Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«США на рубеже тысячелетий»



В 1968 г. победу на президентских выборах под лозунгом «закон и порядок» одержал республиканец Ричард Никсон. Во время его правления были резко сокращены расходы на борьбу с бедностью и строительство дешевого жилья. А в 1974—1975 гг. в связи с ростом цен на нефть произошел мировой энергетический кризис. В США начались падение производства, инфляция и рост безработицы.

Задача вывода американской экономики из кризиса была решена президентом Рональдом Рейганом, пришедшим к власти от республиканской партии в 1980 г. Он выступил за решительное свертывание главенствующей роли государства в экономической и социальных сферах. Государство отказалось от контроля над ценами, сняло ограничения для предпринимательской деятельности, сократило государственные расходы и социальные программы. Новый социально-экономический курс получил название «рейганомики». Она привела к росту безработицы и бедности, усилению социального неравенства. Богатые стали богаче, бедные — беднее. Несмотря на это, правительство не столкнулось с серьезным протестным движением. В начале 1980-х гг. самая трудная фаза кризиса оказалась позади и положение стало постепенно улучшаться, повысился уровень жизни основной массы американцев. Правда, спустя десять лет все экономические показатели в США вновь ухудшились.

Преодоление экономического кризиса и решение социальных проблем.

В 1992 г. к власти пришел кандидат от демократической партии Билл Клинтон, выступивший с резкой критикой «рейганомики». Он предложил вернуться к активной социальной политике. Это означало, что период «неконсервативной революции» в США закончился. Основное внимание правительство обращало на развитие социального обеспечения, здравоохранения, образования и т. д.

Такая политика обеспечила победу Клинтона и на следующих выборах. Кроме того, на протяжении 1990-х гг. в США наблюдался непрерывный экономический подъем. Большую выгоду американские корпорации извлекли из распада СССР и всего социалистического лагеря.

Впервые за тридцать лет было отмечено превышение доходов в бюджет над расходами. В конце 1990-х гг. две трети бюджета США составляли отчисления на развитие социальной сферы. Сократилась безработица, уменьшилась доля американцев, проживавших за чертой бедности.

Однако разрыв между богатой элитой и основной массой населения все же продолжал расти. После Второй мировой войны США не могли смириться с ростом влияния СССР на международной арене. Их беспокойство вызывала реальная возможность прихода к власти левых сил в отдельных странах Западной Европы, Азии и Африки. США и Советский Союз оказались в состоянии «холодной войны».

В 1973 г. США потерпели тяжелое поражение в войне против Вьетнама. В середине 1970-х гг. они фактически проигрывали и в «холодной войне». Поэтому Соединенные Штаты предложили Советскому Союзу перейти от противостояния к политике разрядки и ограничения гонки вооружений. В 1970-х гг. были подписаны договоры об ограничении противоракетной обороны и об ограничении стратегических вооружений. Однако разрядка оказалась недолгой. Воспользовавшись вводом советских войск в Афганистан в 1979 г., США перешли к жесткой конфронтации. Американское руководство взяло курс на достижение безусловного военного превосходства и ведения политики с позиции силы. После распада СССР в 1991 г. стало понятно, что в «холодной войне» победу одержали США.

В дальнейшем для Соединенных Штатов оказалось крайне нежелательным появление Российской Федерации в виде мощного противника на международной арене. Они поддерживали стремление стран Центральной и Восточной Европы вступить в НАТО, т. е. присоединиться к американской сфере влияния. США проводили политику экономической и культурной экспансии в странах СНГ.

В 1999 г. американская авиация совместно с союзниками по НАТО в обход ООН участвовала в бомбардировке Югославии, массированным ударам подверглись в 1998 и 2003 гг. Ирак, в 2011 г. — Ливия, в 2013 г. — Сирия.

Внутренние проблемы США связаны с движением за гражданские права, борьбой с бедностью и расовой дискриминацией, возникновение контркультурных движений. Во второй половине 40-х гг. в ответ на принятие закона Тафта-Хартли по ограничению прав профсоюзов прошли массовые выступления рабочих, в забастовках участвовали больше 4 млн человек.

В 50-е гг. во многих штатах страны развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права. В 1955—1956 гг. в городе Монтгомери (штат Алабама) чернокожие жители провели бойкот городского транспорта, в котором были раздельные места «для белых» и «для черных». Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60-х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей. В середине 60-х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых.

Во второй половине 60-х гг. значительный размах приобрело движение за прекращение войны во Вьетнаме, главным участником которого стала студенческая молодежь. По призыву Комитета за мораторий во Вьетнаме осенью 1969 г. 250 тыс. человек провели демонстрацию в Вашингтоне с требованиями скорейшего вывода войск из Вьетнама.

