Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В ДВОРЯНСКОМ ОСОБНЯКЕ



Если дворяне ревностно следили за внешним видом зданий, то внутренняя отделка, количество комнат, мебель и различные украшения скорее напоминали собой дворцы, нежели жилые помещения.
Всего в Куркинском главном доме, не считая коридоров, передних, нежилых помещений, насчитывалось 25 комнат: внизу – 7, на втором этаже – 14 и наверху – 6. И все это множество комнат было наполнено обстановкой екатерининского и александровского времен. Все покои отличались изяществом и вкусом, со штофными обоями, хрустальными люстрами, плафонами, мраморными статуэтками, зеркальными горками с фарфором русских заводов: Гарднера, Миклашевского, Поскочина, Софронова, Попова, иностранных Мейсона, Сакса (последнего особо был красив нарядный столовый сервиз с розами), Севра.
Особенно изысканно была оформлена гостиная с плафоном и росписью стен: нижняя часть стены лимонного тона с синими медальонами амуров на драконе и репьями в розетке, над ними план, по которому брошены живописные рисунки труб, цитр, бубен, скрипок, мандолин, нот, лавровых венков, злаков, палитр, факелов, кузнечных инструментов, рыболовных принадлежностей, корзин с фруктами и цветами. Сам плафон – это гирлянды цветов с плодами. В простенках огромные зеркала-жакоб. Тут же две тумбы, подставки красного дерева с бронзовыми энкалюрами, кресла, небольшая люстра, столы с бронзовой обработкой украшений.
В соседней комнате чудные обои с розами и огромный диван-самсон красного дерева, зеркало из красного дерева с бронзой и с овальным синевато-голубым фарфоровым медальоном вверху. В столовой два зеркале с фамильными медальонами, подзеркальными полуциркулярными комодиками красного дерева.
Необходимо добавить, что мебель была либо из красного дерева, либо из карельской березы. На стенах – литографии, картины, иконы, портреты, многие из которых после революции были перевезены в Вологодский музей. В большинстве комнат пол был покрыт паркетом из палисандрового красного и черного дерева.
Комнаты, кроме перечисленных, назывались: гостиная, бильярдная, зал, буфет, гувернантская, детская, классная, девичья, каминная, кабинет и библиотека. В библиотеке более трех тысяч томов, в основном литература XIX века, имелись и произведения XVIII столетия, специальная и сельскохозяйственная литература, издания журналов «Колокол» и «Голоса из России», «Полярная звезда», сочинения декабристов, Огарева, Некрасова и других, множество путеводителей по Западной Европе, планов, карт, каталогов музеев, художественных альбомов. На многих страницах книг имелись пометки, записи, подчеркнутые абзацы, по ним видно, что эти произведения читались и перечитывались.

Маяк. – 1994. – 23 апреля. – С. 4.


СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ УСАДЬБЫ

Невозможно представить дворянскую усадьбу без парка, сада, системы прудов, каменных ворот и забора с железными решетками; деревянными беседками, павильонами, мостиками и лесенками. И все это было в Спасском-Куркино.
За версту к имению вдоль дороги вела широкая березовая аллея, напоминающая по форме букву «Г», которая упиралась в белоснежные с красной крышей ворота николаевских времен. Сразу за воротами – широкая дорога, обсаженная акацией, вела к центру имения, скрывающемуся в зелени гигантских серебристых тополей и большой группы лиственниц.
С южной стороны имения, прямо от «Музыкантского» павильона, начинался английский парк, куда вела узкая аллея из сирени. Он был разбит по-английски, с каменными гротами, искусственными плотинами, китайскими беседками, песком посыпанными дорожками... По преданию, парк напоминал по форме двуглавого орла.
Обширный Куркинский парк был полон многих прекрасных мест, перспектив, аллей, небольших кружал, разнообразия деревьев. Но особенно красивое место было у прудов: высокая насыпная площадка, по сторонам которой росли грандиозные липы, несколько ниже большой пруд, еще ниже другой, а затем и третий, постепенно спускались к речке со странным наименованием Деринога. Русло речки преграждала небольшая плотина, через которую был перекинут мостик. Сразу за речкой поднимались пики столетних сосен и елей.
Весной посредством плотины вода в речке поднималась на несколько метров, заполняла пруды и заливала нижнюю часть парка. В прудах водилось много рыбы, которую в специальных бочках привозили из Кубенского озера.
Заповедное место имения – сад и огород, с цветниками клумб и бордюров. Для ведения этого хозяйства специально нанимался садовник, которому выделялось до четырех помощников и несколько десятков работников. В саду имелись редкие экзотические растения, которые обычно росли в теплицах и оранжереях, куда крестьян не пускали ни при каких обстоятельствах. Обычно оранжереи назывались персиковыми, ананасовыми, грушевыми, виноградными; в теплицах наряду с помидорами и огурцами высаживались дыни и арбузы. В первой половине XIX века оранжереи были своеобразной визитной карточкой дворянских имений, за счет чего помещики могли наслаждаться зеленью с ранней весны до поздней осени. Например, в Ермоловском доме имелся зал под названием «Зимний сад», куда осенью в огромных бадьях и бочках заносились теплолюбивые и вечнозеленые деревья и кустарники. Даже в Вологде, во Фрязинове, у помещицы Домны Горновской имелся фруктовый сарай, размером 4 на 13 сажень с 56 большими окнами и двумя печами. В сарае произрастали 22 вишни, 2 груши, 2 черешни и 11 яблонь.
В Куркино рядом с садом находилась небольшая липовая роща, в которой располагалось до десятка пчелиных ульев.

