Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из теории



Глава 1. Теоретические основы развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

 

1. 1. Сущность понятия «речевая активность»

 

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Речь возникает и развивается в процессе общения.

Общение является первым видом социальной активности, благодаря которому ребёнок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Активность - основа личности, которая характеризует взаимодействие человека с окружающим миром. Наиболее благоприятным для развития активности является дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой - развитием элементов произвольности, самосознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности. Многие важные виды психической деятельности формируются в дошкольном возрасте и становятся основой для дальнейшего продвижения и подготовки к школьному обучению (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др. ).

В последние годы проблема развития активности в детском возрасте привлекает внимание многих исследователей. Исследования направлены на изучение отдельных сторон активности, причем чаще рассматриваются различные проявления активности в том или ином виде деятельности и педагогические условия ее формирования (М. М. Алексеева, Л. А. Калмыкова). В психологическом плане изучаются мотивационные проявления активности (М. И. Лисина, З. Я. Неверович и др. ), ее проявления в ходе взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками (Р. Г. Казакова, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, А. А. Рояк, Т. В. Сенько и др. ).

Особой формой активности является речевая активность, которая в психолингвистике считается одним из наиболее значимых факторов развития речи у индивида. По мнению М. Р. Львова «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи».

Б. Г. Ананьев, А. А. Алхазишвили, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, О. Е. Грибова, Р. М. Фрумкина и др., рассматривают речевую активность как условие речевого общения. Согласно их взглядам, общение является важнейшим компонентом формирования личности ребенка и в разные возрастные периоды общение может принимать статус ведущей деятельности. Формой проявления речевого общения исследователи называют речевое поведение. Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения.

А. А. Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий включается в акты поведения, когда индивиду для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с другими членами данной среды. Включение речевых действий в поведение характеризуется определенной спецификой, когда член социальной среды, с которым индивид вступает в контакт, выступает для него в роли слушающего. Наличие слушающего создает ситуацию, которую можно квалифицировать как речевую. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие [19].  

«Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы, но это не совсем правильно. По мнению Т. В. Ахутиной, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней и других активная речь это форма речевой деятельности, заключающаяся в осуществлении речевых высказываний в звуковой форме (говорение). В то время как речевая активность - это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого. Это устойчивое свойство личности, обеспечивающее инициативное речевое поведение. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней.

Под «речевой активностью» понимают устойчивое свойство личности, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком [17].

В исследованиях Львова Р. М были выделены показатели речевой активности

     количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

     выбор игр, занятий, связанных с речью;

     быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

     быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;

     реакцию на поступок или высказывание других.

Автором выделены также основные условия развития речевой активности:

     общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в компании;

     умение преодолевать скованность, застенчивость;

     способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи [28].

Наряду с понятием «речевая активность» существует так же понятие «коммуникативно-речевая активность». Многие исследователи считают эти понятия синонимичными.

Р. Р. Орлянская считает, что коммуникативно-речевая активность (применительно к говорению) — это свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком [22].

В коммуникативно-речевой активности проявляются волевые усилия человека, и вместе с тем это его внутренняя готовность действовать соответственным образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации, это и динамическое интегральное свойство личности, способное изменить под воздействием обучения свой характер от воспроизводящего до творческого. Коммуникативно-речевой активности - это и предмет, и основное условие обучения речи.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:

     особенностей характера человека;

     наличия потребности в самовыражении;

     конкретной ситуации, обстановки;

     уровня владения языком;

     организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения);

     характера педагогического обучения;

     характера общения сверстников.

Выделяются следующие виды коммуникативно-речевой активности, различающиеся: ……………

 

Таким образом, речевая активность является устойчивым свойством личности, которое отражает потенциальное или реализованное стремление личности к высказыванию, основанное на потребности речевого самовыражения. Развитию речевой активности способствуют общая активность человека, его коммуникабельность, умение преодолевать скованность, застенчивость, способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи и др. Её объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.