Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Углубление и систематизация знаний: «Определи свой темперамент».



 

Практическое занятие.

Темперамент учителя и успешность

педагогической деятельности.

1. Конспект статьи.

2. Выполнить задание.

 

Успех учебно-воспитательной работы в школе зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, способности, характер.

Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. У меланхолика слабые как возбудимые, так и тормозные процессы. Реакции не соответствуют закону силы, а поэтому в ответ на слабый раздражитель может быть очень сильная реакция. Меланхолик трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. Очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим.

В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Учителям-меланхоликам кажется, что некоторые ученики только и думают о том, чтобы навредить им, смеются над ними. Нарушение дисциплины - разбил окно мячом, толкнул учителя на перемене и не извинился - они часто рассматривают как преднамеренное действие, не понимая того, что это результат проявления потребности детей в движении, иногда невоспитанности. Отрицательные поступки учащихся закрывают для этих учителей все положительное в поведении детей.

Ожидая встречи с воспитанниками, они переживают чувство боязни, тревожности и приходят на эти встречи с отрицательной установкой, через которую воспринимают и оценивают детей. Об этом хорошо писал В. А. Сухомлинский: «Если у вас вызывает досаду и сердцебиение каждая детская шалость, если вам кажется: вот они, дети, уже дошли до предела, вот надо делать что-то такое чрезвычайное, предпринимать какие-то «пожарные» меры - семь раз взвесьте, быть ли вам педагогом». В книге «Сто советов учителю» он приводит письмо учительницы Лидии Н. из Тамбовской области, в поведении которой проявляются черты меланхолического темперамента, непонимание мира детства. (Если заинтересует, прочитайте! )

Повышенная эмоциональная возбудимость меланхоликов, неадекватная реакция на действующие раздражители, вызывают у них быстрое истощение нервной системы, появление болезненной реакции на действия, поступки детей, рост неудовлетворенности педагогической профессией.

Положительными являются активность, энергичность, страстность холерика; подвижность, живость, эмоциональность сангвиника; неторопливость, сдержанность флегматика; мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика.

Но при холерическом темпераменте часто проявляется несдержанность, резкость, эффективность; при сангвиническом - непостоянство, легкомысленность, поверхностность; флегматик может быть очень медлительным, безразличным, вялым, а меланхолик - замкнутым, нерешительным, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью, внушаемостью.

Проявление темперамента, как известно, связано с чертами характера, с теми системами связей, которые формируются под влиянием условий жизни, воспитания. В зависимости от характера внешних влияний временные нервные связи, которые образуются при этом, в одних случаях могут маскировать черты типа нервной системы, в других - тормозить или усиливать их, под влиянием систематических и долговременных факторов изменять их.

Этим объясняется то, что у учителей сходных темпераментов можно наблюдать противоположное поведение в разных условиях трудовой деятельности. Если учитель-холерик попадает в школу, где взаимопомощь, доброжелательность, справедливость, хорошие межличностные отношения, как по горизонтали, так и по вертикали, то все это будет влиять на проявление положительных типологических его особенностей, нейтрализовать, тормозить отрицательные стороны. И наоборот, в нездоровой психологической атмосфере коллектива с каждым днем он все больше будет раздражительным, несдержанным, все чаще впадать в состояние аффекта. Это сделает жизнь и его коллег, и дирекции школы, и учеников сложной, что сразу скажется на успешности учебно-воспитательного процесса.

Тщательная подготовка к выполнению каждого вида деятельности, чувство долга и ответственности будут формироваться у учителя-сангвиника, если руководство школы, коллеги именно так относятся к выполнению своих служебных обязанностей. В противном случае, протестуя против неверных установок в работе со стороны окружающих, учитель начнет безразлично относиться к своим обязанностям, избегать чернового, но нужного труда.

Отсутствие контроля, завышенность или заниженность требований тоже могут отрицательно сказаться на поведении, на деятельности учителей с разными темпераментами, характерами.

Хорошая организация жизни учительского коллектива, требовательность к качеству его работы будут положительно влиять на характер деятельности учителей-флегматиков. При таких условиях медлительность, фригидность, свойственные им, не превратятся в безразличие, вялость, лень, т. е. отрицательные стороны темперамента нейтрализуются.

Учителям-меланхоликам, которые работают в доброжелательной обстановке, где господствует чуткое отношение со стороны дирекции школы, коллег, родителей, легче преодолевать трудности, у них меньше проявляется чувство тревожности, неуверенности. Это способствует формированию у них положительных черт характера (например, уверенности), которые в определенной степени замаскируют особенности типа нервной системы.

Плохая же обстановка в коллективе лишь усилит неверие в свои силы, чувство тревожности; нервная система будет истощаться, уменьшится трудоспособность.

