт – одна из ведущих актрис театра «Драма Номер Три», сыграла в31 постановке.   Наиболее яркие роли: Миссис Сноу в «Поллианне» (Элинор Портер, режиссёр Л. Матис), Женщина с ведром в «Лодочнике» (А. Яблонская, реж. Г. Полищук), Ираида Семёновна в «Бабе Шанель» (Н. Коляда, реж. А. Сысоев), Гурьевна в «Блажи» (А. Островский, П. Невежин, реж. Л. Матис, В. Соловиченко), Паша Большая в «Зимы не будет» (В. Ольшанский, реж. Л. Матис), Клава Горохова в «Зелёной зоне» (М. Зуев, реж. Л. Матис), Сооткин в «Тиле» ( реж. Л. Матис, И. Симанова) и другие.

На сегодняшний день актёрская профессия – одно из любимейших занятий Ирины Симановой. Именно в лицедействе она не только нашла себя, вернее, открыла неведомую прежде частичку себя, о которой раньше и не подозревала, но и вернула себе «историческое» имя. Тут имеет место целая история: когда пиар-менеджер театра Владимир Скрябин узнал настоящее имя актрисы - фамилию, доставшуюся от родителей, он чуть ли не в ультимативной форме потребовал коллегу ради блага родного театра  взять  псевдоним и не отстал, пока актриса не дала согласие поменять сценическое имя, оставив при этом свою законную паспортную – для собственных постановок. С тех пор она известна каменским театралам (и не только им) под двумя именами: актриса Ирма Арендт и режиссёр Ирина Симанова.

Под своей настоящей, паспортной фамилией  Ирина Симанова, помимо студийных, регулярно создаёт спектакли с профессиональной труппой. И если в новой постановке участвует режиссёр Симанова, администраторывсегда спокойны – результат будет: «Мы же продаём «кота в мешке» – суп, который ещё только предстоит сварить. Но когда за работу берётся Ирина Ивановна, мы уверены, что на обед можно смело приглашать – повар не подведёт! »

Так, например, на сказку «Слон Хортон» Доктора Сьюза, по словам администраторов, дети ходят, как на «Чапаева»: есть фанаты, которые не пропускали ни одного показа, ставя в недоумение и в некоторое замешательство своих родителей.

Новогодние кампании – ещё один «конёк»и «обязательная программа» на протяжении последних лет в исполнении Ирины Симановой, ежегодно поставляющей на праздничный конвейер по две новогодние сказки - для младших и старших детей. На сегодняшний день в послужном списке режиссёра Симановой - 15 спектаклей с профессиональной труппой «Драмы Номер Три» и 13 студийных работ.

 

 «Жить»

Для кинематографа Ирму Арендт открыл известный драматург и кинорежиссёр Василий Сигарев, у которого актриса сыграла во всех фильмах. Василий даже назвал её своим личным счастливым талисманом.

Впервые Ирма Арендт снялась у Василия в 2009 году в дебютной ленте «Волчок» в эпизодической роли, которую, к тому же, по техническим причинам пришлось почти полностью вырезать – в кадре осталось всего несколько секунд и голос (причитания) за кадром. Но режиссёр запомнил интересную органичную актрису и в сценарии следующего фильма «Жить» написал роль специально для неё. И даже, когда съёмки перенесли из Верхнего Тагила в Подмосковье, и продюсеры из финансовых соображений совершили замену уральских артистов, запланированных в фильме, на столичных, режиссёр встал горой за свой «талисман» и в ультимативной форме отстоял актрису. И она не подвела режиссёра, сыграв одну из лучших своих ролей. Работа Ирмы в«Жить» не осталась незамеченной. На премьере в Москве к создателям фильма подходили известные российские режиссёры и кинопродюсеры - пророчили талантливой уральской актрисе блестящее будущее, брали её координаты с целью заполучить артистку для своих проектов.    Но … после удачного кинодебюта  в «Жить» Ирма Арендт снялась только в одной ленте Василия Сигарева «Страна Оз» и в нескольких картинах начинающих режиссёров.  Ведь, известно, что успех в кино зачастую обратнопропорционален удалённости от киноцентров, а киносудьба провинциальных артистов во многом зависит от случая.

Учитель.

Но актриса всё же благодарна Судьбе и Его Величеству Случаю, которые привёли её на театральные подмостки.

