Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Благовещение



1810–1820-е гг., картон, масло, 35. 5 × 28. 5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Эта работа представляет один из двух характерных для его творчества типов — религиозные мотивы и светские портреты. Картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Владимир Лукич Боровиковский был русским художником, который считался главным портретистом России на рубеже 18-19 веков. Он родился в Миргороде в 1757 году. Его отец, Лука, был казаком и большим любителем иконописи. Согласно семейной традиции, все четверо сыновей Боровика служили в Миргородском полку, но Владимир уволился в раннем возрасте и посвятил свою жизнь искусству, занимаясь, в основном иконописью для местных церквей.

Боровиковский, возможно, прожил бы остаток своей жизни как художник-любитель в провинциальном городке, если бы не неожиданный случай. Его друг Василий Капнист готовил жилье для императрицы Екатерины II в Кременчуге во время ее поездки в недавно завоеванный Крым. Капнист попросил Боровиковского нарисовать две аллегорические картины (Петр I и Екатерина II, как крестьяне, сеющие семена) для своих комнат. Картины так понравились Императрице, что она попросила художника переехать в Санкт-Петербург.

Начиная с 1795 года он стал популярным художником-портретистом и создал более 500 портретов за всю свою жизнь, 400 из которых сохранились до нашего времени. У него была собственная студия, и он часто пользовался услугами помощников, которые рисовали менее важные части портрета. Среди позировавших ему были члены императорской семьи, придворные, генералы, многие аристократы и фигуры из русского художественного и литературного мира. Большинство его портретов интимно по стилю.

 

 

Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину

1824 г, картон, дерево, масло, 51, 0 × 43, 5, Сергиево-Посадский музей-заповедник

 

 

Ранние портреты Боровиковского были довольно непрофессиональны. В 1787 году в Крым, где на тот момент проживал автор, приезжает Екатерина Вторая. Она обращает внимание на работы Владимира Лукича и настаивает на его переезде в Петербург. Предполагалось, что талантливый живописец поступит в Академию Художеств, но для тридцатилетнего творца такой шаг был несколько запоздалым. В Петербурге Боровиковский полностью переходит на портретную живопись, однако религиозные мотивы постоянно проскальзывают в его творчестве.

Единственным известным автопортретом художника является картина " Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину" - и это снова сюжет на тему Нового завета. Себя Боровиковский изобразил в виде благословляемого Иисусом персонажа, одетого в темное шелковое одеяние. Благостное выражение лица коленопреклоненного как нельзя лучше передает чувства мужчины, на которого снизошла благодать. Сложив руки на груди, герой выглядит умиротворенным и полным смирения. Иисус на этой картине - высокий мужчина со вьющимися светлыми волосами, восточноевропейского, славянского типа. На нем - типичная одежда римлянина, выполненная в ярких алых и лазоревых тонах.

Туника богато украшена золотом. Однако, Христос бос, и на его ступнях видны следы от гвоздей, оставшиеся после распятия. Сюжет картины и исполнение характерны для позднего творчества Владимира Лукича. В последние годы жизни художник увлекся религиозным мистицизмом и вернулся к тому, с чего начал, целиком и полностью посвятив себя православной живописи.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.