Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Портрет Екатерины II



Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рассматривая на портретах Левицкого богатых купцов, знаменитых архитекторов, глубокомысленных философов, высокомерных аристократов, известных писателей, прекрасных красавиц, бравых военных, прелестных детей, величавых императоров и императриц – понимаешь, что они не только характеры, лица и биографии, а история и олицетворение той великой эпохи, не случайно названной екатерининской.

 В период ее правления совершенствуется законодательная система, растет экономическая мощь страны, основывается Российская академия наук, усиливается просветительская деятельность, укрепляется армия, создается Черноморский флот и еще много других вопросов, в которые Екатерина II активно вникает, проводит реформы.

В 1782, в год празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол, Левицкий создает «Портрет Екатерины II». Также поводом для написания этого портрета послужило учреждение звезды и ордена Святого Владимира. Регалии присуждаются за военные заслуги и гражданские достижения. Первый орден возложила на себя императрица в сентябре 1782 года.

Художник использует распространенный в 18-м веке, так называемый, «поколенный» вид портрета. Екатерина в торжественном красном наряде на фоне классических драпировок и колонн, через плечо перекинута лента, на груди владимирская звезда. Волосы уложены в простую прическу, скромные украшения.

 Автор стремится подчеркнуть значимость правительницы как государственного и военного деятеля, ее мудрость и просвещенность, о чем свидетельствуют перо, чернильница и свитки на столе. Но благодаря мягкому и доброму взгляду, легкой полуулыбке на лице, портрет Екатерины не смотрится пафосным или слишком торжественным.

Портрет М. А. Дьяковой

1778 г, масло, холст, 61х50, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Мария Алексеевна Дьякова (1755-1807) - дочь обер-прокурора Сената, Алексея Афанасьевича Дьякова и Авдотьи Петровны, урожд. княгини Мишецкой. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, проникнут чувством глубокой симпатии автора к своей модели. Обаяние и привлекательность, острый ум и отзывчивое сердце молодой женщины делали многих ее друзьями, поэты посвящали ей стихи. Романтична история ее замужества. Знакомство с Н. А. Львовым вскоре перешло в трогательную взаимную любовь.

Портрет Дьяковой принадлежит к числу лучших произведений живописца, в нем с новой силой воплотились творческие идеалы художника, нашедшего чрезвычайно удачную для этого модель. Как и другие произведения камерного стиля Левицкого, портрет Дьяковой решен очень скупыми средствами, без каких-либо прикрас, способных отвлечь внимание зрителя.

Вместе с тем художник отнюдь не склонен повторять один и тот же трафарет композиционной схемы, одинаковое расположение фигур, однородные колористические сочетания. Почти неуловимыми различиями в наклоне головы, изгибе шеи, движении плеч он придавал каждому персонажу самостоятельную позу, сохраняя при этом ее живость и естественность; то же происходило с костюмом, прической, украшениями, деталями — всегда неповторимыми. Художник, мобилизуя свою изобретательность и ресурсы живописца, добивался в каждом случае новых комбинаций, сходных только своей жизненной убедительностью и психологической точностью.

 

Портрет Д. Дидро

1773-74 г, холст, масло, музей искусства и истории, Женева

 

Портрет великого французского философа относится к самым ранним опытам художника в этой области. Дидро считается незаурядным теоретиком искусства, хорошо разбирающимся в нем. Мыслитель скептически относился к собственным портретам, полагая, что его лицо мистифицирует портретистов благодаря своей изменчивости. Однако картина Левицкого произвела на него благоприятное впечатление, он увез ее с собой на родину.

Левицкий чутко уловил переменчивость этого неординарного обличья. Он написал лицо интеллектуала крупным планом, без приукрашивания слабостей и несовершенств. Заметны отеки под глазами, двойной подбородок, залысины. Внимания зрителей ничто не отвлекает, философ сидит в спокойной позе на темном фоне и выглядит на портрете по-будничному.

Левицкий изобразил его попросту, без церемоний, в домашнем атласном халате, в расстегнутой белой рубахе, без непременного в те годы парика. За совершенно простой внешностью Дидро скрывается глубокий ум и серьезный характер. На портрете крупным планом выделяется высокий лоб, светящиеся интеллектом глаза, внушительный нос, выдающийся подбородок, все его подвижное лицо. Видно, что Дидро предается напряженным размышлениям, его отрешенный взгляд устремлен в пространство и сконцентрирован на какой-то важной мысли.