Оказывается, путь на сцену  актрисы и режиссёра   Арендт-Симановой не был усыпан розами и начался только благодаря стечению обстоятельств.
Родилась будущая артистка и режиссёр в 1967 году в г. Чу – в маленьком провинциальном городишке на юге Казахстана. Что такое театр в городе и не слыхали!
В начальных классах Ирина Арендт (Симанова) с увлечением занималась в хореографическом ансамбле и мечтала связать свою жизнь с танцевальным искусством.
Но детские мечты рухнули в одночасье после отъезда руководителя ансамбля в другой город. Замены ему не нашлось и занятия прекратились.
Поэтому при поступлении в Свердловское культпросветучилище, усомнившись в собственных танцевальных способностях, будущий режиссёр в последний момент приняла судьбоносное для себя решение, забрав документы из приёмной комиссии отделения хореографии и передав их на отделение театральной режиссуры.
«О театре я понятия тогда не имела, - вспоминает Ирина Ивановна, - на моё решение повлиял факт того, что на экзаменах необходимо было читать стихи, а это я любила делать, и по мнению окружающих – умела, что подтверждалось частым участием в школьной самодеятельности в качестве чтицы».
Тем не менее, первый семестр дался очень нелегко. Сказывалась тоска по дому, по родителям, сёстрам, любимым племянникам! «Ревела, как белуга, целыми сутками напролёт! – со смехом рассказывает Ирина Ивановна. – Даже документы из училища хотела забрать. Спасибо Любови Михайловне, сумевшей переубедить меня, вернее, силой удержавшей от опрометчивого поступка! »
Сумев разглядеть в слезливой студентке актёрские и режиссёрские задатки, руководитель курса Любовь Михайловна Енькова начала опекать «сироту», всячески поддерживая неуверенную в собственных силах девушку, часто хвалила авансом и поощряла её малейшие успехи. И уже на второй год обучения сделала на неё ставку, доверив главную роль в курсовом спектакле «Фабричная девчонка» по Александру Володину.
Приехав по распределению мужа в с. Новоисетское, молодой специалист Ирина Симанова, опять же по совету, а скорее по настоятельной просьбе Любови Михайловны, организовала при местной школе искусств театральный класс – новое в те годы явление, разработав, опять-таки с помощью своего педагога, авторскую программу. Созданный класс стал первенцем не только в Каменском районе и городе Каменске-Уральском, но и одним из первых в области.
Вообще, по словам Ирины Ивановны, ей всегда везло на хороших учителей. Сегодня она с благодарностью вспоминает своих педагогов, преподавших ей основы режиссёрской профессии - преподавателя сценической речи культпросветучилища Валерию Владимировну Штанько, преподавателя по сценографии «культпросвета» Александра Владимировича Степанова, режиссёра Тюменского института культуры Татьяну Игнатьевну Тетеревкову, своего Мастера в Екатеринбургском театральном институте профессора Вячеслава Ивановича Анисимова, Льва Леонидовича Монтау из ЕГТИ и других.
Но участие в её судьбе Любови Михайловны Еньковой всё-таки было решающим. После окончания училища отношения между учителем и ученицей не прекратились. Любовь Михайловна щедро делилась не только профессиональными знаниями, специализированной литературой, помогая в обучении в институте, но и жизненным опытом, советами, сыграв, например, решающую роль в вопросе создания семьи.
Учитель всегда живо интересовался жизнью Ирины и её семьи, искренне радовалась творческим успехам. Связь между педагогом и ученицей сохранялась вплоть до раннего безвременного ухода Любови Михайловны.