Подчеркивая, что проявление темперамента зависит от конкретных условий жизни, в то же время следует помнить, что типологические показатели нервной системы накладывают свой отпечаток на реакции учителя относительно внешних воздействий, что сказывается на результатах работы, методах ее, содержании и форме контроля.

На проявление темперамента влияет и характер учителя, цели и мотивы выполняемой им деятельности. Проявления темперамента могут быть подавлены (замаскированы) какими-либо активными мотивами. Так, у учителей с серьезными общественными интересами холерический темперамент находит свое выражение в инициативных, энергичных действиях. Там, где нет таких интересов, он чаще может выражаться в аффективных переживаниях, раздражительности. По-разному проявляются и черты сангвинического темперамента в зависимости от направленности деятельности учителя. Легкомыслию, поверхностности противостоят познавательный интерес, желание принести пользу окружающим.

Противоположно проявляются свойства одних и тех же темпераментов в учебной и воспитательной работе в зависимости от отношения учителей к детям, к педагогической профессии. Например, учитель-холерик редко проявляет несдержанность, грубость, если он любит детей, педагогическую профессию. Любовь к детям тормозит проявление неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Нельзя поэтому несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим издержки воспитания. Лейтмотив реформы школы - это совершенствование отношений между учителями, учащимися и родителями. Большое значение в этом придается деятельности руководителей школ, инспекторов народного образования. Путем индивидуализации подхода к каждому учителю они могут помочь людям с разными темпераментами, характерами адаптироваться к успешной педагогической деятельности и добиться успехов в ней.

Свой темперамент, характер должны учитывать и сами учителя. Целесообразно, исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных сторон, формировать индивидуальный стиль деятельности, т. е. такую индивидуальную систему приемов и способов действий, которые наиболее отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности. Одна из основных задач при этом состоит в том, чтобы преодолеть негативные стороны темперамента и использовать положительные. Работу над собой надо начинать уже в пединституте. Во время лабораторных занятий по психологии, в период педпрактики студенты могут определить у себя преобладающие черты темперамента, характера. Затем надо научиться опираться на свои сильные стороны. Индивидуальный стиль учителя должен проявляться в основных формах и приемах работы: особенностях организации класса, сообщении нового материала, организации учета усвоенных знаний и т. д.

Е. А. Климов в книге «Школа…, а дальше? » сравнивает уроки, которые проводят учителя сангвинического и флегматического темперамента. Анализируя эти уроки, автор подчеркивает, что, очевидно, бессмысленно решать, кто из этих преподавателей работает лучше. Оба успешно решают задачу активизации учащихся. Более того, если первый учитель будет работать по способу второго, то он потеряет свое лицо и задача не будет решена наилучшим способом. Точно так же стиль работы первого учителя не подойдет для второго - неторопливого и спокойного. «Успех здесь обусловлен как раз тем, что каждый работает с максимальным учетом своих личных качеств, работает своим индивидуальным стилем». На основе сравнения работы двух учителей, описанной в книге Е. А. Климова, можно сделать вывод, что медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, заблаговременной ориентировкой, формированием, оттачиванием педагогической техники. При этом действия медлительного учителя становятся более быстрыми, оперативными.

Учитель-сангвиник должен помнить о своей большой подвижности, впечатлительности, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей, таким образом, сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

Индивидуальный стиль деятельности учителя формируется в процессе обучения и воспитания и продвигает его на более высокий уровень осуществления педагогической деятельности. Наиболее проявляется он при положительном отношении педагога к деятельности, когда возникает интерес, творчество. Тогда учитель ищет эффективные приемы и способы, которые помогают достичь наиболее высоких результатов, анализирует свои данные, возможности, результаты своей деятельности, выясняет условия успешного выполнения ее. Постепенно выбираются такие приемы и способы работы, которые наиболее соответствуют особенностям личности, в частности особенностям темперамента, характера, и наиболее эффективны. В этом смысле можно говорить о педагогическом почерке учителя-мастера, который не механически усваивает опыт других учителей.

Хорошая организация жизни учительского коллектива, требовательность к качеству его работы будут положительно влиять на характер деятельности учителей-флегматиков. При таких условиях медлительность, ригидность, свойственные им, не превратятся в безразличие, вялость, лень, т. е. отрицательные стороны темперамента нейтрализуются.

Подчеркивая, что проявление темперамента зависит от конкретных условий жизни, в то же время следует помнить, что типологические показатели нервной системы накладывают свой отпечаток на реакции учителя относительно внешних воздействий, что сказывается на результатах работы, методах ее, содержании и форме контроля.