Весной 1970 г. многие университеты и колледжей выступила с протестами против вторжения американских войск в Камбоджу. В студенческом городке университета в городе Кенте национальные гвардейцы открыли огонь по студентам (4 человека были убиты, 10 ранены). В ходе антивоенных выступлений высказывалось недовольство внутренней политикой правительства, появились группы молодежи, называвшие себя «новыми левыми». Администрация почувствовала, что обстановка выходит из-под контроля. Для разгона демонстраций были направлены отряды национальной гвардии, армейские десантные части. Далее еще тяжелое поражение в войне против Вьетнама как подчеркнули сверху.

В декабре 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли (далее — НАФТА) для укрепления конкурентоспособности в экономическом соревновании с Европой, КНР и Японией. Важную роль играло намерение американцев повысить свою геополитическую роль в полушарии, создав новый плацдарм для проникновения в экономику латиноамериканских государств. Мексика же намеревалась посредством участия в интеграционной группировке быстрее приобщиться к клубу промышленно развитых стран. Вступившее в силу 1 января 1994 г. соглашение предусматривало постепенную отмену торговых барьеров между тремя странами, либерализацию движения капиталов и инвестиционного режима. В отличие от ЕС НАФТА не обладает наднациональными органами управления и не занимается совместным решением проблем в социальной сфере. В то же время между тремя участниками НАФТА нет столь глубоких политических противоречий, которые были типичны для стран Европы в послевоенное время. Еще одной характерной чертой НАФТА является асимметричность экономической взаимозависимости трех ее участниц при доминировании США и недостаточно развитом взаимодействии между Канадой и Мексикой.

Соединенные Штаты, наблюдая процесс активной интрарегиональной (внутри-региональной) интеграции стран Латинской Америки, намеревались использовать его в собственных интересах, выдвинув идею создания Всеамериканской зоны свободной торговли к 2005 г. Однако позже этот план забуксовал как из-за оппозиции в американском конгрессе, так и по причине скептического отношения к нему ряда государств Латинской Америки. Распад СССР стал неожиданностью для западных стран, однако растерянность быстро прошла. Вскоре США двинулись в политический вакуум, образовавшийся на евразийском пространстве в связи с исчезновением Советского Союза. Целью Соединенных Штатов стал новый однополярный мир, где господству США ничто бы не угрожало. Для этого, как им казалось, у них были немалые стратегические основания. Они создали единое мировое финансовое и информационное пространство, с помощью которого можно было " приструнить" любое государство мира и создать ситуацию, при которой возникновение новых соперников и конкурентов США являлось просто немыслимым. Одновременно военная организация Североатлантического пакта - НАТО не только не была расформирована, как это вроде бы предусматривалось устными договоренностями руководителей Советского Союза, США, Англии, Франции и Германии при обсуждении вопросов объединения Германии, а наоборот, ей отводилась ключевая роль в новой стратегии.

Несмотря на военные противостояния и гонку вооружений российско-американские взаимоотношения продолжались после падения СССР. В 1992-1996 годах в российской внешней политике американское направление стало преобладающим. Были заложены концептуальные основы внешнеполитических стратегий обоих государств в изменившемся мире, происходило становление российско-американских отношений. 31 января-

-1 февраля 1992 года Борис Ельцин впервые посетил США в ранге президента Российской Федерации. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны обсудили проблемы распада СССР, договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр.

По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые официально провозглашено окончание холодной войны.

15-19 июня 1992 года состоялся государственный визит президента РФ Бориса Ельцина в США. В Вашингтоне состоялись встречи с президентом США Джорджем Бушем-старшим. В ходе визита была подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы и заключен ряд экономических соглашений. Стороны согласились снять ограничения на количество сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных в обоих государствах. Американские волонтеры из организации " Корпус Мира" (Peace Corps) получили право работы в России. Россия открыла для международного воздушного сообщения пространство над Восточной Сибирью. США предоставили России 4, 5 млрд долларов в качестве экономической помощи и оказали содействие в предоставлении помощи различными международными институтами.

2-3 января 1993 года президент США Джордж Буш старший посетил Москву. По итогам встречи с российским лидером Борисом Ельциным был подписан Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

3-4 апреля 1993 года в Ванкувере (Канада) состоялась первая встреча президента РФ Бориса Ельцина и президента США Билла Клинтона. По итогам встречи была принята Ванкуверская декларация, провозгласившая стратегическое партнерство России и США.

12-15 января 1994 года состоялся первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву. По итогам переговоров на высшем уровне были подписаны Меморандум о намерениях между правительствами двух стран о сотрудничестве в области экспортного контроля и контракт на продажу в США в течение 20 лет российского урана, извлекаемого из демонтируемых ядерных боеголовок. Принято Совместное заявление о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки, а также Декларация, которая зафиксировала договоренность об отказе РФ и США от нацеливания друг на друга стратегических ядерных ракет.

