Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематический конспект. «Отечественное искусство второй половины XVIII века. Живопись. Лосенко. Акимов. Рокотов. Левицкий»



Тематический конспект

«Отечественное искусство второй половины XVIII века. Живопись. Лосенко. Акимов. Рокотов. Левицкий»

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек.

В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой.

Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений.

 

Первой и наиболее крупной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых " Владимир и Рогнеда" на сюжет русской истории и " Прощание Гектора с Андромахой" на тему Илиады" Гомера. Эти картины стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.

Обучался И. П. Аргунова. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет " Чудесный улов" (1762). В 1766-69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет " Зевс и Фетида" (1769).

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

 

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – выдающийся мастер камерного портрета (погрудного изображения модели). Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка. Его кисти принадлежат " Портреты Н. Е. и А. П. Струйских" (1772, ГТГ), " Неизвестного в треуголке" (нач. 1770-х, ГТГ), " Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. ГТГ).

Картины Рокотова почти не передают объема: уплощенные фигуры как бы истаивают в тумане, плавно растворяются в темноте. За исключением портретов Екатерины, он не церемонится с одеждой и фоном, тканями и драгоценностями. Не выписывает их, как это делают, хвалясь мастерством, многие художники, а лишь слегка намечает. Отбрасывая всё несущественное и внешнее, он сосредотачивает внимание на человеческом лице. На том, как на нём отражается внутренняя жизнь. И это именно то, благодаря чему картины Федора Степановича Рокотова узнают потомки.

 

Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем возможным ступеням академической карьеры. Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль. Во время пенсионерской поездки в Рим историческая тематика сменилась мифологической: там были написаны " Нарцисс, любующийся своим отражением в воде", " Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури", " Фавн, забавляющийся с козленком" и " Прометей, делающий статую по повелению Минервы".

В дальнейшем художник пытался разрабатывать национальную тему в исторической живописи: " Князь Рюрик, поручающий при кончине своей младенца Игоря и вместе с ним княжение сроднику своему Олегу", " Крещение великой княгини Ольги", " Новгородцы, ниспровергающие Перуна".

На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование.

Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников.

Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. По семейной традиции, окончив семинарию и Киевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорических программ для богословских диспутов. Его обучению " искусствам" суждено было продолжиться у Алексея Петровича Антропова, который пригласил Дмитрия Левицкого к себе в ученики в 1758 году.

Впоследствии Левицкий станет самым " модным" художником – он будет буквально завален частными заказами. Он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев – Ж. -Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани.

В 1770 году пришел настоящий успех – за " Портрет А. Ф. Кокоринова" (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.

Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей:

· " Портрет А. М. Голицына", 1772 г.

· " Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия", 1783 г.

· " Портрет П. А. Демидова", 1773 г.

Очень любопытной представляется серия из семи портретов " Смолянок" (1772-1776) – выпускниц Смольного института (Института благородных девиц), отличившихся в выпускных спектаклях. Перед нами костюмированные портреты, но маски как бы впору моделям. Один из лучших в серии – двойной портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской. Левицкий чутко улавливает индивидуальные особенности каждой из изображенных.

Им запечатлен целый ряд людей, составивших славу русской и европейской культуры того времени – от идейного вдохновителя отечественной интеллектуальной элиты Дени Дидро (1773-1774) до " Неизвестного композитора" (1781).

Подобно Державину в поэзии, он воплотил в живописи самый дух противоречивой эпохи – ее декоративную пышность и тяготение к рационалистическим идеалам, веру в просвещение и плотское, " нутряное" ощущение жизни.

В его наследии можно обнаружить и почти рембрандтовские предвидения " портрета-судьбы" ( " Портрет священника Г. К. Левицкого", 1779) и полуэтнографические опыты в духе пробуждающейся моды на национальное ( " Портрет дочери Агаши в русском костюме", 1785); он умел быть блестяще-светским ( " Портрет Анны Давиа", " Портрет Урсулы Мнишек", оба 1782) и лирически-проникновенным, особенно в женских изображениях ( " Портрет М. А. Дьяковой", 1778), наконец, ему не было равных в портрете парадном, в великолепии композиционных постановок.

 

 

Портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.

 

 

По материалам сайтов:

https: //mirznanii. com/a/129666-2/russkaya-zhivopis-vtoroy-poloviny-xviii-veka-2/

https: //wearts. ru/ruartist/2

https: //artchive. ru/artists/155~Fedor_Stepanovich_Rokotov

https: //artchive. ru/artists/324~Anton_Pavlovich_Losenko

 

Дополнительно:

Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины XVIII века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал такие картины, как " Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794, ГТГ) и " Портрет Д. А. Державиной" (181З, ГТГ), как отечественный вариант английского " портрета-прогулки". Сентиментализмом проникнуты женские образы художника – Портреты М. И. Лопухиной (1797), Е. А. Нарышкиной (1799), Е. Г. Темкиной (1798, все в ГТГ). В композиции полотен большую роль художник отводил пейзажу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.