Маяк. – 1994. – 26 апреля. – С. 4.



ХОЗЯЙСТВО ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Любое дворянское поместье начиналось с крепостных крестьян; чем больше их, тем богаче имение. Для провинциальных дворян существовала градация: мелко-, средне- и крупнопоместные. К последней группе относились собственники, во владении которых было более тысячи крестьян мужского пола.
Надо сказать, что в Вологодском крае крупнопоместных хозяев было не много, но Резановы принадлежали к их числу. В списке владений за 1829–1832 годы, принадлежащих Федору Дмитриевичу Резанову, значилось 141 населенное место, где проживало 2738 крепостных мужского пола. Одной из особенностей владений Резановых было то, что они были разбросаны по 4 уездам Вологодской губернии: Вологодскому в 7 волостях, Грязовецкому в 4-х волостях, Кадниковскому в 4-х волостях и Вельскому в 5-ти волостях.
Вероятно, имение Резановых в течение полутора столетий так и оставалось принадлежащим одному владельцу. Например, известно, что на рубеже XVIII–XIX веков, Федор и Алексей Дмитриевич поделили имение между собой. Строительство зданий, различных построек и церкви вели оба брата. Но уже к 1830 году все имение вновь принадлежало Ф. Д. Резанову, скорее всего, его брат Алексей умер несколько раньше и, не имея наследников, завещал свое имение старшему брату. Второй доходной статьей наиболее предприимчивых помещиков была промышленность. Наиболее распространены в Вологодском крае в конце XVIII и первой – половине XIX столетий были винокуренные, конные и льнозаводы. Все такие заводы имелись и в Спасском-Куркино. Наиболее крупным в середине XIX и начале XX веков был конный завод; недаром Д. Ф. Резанов в 1850–1860-е годы был членом комитета губернского коннозаводства, где председателем значился Вологодский губернатор, в конце прошлого века на базе Куркино был образован Государственный конный завод.
Кроме всего этого, владельцы Куркино никогда не прекращали государственную службу, что также приносило небольшой доход.

Маяк. – 1994. – 28 апреля. – С. 4.



ИЗВЛЕЧЬ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

Прошлым летом в архиве я встретил мужчину. Разговорились: Владимир Анатольевич Андреев, внук последнего владельца с. Куркино. Живет в Санкт-Петербурге. Приехал отыскать родовые корни, побывать на родине предков. Обменялись адресами, завязалась переписка. Кстати, большинство напечатанных фотографий данной серии из семейного архива Андреевых.
Необходимо признаться, что до встречи с потомком владельцев Куркино, я считал данное место заурядной дворянской усадьбой. Тем более, что в краеведческой литературе этот населенный пункт явно обойден вниманием. Изменить такое представление мне помог следующий документ, хранящийся в Вологодском архиве.
«В Вологодский губернский исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов.
Вологодский губернский подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины обращается с просьбой в исполнительный комитет о принятии действенных мер к охранению и очищению помещения залы-гостиной в бывшем помещичьем доме – усадьбе Спасское-Куркино Несвойской волости. На основании декрета от 10-го октября 1918 года (Известия ВЦИК. – N9. – 220) указанный зал, как памятник искусства начала XIX столетия со всей обстановкой, представляющей старинную мебель красного дерева, подлежит охране и всякое посягательство на его общий вид и состояние без ведома подотдела охраны является нарушением декрета.
В настоящее время комната с расписным потолком и стенами занята приютом уез-дотдела социального обеспечения. Протесты местных организаций рабочих усадьбы и просветительного кружка ни к чему не привели. Мебель из зала исчезает и разбросана по зданию, часть находится вне здания.
Заведующий подотделом музеев и охраны памятников искусства и старины Н. Дмитриевский. 1 июля 1919 года».
Сам факт взятия под охрану старинного здания уже сам по себе говорит о большой его значимости и даже уникальности. Но как это было, да и есть в настоящее время: взятие под охрану государством каких-либо ценностей не дает гарантии их сохранности. В ответном послании записано:
«Отдел собеса еще раз категорически отказывается выселить приют из означенного дома, тем более не имея никаких веских причин к этому»... Как видите, типичная бюрократическая отписка, которые привыкли плодить люди, равнодушные и ни за что не болеющие душой. Как правило, любое произведение искусства, архитектуры они поставят ниже ежеминутной целесообразности и выгоды. Но как бы там ни было, дворянская усадьба Куркино и сегодня одна из наиболее сохранившихся вблизи Вологды.
И все-таки кое-что остается забытым: на рубеже XIX–XX столетий Спасское-Куркино было центром округи в 30 миль, где ежегодно проводились многотысячные праздники. Например, Борисов Сергее Владимирович, родиной из с. Кубанского, вспоминает двадцатые годы: «Летом в Духов день или в Заговенье уезжали в Спасское-Куркино к мамину брату дяде Феде, там в этот день проводилось массовое гуляние с массой увлекательных аттракционов и развлечений и в завершение демонстрировались конно-pрысистые и тяжеловозные соревнования на местном ипподроме на базе имевшейся там госконюшни. Народ на гуляние собирался из множества деревень и сел, а с аттракционами и буфетами приезжали даже из Вологды. Это был хороший и веселый праздник.
В этом году ОПХ «Куркино», школа и Дворец культуры и спорта совместно с районным отделом культуры решили: возродить этот древний праздник, куда будут приглашены оставшиеся в живых потомки владельцев усадьбы. Внук последнего владельца от лица всех их принял приглашение.
Ну что ж, в добрый путь!

Маяк. – 1994. – 19 мая. – С. 4.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.