27-28 сентября 1994 года состоялся очередной визит президента России Бориса Ельцина в США. По итогам встречи на высшем уровне в Вашингтоне было подписано Совместное заявление президентов РФ и США по вопросу стратегической стабильности и ядерной безопасности; было принято Совместное заявление о принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества " Партнерство для экономического прогресса", главной целью которого провозглашено " стремление установить стратегическое экономическое партнерство".

9-10 мая 1995 года президент США Билл Клинтон посетил Москву по случаю 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Активно развивался диалог на высшем уровне " на полях" различных саммитов. Лидеры США и России неоднократно встречались в рамках саммита G7 (" Большой семерки" ), в последствии G8 (" Большой восьмерки" ): 8 июля 1992 года в Мюнхене (Германия); 9-10 июля 1993 года в Токио (Япония); 10 июля 1994 года в Неаполе (Италия); 17 июня 1995 года в Галифаксе (Канада); 20-21 апреля 1996 года в Москве.

23 октября 1995 года президент России Борис Ельцин встретился с президентом США Биллом Клинтоном в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

13 марта 1996 года российско-американская встреча на высшем уровне состоялась в рамках саммита, посвященного достижению мира на Ближнем Востоке, в Шарм-эш-Шейхе (Египет).

Всего за 1992-1996 годы между РФ и США было заключено около ста межправительственных и межгосударственных договоров, что составляло -более половины всех аналогичных советско-американских документов, подписанных в 1933-1991 годах. Для данного этапа российско-американских отношений было характерно снижение количества договоренностей по военно-политическим и региональным проблемам и рост соглашений по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

США переживала глубокий спад вплоть до конца 1982 г. По сравнению с предыдущим годом число банкротств среди предприятий выросло на 50 процентов. Особенно тяжело пострадали фермеры в результате сокращения сельскохозяйственного экспорта, снижения цен на зерно и роста процентных ставок. И хотя резкий спад деловой активности был малоприятным лекарством, он помог экономике выкарабкаться из подмявшего ее разрушительного цикла. К 1983 г. инфляция спала, экономика оправилась, и Соединенные штаты вступили в продолжительный период экономического роста. Годовой уровень инфляции оставался в пределах 5 процентов на протяжении почти всех восьмидесятых и девяностых годов. В восьмидесятые годы заметно изменился характер рабочей силы в Америке. Сохранилась давняя тенденция к сокращению числа фермеров. Небольшая часть рабочих оставалась занятой в промышленности в то время, как значительно большее число работало в сфере услуг, начиная с продавцов магазинов и кончая финансовыми плановиками. Если производство стали и обуви перестало быть оплотом американской обрабатывающей промышленности, то им стало производство компьютеров и программного обеспечения, от которых зависит существование вышеупомянутых производств.

Достигнув рекордно высокой отметки в 290 миллиардов долларов в 1992 г., федеральный бюджет начал постепенно сокращаться по мере того, как вместе с экономическим ростом выросли налоговые сборы. В 1998 г. впервые за последние тридцать лет правительство имело положительное сальдо несмотря на наличие огромного долга в основном в виде обещанных поколению «бума рождаемости» будущих выплат по социальному страхованию. Отмечая с удивлением это сочетание быстрого роста и продолжающейся низкой инфляции, экономисты спорили о том, сможет ли «новая экономика» США сохранить более интенсивный темп развития, чем это казалось возможным исходя из опыта предыдущих сорока лет.

И наконец, в большей степени чем, когда бы то ни было американская экономика была тесно связана с мировой экономикой. Как и его предшественники, Клинтон выступал за устранение торговых барьеров. В результате Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) расширились экономические связи Соединенных штатов с крупнейшими торговыми партнерами - Канадой и Мексикой. Развивавшиеся особенно бурно в восьмидесятые годы страны Азии стали, как и Европа, основными поставщиками готовой продукции и рынком для американского экспорта. Передовые международные телекоммуникационные системы связали мировые финансовые рынки в такой степени, как это было трудно представить всего лишь несколько лет тому назад.

Несмотря ни на что, к концу девяностых американцы вновь обрели чувство уверенности. С марта 1991 г. и по конец 1999 г. наблюдался непрерывный экономический рост, ставший самым продолжительным за всю историю мирного развития. В ноябре 1999 г. число безработных составляло 4, 1 процента от общей рабочей силы, достигнув самой низкой отметки за последние почти тридцать лет. Выросшие всего лишь на 1, 6 процента в 1998 г. (наименьший рост с 1964 г. за исключением одного года) цены на потребительские товары в 1999 г. росли лишь чуть-чуть быстрее, повысившись на 2, 4 процента в октябре. Впереди много испытаний, но пережившая XX век и принесенные им грандиозные изменения страна находится в хорошей форме.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.