Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мастер-класс Северодвинская (Пермогорская) роспись.



Мастер-класс Северодвинская (Пермогорская) роспись.

Проводит

педагог дополнительного образования

МОУ ДЮЦ Волгограда

Широбакина Елена Олеговна

Цели и задачи мастер-класса:

1. Познакомить детей, их родителей и педагогов с техникой Пермогорской росписи.

Познакомить с элементами и композицией этого Северодвинского промысла.

2.  Развивать интерес к народному творчеству и бережное отношение к народному наследию.

 Материалы:

1. Кисти (№1, 3, 5), краски – гуашь, палитра, салфетки, картонные одноразовые тарелочки.

2. Зрительный ряд: демонстрационный материал, эскизы, шаблоны основных элементов Пермогорской росписи.

Ход мастер-класса

Беседа.

Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей — заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, Ракульская и Северодвинские. К последним отнесли близкие по композиционному строю Борецкую, Тоемскую и Пучугскую росписи.
Пермогорье — это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы.

Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки — корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается «маковками», «городками», низ — «серьгами», по-местному «чусками». Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы). Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, так как переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.

 

Рис. 1 Примеры изделий украшенных Пермогорской росписью.

На первый взгляд палитра, используемая в Пермогорской росписи, может показаться бледной. Всего четыре краски. Но красная, желтая, зеленая и черная на белом фоне производят яркое, праздничное впечатление.

Первоначально для Пермогорской росписи было характерно изображение львов, единорогов, птиц-дев и других мифологических существ. Но в последствии они сменились разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни, пышным букетом расцвел растительный узор. Традиционным стало и изображение птицы Сирин. У крестьян ее образ ассоциировался с благополучием. Птицу Сирин называли «птицей счастья», «райской птицей». Роспись создавалась с учетом определенных правил. Основные узоры Пермогорской росписи – это цветы, побеги, листья, ягоды, животные и птицы. Располагая сюжет, художник невольно получал некие пустоты, которые заполнял растительным орнаментом. Характерны для данной техники и рамки, которые отсекают одно поле с сюжетом от другого. Они могут быть узкими, в виде линии, и широкими, заполненными геометрическим или растительным орнаментом.

 

Рис. 2 Таблицы с элементами Пермогорской росписи и примеры последовательного выполнения узоров и элементов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.