На проявление темперамента влияет и характер учителя, цели и мотивы выполняемой им деятельности. Проявления темперамента могут быть подавлены (замаскированы) какими-либо активными мотивами. Так, у учителей с серьезными общественными интересами холерический темперамент находит свое выражение в инициативных, энергичных действиях. Там, где нет таких интересов, он чаще может выражаться в аффективных переживаниях, раздражительности. По-разному проявляются и черты сангвинического темперамента в зависимости от направленности деятельности учителя. Легкомыслию, поверхностности противостоят познавательный интерес, желание принести пользу окружающим.

Противоположно проявляются свойства одних и тех же темпераментов в учебной и воспитательной работе в зависимости от отношения учителей к детям, к педагогической профессии. Например, учитель-холерик редко проявляет несдержанность, грубость, если он любит детей, педагогическую профессию. Любовь к детям тормозит проявление неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Нельзя поэтому несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим издержки воспитания. Лейтмотив реформы школы - это совершенствование отношений между учителями, учащимися и родителями. Большое значение в этом придается деятельности руководителей школ, инспекторов народного образования. Путем индивидуализации подхода к каждому учителю они могут помочь людям с разными темпераментами, характерами адаптироваться к успешной педагогической деятельности и добиться успехов в ней.

Свой темперамент, характер должны учитывать и сами учителя. Целесообразно, исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных сторон, формировать индивидуальный стиль деятельности, т. е. такую индивидуальную систему приемов и способов действий, которые наиболее отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности. Одна из основных задач при этом состоит в том, чтобы преодолеть негативные стороны темперамента и использовать положительные. Работу над собой надо начинать уже в пединституте. Во время лабораторных занятий по психологии, в период педпрактики студенты могут определить у себя преобладающие черты темперамента, характера. Затем надо научиться опираться на свои сильные стороны. Индивидуальный стиль учителя должен проявляться в основных формах и приемах работы: особенностях организации класса, сообщении нового материала, организации учета усвоенных знаний и т. д.

Учитель-сангвиник должен помнить о своей большой подвижности, впечатлительности, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей, таким образом, сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

Индивидуальный стиль деятельности учителя формируется в процессе обучения и воспитания и продвигает его на более высокий уровень осуществления педагогической деятельности. Наиболее проявляется он при положительном отношении педагога к деятельности, когда возникает интерес, творчество. Тогда учитель ищет эффективные приемы и способы, которые помогают достичь наиболее высоких результатов, анализирует свои данные, возможности, результаты своей деятельности, выясняет условия успешного выполнения ее. Постепенно выбираются такие приемы и способы работы, которые наиболее соответствуют особенностям личности, в частности особенностям темперамента, характера, и наиболее эффективны. В этом смысле можно говорить о педагогическом почерке учителя-мастера, который не механически усваивает опыт других учителей.

Углубление и систематизация знаний: «Определи свой темперамент».

 

1. - Послушайте притчу:

 “Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”.

1 странник - “Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет”, – приговаривал он сквозь слезы.

2 странник - “Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела! ” – горячился второй, дубася кулаком в ворота.

3 странник - “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка”, – успокаивал попутчиков третий.

4 странник - “Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем”, – взял в свои руки инициативу четвертый.

 

- Назовите:

- Кто из путников кто? 1 – меланхолик, 2 – холерик, 3 – флегматик, 4 – сангвиник.

3. Заполните таблицу положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.

4. Пословицы:

Определите тип темперамента, добавьте свои:

Поспешишь – людей насмешишь.

Не торопись умом, торопись делом.

Семеро одного не ждут.

Не робей воробей, дерись с вороной.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Не зная броду, не лезь в воду.

Тише воды, ниже воды.

Под лежачий камень и вода не течет.

5. Определите черты характера, добавьте свои:

- Слово сказал, как узлом завязал.

- Каков характер, таковы и поступки.

- С виду тих, да характером лих.

- Человек без твердого характера, что пружина без закалки.

- Человек без характера что хлеб, без соли.

- Характер закаляется в труде.

- Людей не суди, на себя погляди

- Не тот человек, что для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.

 

5. «Азбука характера»

Задание 1 группе: составить азбуку характера (по алфавиту), характеризующую отношение человека (от себя) к другим людям.

Задание 2 группе: составить азбуку характера (по алфавиту), характеризующую отношение человека (от себя) к делу.

Задание 3 группе: составить азбуку характера (по алфавиту), характеризующую отношение человека к самому себе

Таблица:

Отношение человека (от себя) к другим людям Отношение человека (от себя) к делу. Отношение человека к самому себе
А - амбициозный аккуратный активный
Б - бескорыстный бойкий бодрый
В - вежливый внимательный великодушный

и т. д. по алфавиту



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.