Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I –я часть.



Дана характеристика 2-х народов и главного героя Самсона, ослеплённого и брошенного в тюрьму. Филистимляне получают коллективную характеристику, израильтяне – коллективную и отдельных персонажей (Миха, Маноа, Самсон, скорбный речитатив которого открывает драму).

Хор филистимлян «Звучи труба, играй тимпан» D dur полон восторга, ликования. Мелодия, основанная на звуках тоники, звучит поочерёдно у хора и оркестра, ритм напоминает барабанную дробь, черты «военной музыки» сближают его со второй темой увертюры. Господствует тоническая гармония. При быстром темпе статика – «бег на месте».

Минорный диалог Самсона и готовит арию Самсона «Мрак, вечный         мрак». Трагическое содержание арии воплощает форма развёрнутого периода. Это тип арии lamentо, переосмысленный Генделем в суровом и сдержанном духе. Мелодия основана на песенных интонациях, паузы воспринимаются как минуты молчания и горьких раздумий. Скорбь и её преодоление – таково содержание арии. Сумрак минора сменяется утверждением мажора. В кульминации гнев, протест: ход на б. 7 вниз, затем движение к б. 9 вверх. Драматизм кульминации преодолён, но мрачное настроение сохраняется.

Хор израильтян «О, мрачный луч» (a moll) глубже и многозначительнее хора филистимлян. Здесь и молитва и порыв к действию. Хор двухчастен. I-я часть хорального склада в хоре и оркестре передаёт суровую молитву. Минор как бы высвечивается мажором, движение как бы направлено в верхние регистры к свету («Да будет свет»! ). Эта реплика звучит в мажоре, квартовые попевки. II часть в темпе presto в форме фуги. Тема строится на квинтовом скачке с нисходящей секундой. В ней энергия, воля, мольба. Фуга имеет развёрнутую экспозицию, короткую разработку и репризу. Используется принцип стреттного развития. В разработке тема дробится на 2 мотива, которые проходят во всех голосах. Музыка словно ускоряет свой бег. Подчёркивается неустойчивость, динамичность.

Ария Маноа (d moll). Содержит косвенную характеристику Самсона. Двухчастна. I часть технически сложная, рассказ о былых подвигах Самсона, написана в духе героических оперных арий. II-я – медленная, скорбная, думы о его судьбе.

Речитатив Самсона предсказывает победу своему народу. Его героический характер подготавливает хор израильтян. Двоякая функция: поясняет действие и выражает чувства героя, тематическая связь с хором «Враги падут». Две части, написанные в форме развёрнутой экспозиции фуги. Тема первой, основанная на нисходящей квинте, и нисходящий рисунок вступления голосов рождают энергию и размах. Тема II части близка по духу к первой: нисходящая секвенция по квартам ровными длительностями, распевы только в противосложениях, подвижный ритм которых вносит в эту величавую музыку напряжённый пульс. Тональная устойчивость в сочетании с энергией самих тем создаёт ощущение уверенной силы.

Заключительный хор «К звёздному трону» F dur – торжественный гимн, ликующие распевы предсказывают народа. В характеристике израильтян – линия развития от скорби и страдания к воплощению чувства гнева, протеста, далее к воспеванию грядущей победы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.