Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из эксперимента. Глава 2. Создание условий для ….. у детей старшего дошкольного возраста. 2.1 Выявление уровня ….. у детей старшего дошкольного возраста



Из эксперимента

Глава 2. Создание условий для ….. у детей старшего дошкольного возраста

2. 1 Выявление уровня ….. у детей старшего дошкольного возраста

 В данном параграфе описывается ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого было выявление уровня …….. у детей старшего дошкольного…. Для реализации данной цели мы использовали такие методы, как наблюдение, беседа с воспитателем, а так же диагностические методики.

Эксперимент проходил на базе МБ ДОУ «Детский сад № …» г. Новокузнецка в ноябре 20… года.

В обследовании принимали участие … детей в возрасте … лет. Все дети …. постоянно посещающие детский сад и т. д…...

Сначала мы проводили беседу с воспитателем, целью которой было выявление ….. организации работы воспитателя по………… детей старшего дошкольного возраста  . В ходе беседы мы выяснили, что для ……. воспитатель работает …. с., закрепляя …, исправляет …., побуждает ….. в ходе ….. деятельности. Воспитатель регулярно …., а затем организует ….; на занятиях для ……. используется наглядный материал, разнообразные задания, ….., ….. .

После беседы с воспитателем мы проводили наблюдение, которое проходило во вторую половину дня, когда у детей была свободная от занятий деятельность. За каждым ребёнком мы наблюдали в течение 15 минут и …….. Так же мы смотрели, как дети ведут себя на занятиях и в с ……. Во время наблюдения, мы выяснили, что … из …детей ….., ……, .. Эти дети в течение … минут … …. Один ребёнок ….. Отвечал только на вопросы сверстников, односложными ответами. 3 детей говорили мало, только со сверстниками. Они занимались изобразительной деятельностью и общались только по поводу своих рисунков («Дай мне вон тот карандаш»; «Смотри, что нарисовал» и т. п. ). результаты этих четверых детей были низкими – в общей сложности за 15 минут они сказали менее 20 слов. Остальные дети показали средний результат – от 20 до 50 слов за 15 минут. Эти дети были довольно активны, они играли и общались в ходе игры.

Для диагностики ….. мы использовали методику «….. », целью которой было выявление ….. Результат оценивался в баллах:

1 балл – ребёнок ….

2 балла – ….

3 балла – ребёнок..

4 балла –.

5 баллов -.

С первой частью методики (беседой) справились почти все дети. С удовольствием рассказали о себе, что они любят, с кем играют, почему ссорятся, что дома делали и т. п. Со второй частью методики (игровой ситуацией) почти у всех детей возникли затруднения. Детям были необходимы наводящие вопросы и подсказки. Большинство детей отвечали на наводящие вопросы краткими, односложными ответами или жестами. А двое детей даже при помощи наводящих вопросов не смогли справиться с данным заданием.

Результаты получились следующие:

- по 1 баллу набрали 2 ребенка;

- по 2 балла получили 6 детей;

- 1 ребенок набрал 3 балла

- 1 ребенок набрал 4 балла

Далее проводился диалог по картинке для выявления интереса к общению, умения задавать и отвечать на вопросы (прием рекомендован В. И. Яшиной, 1998). Результат так же оценивался в баллах: по 2 балла получили 6 детей, по 3 балла получили 3 ребенка, 1 ребенок получил 5 баллов.

В ходе проведения мы выяснили, что не все дошкольники проявляют интерес к общению. Активность в диалоге проявили лишь 2 ребенка, остальные были скованы, стремились побыстрее уйти от экспериментатора и заняться своими делами. Так же мы отметили, что все дети умеют отвечать на вопросы. Но большинство детей отвечали на вопросы кратко, иногда использовали жесты и мимику. Задавать же вопросы могут всего трое детей (Андрей Н., Кристина Д., Маргарита К. ). Всем остальным детям требовалась помощь со стороны взрослого.

Далее мы использовали методику «Рассказ» (Авторы О. А. Безрукова О. Н. Каленкова) с целью выявления умения ребёнка слушать и отвечать на вопросы по тексту. Результат так же оценивался в баллах:

1 балл – ребёнок отвечает на вопрос

0 баллов – ребёнок молчит

С данным заданием справились девять детей из десяти. Дети внимательно слушали рассказ. По их ответам на вопросы мы сделали вывод, что дети хорошо поняли содержание рассказа. Но ответы на некоторые вопросы все-таки вызвали затруднения («Что ёжик видел в лесу? » и «Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко? »). Мы связываем это с тем, что ответ на первый вопрос был представлен в нескольких предложениях. Поэтому дети отвечали, но давали неполный ответ. А второй вопрос был сложным, потому что в тексте прямо не называлась причина смены звезд на солнце, и детям нужно было догадаться.

Обобщая данные, полученные после проведения методик и наблюдения, мы выявили 3 уровня развития речевой активности и сопоставили с ними результаты детей.

Высокий уровень (10-11 баллов). Ребенок быстро устанавливает контакты, является инициатором при вступлении в разговор (поднимает руку, начинает говорить или выражает желание вербально: «Можно я скажу, расскажу»), умеет слушать, строит общение с учетом ситуации, ясно выражает свои мысли. В речи ребенка присутствуют паузы (период задумывания и программирования высказывания, т. е. периоды напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи «Что сказать? » и «Как сказать? », «Нет, я лучше вот так скажу»). Свободно обращается к взрослому и сверстникам по разным поводам, выражает просьбы, задает вопросы. Обладает быстрыми речевыми реакциями и в диалоге и в других ситуациях. Выбор игр и игровые увлечения связаны с речью. Предпочитает словесные игры, является инициатором игры. Игровая деятельность сопровождается комментариями, вопросами, рассказами.  

Данный результат показали 10% детей.

Средний уровень (6-9 баллов). Ребенок умеет устанавливать контакты, но инициатива в общении проявляется редко, не всегда умеет слушать, недостаточно учитывает ситуацию общения, излагает свои мысли с паузами и подсказками, может испытывать затруднения при ответе на некоторые вопросы, иногда отвечает на них при помощи подсказок, самостоятельно не выражает желание высказаться. В высказываниях не наблюдается структурирования из-за отсутствия периода обдумывания. Иногда ребенок использует жесты, заменяющие речь. Не всегда способен самостоятельно влиться в игру или начать ее. Оречевляет свои действия после стимулирования взрослого.

Такой результат показали 30% детей.

Низкий уровень (от 5 и меньше баллов). Ребенок, не умеет устанавливать контакты, инициативу в общении не проявляет, не способен излагать свои мысли, не всегда умеет слушать, не учитывает ситуацию общения, испытывает затруднения при ответе на вопросы, иногда не может ответить на них даже при помощи педагога, проявляет невнимание к речи собеседника. Сам почти не говорит. В ходе диалога требуется помощь взрослого. Играет, как правило, молча. Со сверстниками предпочитает играть в подвижные игры. Все свои действия выполняет без речевого сопровождения.

Данный результат показали 60% детей.

Установленные уровни речевой активности у детей с ОНР представлены в таблице 1, рисунке 1.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.