Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Завет поэта. На десятую годовщину со дня гибели Александра Роскова



Завет поэта

На десятую годовщину со дня гибели Александра Роскова

Что главное в творчестве нашего друга и товарища, столь рано покинувшего земной мир? Этот вопрос неизменно встаёт перед нами, когда мы обращаемся к его стихам и ворошим мерцающие уголья памяти.

Александр Росков пропел величальную родной деревне, создав неповторимые, запавшие в его сердце пейзажи, картины сельского быта и бытия, образы своих земляков. В этом величании отразилась суть жития всей русской сельщины. По крайней мере сельщины Русского Севера. Сужу о том, как уроженец северной глубинки, отмечая в реалиях деревенского уклада, тысячелетнего сельского мира, портретах односельчан поэта типические, как говорят литературоведы, черты. Ведь и в моих детстве и юности были схожие приметы и такие вот бесхитростные внешне и в повадках люди, на которых от веку стояла русская земля.

Вспомним хотя бы поэтический портрет «Анатолий Абрамов – простой деревенский мужик…». Образ беззаветного труженика, оратая и воина, возводится до высот былинного богатыря – Микулы Селяниновича горького и кровавого ХХ века. В трактовке поэта нет никакого преувеличения. Именно такие мужики, плоть от плоти родимой земли, отстояли Родину от порабощения, были кормильцами, созидателями, на их плечах возводилась держава. Потому-то с такой сыновней любовью и благодарностью склоняет поэт перед подвигом отцов и дедов свою голову…

А ещё Александр Росков создал свод поэм. Он называл их большими стихотворениями, а кто-то определил их как рассказы в стихах. Одно из таких произведений венчает сборник избранного «Украденное небо», вышедший в серии «Библиотека журнала «Двина».

В центре поэмы – образ разорённого сельского храма. В расхристанные поры под сводами его хранили картошку и жито. Службы там не было. Но до недавних пор в церкви сберегалось расписное храмовое небо. Именно оно, по чувству и мысли поэта, и сохраняло вотчину от больших бед. Но вот грянули совсем уже лихие времена: ночные тати разорили церковь, украв храмовое небо на продажу или поругание. И с утратой церковного неба, кажется, рухнуло для деревни и земное небо, покатилась стремительно её жизнь к закату, потому что, заключает поэт, «из деревни ушла благодать».

Вывод глубинный, в нём суть нашей нынешней жизни. Благодать покидает не только русскую сельщину, но и большую нашу Родину. Потому что ныне бал правит на ней Мамона. Капиталу нет дела до духовности. Он гонит на колёсах так называемого прогресса без руля и без ветрил, сокрушая на пути всё самое дорогое русскому миру: уходит в небыль деревня, в смраде погрязают реки, бездумно вырубаются и выжигаются леса, пропадают дети, угорают от наркоты подростки, гибнут поэты… Это ли не знаки о последних временах и последние предупреждения остановиться и задуматься.

Видимо, это и есть главное в наследии Александра Роскова. Открывая безыскусную красоту родимой деревни – основы русского мира, поэт с тревогой и смятением взывает к нам с небесной высоты: берегите родимую землю – наследие пращуров, другой нет и не будет!

 

Михаил ПОПОВ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.