Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основатели венского Сецессиона и многоплановый процесс зарождения новых стилей в искусстве Густава Климт, Отто Вагнер, Коломан Мозер и др.



Сецессион - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль», возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» был журнал «Вер сакрум», ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.

Общей целью всех сецессионов можно назвать стремление человека преобразить действительность, простую жизнь. Эта цель достигалась за счет внесения определенных декоративных черт в стиль архитектуры, дизайн интерьера, искусства. Например, знаменитые особняки последователей Берлинского Сецессиона до сих пор хранят верность цветовой гамме пастельных тонов, в них можно рассмотреть растительные мотивы, плавные линии, соединяющие узор в единое целое, наряду с плавностью проявляется ассиметричность, смелость граничит с крайностью.

Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. «Стиль практической полезности», разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата».

 

В качестве " образца" застройки Вагнер спроектировал и построил на Линке Винцайле два своих очень известных дома.

 

 

Самый известный - " Майоликовый дом" -  выстроен в 1899 году.


Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта.

     
 

Фасад соседнего углового дома-ровесника (Linke Wienzeile, 38) строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера.


К этому времени Вагнер уже имел немалый опыт строительства многоквартирных домов, причём в большинстве случаев Вагнер был одновременно и архитектором, и владельцем зданий.


Собственные доходные дома Вагнера, построенные им в 1880 - 1883 г. г. на Stadiongasse (Stadiongasse 6-8, 10), имеют геометрически-чёткие, функциональные фасады.

     
 

Лопатки на фасаде украшены необарочным орнаментом. Из-за этого декора венцы прозвали здание " дом в подтяжках".

Этот жилой дом считался престижным - в нём на каждом этаже всего по две квартиры площадью около 300 квадратных метров каждая.

 

 

В середине 1890-х г. г. Вагнер занимается крупными градостроительными проектами. Всего за шесть лет, с 1894 по 1901, под его руководством были проложены четыре линии городской железной дороги, три из них функционируют и сейчас.

В ходе строительства было проложено 80 километров путей, возведено 15 мостов и виадуков, сооружено 40 станций и наземных вестибюлей.



 

 

Коломан Мозер родился 30 марта 1868 года в Вене, в семье начальника гимназии Терезианум. С 1893 по 1895 Мозер учится в венской Школе художественных ремесел, а с 1899 становится ее преподавателем. В 1897 году вместе с архитектором Йозефом Хоффманом (Josef Hoffmann) и художником Густавом Климтом Мозер создает творческое объединение Сецессион — от латинского secessio: отход, обособление. Сецессионисты провозглашают полный отказ от академических традиций в искусстве и начинают бороться за утверждение новых форм. Они регулярно организуют выставки, где пропагандируют свои принципы, хотя поначалу находятся под сильным влиянием витиеватого французского и бельгильского югендштиля.

Коломан Мозер. «Ранняя весна». Иллюстрация к стихотворению Райнера Марии Рильке, 1901.

До 1903 года в журнале Сецессиона Ver Sacrum было опубликовано около 140 иллюстраций, выполненных Мозером. Фасад открывшегося в 1898 году здания Сецессиона украшали стилизованные совы, деревья, девушки с венками. Их автором, как и витражного окна в холле, был Коломан Мозер.

 

Коломан Мозер. Эскиз ткани для компании Backhausen.

 

 

Коломан Мозер, ширма, 1906.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.