Несмотря на то, что камерный портрет являлся начальным опытом художника, колорит полотна поражает изысканностью. Теплые охристые тона одежды смягчают суровость Дидро, тщательно выписана фактура материала: атлас переливается достаточно натурально. Все детали, каждая складочка халата и белоснежной рубашки подчеркнуты с мастерством, достойным таланта. На лице выделяются живостью и блеском глубокие серьезные темно-карие глаза, доброжелательно смотрящие на мир. Левицкому удалось уловить и передать главное в характере и внешности великого мыслителя. На портрете воспроизведено почтение живописца к личности великого французского просветителя.

 

Портрет Молчановой Е. И.

1776 г, холст, масло, 181, 5 х 142, 5 Государственный русский музей, Санкт-Петербург

 

Молчанова Екатерина Ивановна (1758-1809). Дочь коллежского советника И. Я. Молчанова, воспитанница супруги обер-егермейстера М. Я. Нарышкиной, которая определила ее в Смольный институт (1764). В 1776 окончила курс с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. С 1776 фрейлина великой княгини Марии Федоровны, в конце 1770-х – Екатерины II. С 1780 замужем за С. А. Олсуфьевым, впоследствии генерал-майором.

Молчанова изображена в белом шёлковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвёртого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).

Портрет Борщевой Н. С.

1776 г, холст, масло, 197х135,  Государственный русский музей, Санкт-Петербург

 

Борщева Наталья Семеновна(1758–1843) – дочь отставного фурьера С. И. Борщева. С 1764 по 1776 обучалась в Воспитательном обществе благородных девиц, которое окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. В 1776 стала фрейлиной великой княгини Марии Федоровны. Замужем первым браком за К. С. Мусиным-Пушкиным, вторым – за генерал-майором фон дер Ховеном.

Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что в изображении её правой руки присутствует анатомическая ошибка).

Наталья Борщёва изображена в образе Аллегории Танца.

 

 

Портрет Нелидовой

1773 г, холст, масло, 164x106 см, Государственный Русский музей

Нелидова – фрейлина императорского двора, женщина незаурядного ума, легкости характера и смелости. Легко сходясь с людьми, она играючи заводила полезные знакомства, находила друзей там, где, казалось бы, никому не удалось бы их найти, и могла даже успокоить Павла I, когда он впадал в истерику и начинал буйствовать. Случалось, что она защищала от разгневанного императора императрицу.

На картине она изображена довольно молодой, ещё до высылки её из Петербурга, ещё до неприятных слухов о ней и Павле. Она недавно окончила институт (Смольный институт благородных девиц), вся жизнь у неё ещё впереди, и одета она в театральное платье, в которых воспитанницам случалось танцевать во время представлений. Обычно портреты тех времен кажутся торжественными и строгими, при всех регалиях, и обязательно с суровым взглядом на зрителя.

Нелидова же изображена в танце – это видно по всей её позе. Ноги перекрещены, руки делают круговое движение, как бы очерчивая воображаемый круг, корпус относительно ног уходит назад, голова чуть наклонена влево. Все это создает ощущение винтового движения, спирального закручивания – кажется, что в следующее мгновение молодая девушка закружится по картине, вальсируя сама с собой.

На голове у неё аккуратная шляпка, рука придерживает легкий прозрачный фартучек, а на лице играет лукавая, веселая улыбка. Словно расшалившаяся девочка, Нелидова смотрит на художника, а вместе с ним и на зрителя, чуть искоса, как бы проверяя – сердится ли он, что она танцует? Остановит ли, или рассмеется?

Глаза у неё карие, волосы пепельные, забранные в высокую прическу. По всем приметам она должна казаться совсем взрослой, но не кажется.

Такой она и прошла по жизни – смеясь, танцуя, шаля и играя. Одаривая людей ощущением радости и грядущего счастья.

 

 

Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой

1772 г, холст, масло, 161 X 103, Санкт-Петербург, Государственный русский музей

«Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой» — первый в серии — Левицкий написал в 1772 году. В отличие от большинства героинь цикла, на девочках форменные платья Смольного института, а не театральные костюмы.

