Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР



Батальный жанр – направление в изобразительном искусстве, описывающее сцены сухопутных битв и морских боев. Оно призвано запечатлеть исторические факты и свидетельства очевидцев и, в большей степени, является способом государственной пропаганды. Тематика таких картин охватывает причины, ход и последствия военных конфликтов, а сами произведения наполнены эмоциональными впечатлениями и действием. Художники, работающие в жанре батальной сцены, вынуждены соблюдать тонкую грань между фактическим представлением реальных событий и их собственной художественной интерпретацией.

Жанр существует с древних времен: батальные сцены изображали на древнеримских триумфальных арках и греческих вазах, воспевая боевую доблесть героев. Римские мозаики и настенные росписи древнего Египта донесли до наших дней истории покорения крепостей, осады городов и сцены сражений.

 

 

 

В Средние века тема битвы использовалась художниками для иллюстрации боя добра со злом, в частности, изображение Архангела Михаила, борющегося с дьяволом в образе дракона. Изображения Святого воинства присутствовало на некоторых иконах. Батальные сцены становились украшением гобеленов и ковров.

Художники эпохи Возрождения привнесли в картины со сценами боев новые способы изображения человеческой фигуры и кавалерийской битвы. Искусствоведы считают, что работа Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», дошедшая до наших дней в виде многочисленных копий, стала поворотной точкой в осмыслении всей идеи батальной живописи, в частности, ее композиционной составляющей.

Живопись эпохи Золотого века ввела моду на изображения морских батальных сцен. Голландские художники отец и сын ван де Вельде, эмигрировавшие в Англию, сегодня считаются основателями традиций британской военно-морской живописи, создав яркий визуальный ряд англо-голландских сражений.

 

Замечательные сцены морских боев создавали также Уильям Тернер и Хендрик Врум.

Хендрик Врум. Перестрелка.

Интерес к батальной живописи как отдельному жанру в России появился во времена царя Петра I. Произведения художников были традиционно патриотичны, воспевали мужество и боевой дух русской армии. Но, вместе с тем, более поздние работы таких мастеров как Верещегин В. В. и Васнецов В. М. живописали не только победные сражения и ликование победителей, но и страдания раненых, и горе побежденных.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.