Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



Сегодня на нашем тренинговом занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – сплочение классного коллектива и построение наиболее эффективного взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность стать единым целым в достижении поставленных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают, иногда даже без слов, и поддерживают твои друзья и товарищи, оказывают помощь, когда это необходимо.

  1. Игра «Солнце светит для тех, кто... »

Цель: развитие чувства сплоченности.

Обучающиеся усаживаются в тесный кружок. Один из участников, водящий, убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в середине круга.

Задача водящего – получить стул, на который можно сесть.

Обучающийся стоящий в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из участников игры, то он (или они) встает и меняется местами с водящим.

Речь водящего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для тех, кто... ». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для тех, кто носит джинсы». Можно называть индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для тех, кто... любит отдыхать на море... любит играть в футбол... любит смотреть фантастику... »).

Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

  1. Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в классе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Педагог-психолог, используя метод деления на группы, разбивает участников на пары и предлагает сесть за стол рядом друг с другом.

Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один лист бумаги и один карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть важное правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Обсуждение упражнения:

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

  1. Упражнение с элементом аутотренинга «Я – в группе».

Цель: расслабиться, прочувствовать друг друга.

Педагог-психолог: «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... Подержит его руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза».

  1. Игра «Пустой стул»

Цель: понять друг друга без слов.

Для проведения данного упражнения необходимо нечетное количество участников. В случае необходимости педагог-психолог включается в игру.

Рассчитайтесь, пожалуйста, на «первый», «второй». Все вторые номера сядьте на стулья, первые станьте за спинками стульев, оставшийся без пары обучающийся стоит за спинкой свободного стула. Его задача - пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего нельзя.

Обучающиеся, которые сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собирается пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.

Обсуждение:

Как приглашали кого-то на свой стул?

Как вы понимали, что вас пригласили на стул?

Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?

  1. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Обучающимся раздаются листы бумаги, в центре которых нарисован круг с надписью «Я могу! ». Школьники должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записать то, что они могут сделать для своих одноклассников.

По завершению упражнения все записи зачитываются участниками занятия, а затем листочки красиво оформляются на ватмане с надписью «Портрет класса».

Обсуждая итоги работы, важно подчеркнуть то, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим элементом, которое делает класс более сплоченным.

  1. Игра «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

По моему сигналу вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость этой игры состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение упражнения:

Что вы чувствовали?

Если не получилось, то почему?

  1. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Цель: развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие! ». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Если представится возможность, педагог-психолог старается тоже оказаться в центре круга.

Занятие обязательно завершается рефлексией:

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о классе?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Организационный момент.

Ребята, спасибо за занятие. Я надеюсь, что вы над чем-то задумались, и будете работать в этом направлении, а полученные навыки обязательно пригодятся в дальнейшем. До новых встреч.

Балашова Наталья Викторовна Педагог-психолог

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.