Справа стоит Феодосия Ржевская, дочь генерал-поручика Степана Ржевского. На ней синее платье — такие носили смолянки «второго возраста», то есть с девяти до двенадцати лет. Феодосья была одной из самых успешных учениц, она окончила институт с «шифром» Екатерины II — знаком отличия придворной фрейлины.

Слева — Настасья Давыдова, грузинская княжна. Её отцом был генерал-майор Михаил Давыдов, губернатор Тамбова. На девочке коричневое платье, форма учениц «первого возраста» — с шести до девяти лет. Известно, что в 1780-х годах в тамбовском театре играла некая княжна Давыдова, вероятно, речь именно о ней.

В центре неглубокого затемненного пространства, обозначенного углом столика с гнутой ножкой, занавесом и убегающими к стене линиями дощатого пола - фигура старшей девочки (Давыдовой). Она позирует художнику, старательно выпрямившись и расположив руки в танцевальном жесте, тем самым как бы " отталкиваясь" от темной части пространства и стремясь в его более светлую правую часть. Однако выглядывающая из-под подола платья ножка словно чертит невидимую вертикальную линию, подтверждением которой служит повернутое к зрителю лицо девочки. Эта линия композиционно резко контрастирует с общим поворотом девочки вправо.

Второй персонаж портрета - младшая девочка тоже поставлена для позирования: она старательно сжимает в кулачке край своего скромно украшенного платья - ее левая рука практически выпрямлена и четко определяет грань между фигурами девочек, которая, впрочем, несколько сходит влево в нижней части полотна. В руке, положенной на край стола - белая роза: символ юности и добродетели. Однако вся эта маленькая фигурка, вопреки необходимости сохранить церемонное изящество, дышит детской непосредственностью, с трудом скрываемым удовольствием от позирования. Особенно выразительно лицо воспитанницы: она с восхищением смотрит на свою старшую подругу снизу вверх. Этот взгляд намечет одну из особых композиционных линий портрета.

 

Владимир Лукич Боровиковский

(1757-1825)

 

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года в Миргороде. Был выходцем из казачьей семьи. Отец, и его старшие братья были иконописцами, и работали в местных церквях.

Под чутким оком родителя, Владимир занимался обучением иконописи. В 1774 году он стал служить в Миргородском казачьем полку, параллельно занимался развитием живописных навыков.

В 1787 году он написал пару картин для «путевого дворца» Императрицы Екатерины II. Картины были хороши, и Императрица поинтересовалась, кто их автор.

Выяснив, Екатерина II захотела с ним познакомиться. После разговора с Боровиковским, она рекомендовала ему ехать в столицу, в Академию художеств.

Год спустя, он переезжает в Санкт-Петербург. В Академию художеств, Владимир Лукич не подходит по возрасту, но он не отчаивается и, потихоньку, начинает обживаться в городе.

Знакомится с известными людьми, среди которых много интеллигентов. В 1792 году начинает брать уроки живописи у художника Лампи, трудившегося при самой Императрице.

Много общался Боровиковский и с известным художником Левицким, который берет над ним шефство. Левицкий большой мастер художественного дела и, научил Владимира всему, что умел сам.

Именно от него, по мнению историков – искусствоведов, Боровиковский получил потрясающую технику работы и композиционное мастерство.

В начале своего творческого пути Владимир Лукич пишет масляные миниатюрные и портреты. В жанре парадного портрета, он очень убедителен. Многие его работы служат образцом подражания для художников.

Боровиковский написал множество портретов. Среди них, портреты Императрицы Екатерины II, а также портреты представителей знатных фамилий.

В своих портретных работах он практикует участие типичного русского пейзажа. Русская природа неповторима, также, как и его картины. Тонкие белые стволы березок, полевые цветы – подчеркивают национальный дух и колорит в картинах Боровиковского.

Религиозная живопись была не чужда художнику. Он занимался росписью Казанского Собора Петербурга. В конце своей жизни, религиозная живопись стала основным мотивом творчества талантливого русского художника. Он открыл у себя дома частную художественную школу и активно передавал свои творческие знания.

В старости Боровиковский был одинок, не отвечал на письма, избегал людей. Умер Владимир Лукич Боровиковский в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.