Заповедям Любови Михайловны Ирина Симанова пытается следовать всю свою жизнь. Даже сейчас, работая в профессиональном театре, снимаясь в кино, ставя спектакли, как на любительской, так и на профессиональной сцене, сама воспитав не одно поколение учеников, имея среди них своих любимцев, также ступивших на стезю своего учителя, даже сейчас, спустя годы, Ирина Ивановна соизмеряет свою жизнь с нравственными и профессиональными основами, заложенными в годы обучения в училище культуры.
Не врать на сцене и в жизни – главная заповедь Любови Еньковой, усвоенная молодым режиссёром. Эта заповедь стала личным кредо Ирины Симановой, как режиссёра, актрисы, педагога и человека. Сверхзадачу своей педагогической деятельности она видит в воспитании этих качеств у своих подопечных. Ирина Ивановна, как и её учитель, уверена во взаимосвязи этих посылов: не врёшь на сцене - постепенно и в жизни правда становится жизненно необходимой потребностью. Ирина Симанова уверена, что главным в работе детского режиссёра должно быть формирование личности: через обретение профессиональных навыков к постижению нравственно-моральных качеств.
Работая в студии при театре драмы, при подготовке спектаклей Ирина Симанова хотя и вынуждена задумываться о конечном результате, о нацеленности на зрителя и кассу, но всегда определяет адекватные, соотносимые плану обучения и возможностям актёров задачи.
И что интересно, не ставя высоких художественных задач при выпуске дебютных спектаклей, исходя из степени подготовленности начинающих актёров, сценическая правда, а также взаимные доверие и любовь режиссёра и подопечных, дают удивительные результаты. Спектакли, изначально носящие вспомогательный обучающий характер, как некий инструмент обучения актёрскому мастерству, навыков сценической речи, «на выходе» оказываются художественно полноценными, причём не только в режиссуре, но и в плане актёрской игры.
Именно взыскательное отношение к себе и к своим актёрам, внутренняя потребность к правоте, честность по отношению к себе и партнёру заставляет режиссёра Ирину Симанову очень требовательно относиться к выбору репертуара. Этот процесс всегда для неё мучительный и длительный. Ирина Ивановна никогда не возьмётся за драматургию, которая ничего не затронула в её душе, не отвечает её внутренним запросам: не тронула тебя, значит, и ты не сумеешь заразить материалом актёра. И выбирает всегда тот материал, проблематика которого близка ей, даже порой перекликается с жизненными обстоятельствами.
Так было, например, со спектаклем «Левша» (С. Коковкин, И. Симанова), поднимавшем тему патриотизма. Во время работы над спектаклем перед режиссёром также стоял вопрос выбора – остаться ли в родной для тебя стране, либо вместе с родственниками уехать навсегда на историческую родину – в Германию.
Поэтому фактически каждый спектакль, поставленный режиссёром, становится этапным, знаковым в его жизни: начиная с первой студийной новоисетской работы – спектакля «Маленький принц» (1995 г. ), случившегося в период взаимного притирания молодого режиссёра и начинающих артистов, когда медленно, но накрепко приходило понимание, осознание ответственности «за того, кого приручил», выстраданное в ходе работы над спектаклем, вынесенное из многочасовых бесед-откровений режиссёра и актёров, осознанное в ходе обсуждений литературной основы постановки.
Именно об этом говорится в стихотворении, написанном по итогам работы над спектаклем студией «Провинциальные игры» исполнителем роли Лётчика Сергеем Симановым:

Важен не итог, а работа,
главное – не цель, важен принцип;
вдруг себя почувствует кто-то –
пусть на время – Маленьким принцем.
Переводов истинных нету:
что французский, русский, что идиш?
Тело без души – просто «нетто»,
главного, увы, не увидишь.
Будем же смеяться, как дети,
чуда ждать, как в сказке учили.
Если все мы будем в ответе
за того, кого приручили,
жить не для себя, а для друга,
и взовьётся правда простая…
- Это что, гляди, там за штука?
- Это самолёт. Он летает!

Те морально-этические принципы и мироощущение, заложенные работой над первым спектаклем, живы у участников его до сих пор, ими студийцы Ирины Симановой руководствуются в жизненных ситуациях. Сергей Соколовский, студиец того самого набора, ныне участник групп «Точка невозврата» и «Пинатри» (Москва), «звезда» московского хип-хопа говорит, что обитая в сфере российского шоу-бизнеса с его акульими законами, до сих пор все свои поступки и решения соизмеряет с теми моральными позициями, которые ему дала книга Экзюпери.
«Так получилось, что я не смог порушить в себе те идеалы, которые были заложены во время работы над спектаклем «Маленький принц», – говорит Сергей. - Хотя это и вызывает очень часто непонимание, удивление и даже насмешку со стороны коллег по «цеху», но изменить себе, своим детским принципам, а значит предать себя, предать своё прошлое я уже не смогу никогда».
Сама Ирина Симанова называет книгу Экзюпери  «детским Евангелием» и считает, что в идеале самой первой работой для любой начинающей самодеятельной театральной студии должна быть театрализация великой книги Антуана де Сент-Экзюпери и театр должен начинаться не с вешалки, как принято считать, а с «Маленького принца» - этакого своеобразного «идеального спектакля», «эталоны» которого, подобно парижским мерам веса, длины, высоты, должны «храниться» в душе каждого человека.
И, может быть, совсем не случайно в далёком 1995 году, когда Ирина Симанова поставила своего «Маленького принца» в «Провинциальных играх», точно такую же постановку осуществила в театре «Эльдорадо» Людмила Матис. В тот же год, на одном из показов этого спектакля, произошла «историческая» встреча-братание двух самодеятельных трупп. Тогда никто и предположить не мог насколько тесно переплетутся пути этих театров в будущем!
Таким же знаковым для режиссёра Симановой стала сказка «Обо всех на свете» – спектакль о целостности мира, о взаимосвязи всего живого между собой, о важности любой букашки для окружающего мира, о невозможности раздельного существования живых существ. Сюжет пьесы Бориса Заходера, согласно которому неуклюжая, ужасная гусеница превращается в восхитительную бабочку, словно символизировал сам принцип студийных взаимоотношений. И первая постановка «Маленького театрика» стала своеобразным актом инициации для начинающих театралов, а премьера спектакля сама по себе превратилась в обряд посвящения в студийцы.
Не случайно значимость каждой постановки для формирования собственного мировоззрения и мировоззрения актёров, сверхответственность в выборе пьесы, зачастую приводит к тому, что режиссёр Ирина Симанова особо значительные в воспитательных целях спектакли через некоторое время повторяет на новом актёрском составе. Так случилось со спектаклем «Обо всех на свете», поставленном первоначально в студии «Шарманка» с. Новоисетское, так произошло и с «Пластилиновой историей» - философской притчей, поднимающей проблемы противостояния жизненным обстоятельствам. (Главная сентенция спектакля - противовес обывательскому «не мы такие, жизнь такая»: «Не важно какими тебя слепили Руки – будь ты «крокодил», либо «морская свинка», важно, каким ты себя слепишь сам! » Такая, казалось бы, банальная истина, но какая она важная, когда дело касается вопроса формирования личности).
То же самое произошло и со спектаклем «Терех», посвящённым светлой памяти учителя Л. М. Еньковой. «Терех» был дипломной работой Ирины Арендт в училище, именно Любовь Михайловна посоветовала взять пьесу Семёна Злотникова в работу. Все последующие годы Ирина Симанова мечтала поставить «Тереха» на сцене своего театра.

 И, может быть, совсем не случайно, что спектакль случился тогда, когда режиссёр почувствовала, что сама в состоянии полноценно отдавать детям знания и навыки, полученные от своего педагога. Спектакль, премьера которого состоялась 23 апреля 2011 года  - дань памяти ученика Учителю, умеющему видеть в невзрачных «гусеницах» будущих прекрасных «бабочек», Учителю, помогающему сделать выбор и всю свою жизнь чувствующего ответственность за своего ученика.

 

Притягательность книги для читателя определяется тем, насколько уютно в ней, насколько нам хочется быть «там». Кто-то заметил, что существует «уютные» и «неуютные» писатели.  Так, наряду с частной, даже несколько обывательской, обиходностью «Трёх мушкетёров», «Робинзона Крузо», сказок Андерсена, рассказов Бианки и Пришвина, более масштабной укромности Александра Грина, Паустовского, Леонида Андреева, приютности Петербурга, Москвы Пушкина, Достоевского и Льва Толстого, первобытной привлекательностью лермонтовского Кавказа, вселенской, межконтинентальной благоустроенности Хемингуэя, существует неприютность Горького и Серафимовича, неустроенность Джека Лондона и Алексея Толстого. На театре – то же самое: есть уютные и неуютные режиссёры, привлекательность постановок которых зависит от того, насколько удобно в построенном создателем спектакля мире, насколько зрителю хочется жить в нём: есть холодную телятину с Тилем Уленшпигелем, ночевать с Дон Кихотом, лежать вкартонной коробке с оловянными солдатиками.

Ирина Симанова, несомненно – уютный режиссёр. Один мой знакомый однажды заметил: «Я часто смотрю постановки Ирины Ивановны глазами ребёнка и мне очень комфортно внутри этого искусственного мирка. Я воображаю, как в детстве, себя в этих предлагаемых режиссёром обстоятельствах. И могу представить: как бы я вёл себя, окажись я зрителем этих спектаклей лет этак 40 назад: как я игралбы дома эту сказку, изображая её персонажей, слепив их, предположим, из пластилина…»

И это очень важно для зрительского восприятия, особенно, в юном возрасте, когда формируются вкус и мировоззрение, важно для воспитания у юного зрителя и артиста чуткости восприятия окружающего мира. И не случайно дети с радостью и неизменной охотой тянутся к теплу и уюту, исходящему от сцены.

Ведь каждый спектакль Ирины Симановойособая вселенная, приютистая укромная планета, словно Маленьким Принцем, ухоженная и обихоженная добротой и любовью. Дом, в котором хочется жить…

                                                             Антон Енотов

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.