Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Послушайте!». (Восприятие, истолкование, оценка)



«Послушайте! »

(Восприятие, истолкование, оценка)

В. В. Маяковский, стихотворение «Послушайте! ». 1914 год — год создания произведения — относится к дооктябрьскому периоду творчества Маяковского, периоду, наполненному драматическим переживанием роли поэта в одряхлевшем мире, поэта-богоборца, призывающего людей к вочеловечению.

Стихотворение написано в форме страстного обращения, возможного тогда, когда человек внезапно открывает для себя что-то необыкновенно важное. Первый образ в стихотворении — это сам человек, который обращается к нам — читателям, слушателям. Слушатели — второй образ, собирательный. Но та ли это бездушная толпа, которая лениво внимала поэту («А вы могли бы? », «Нате! »)? Тот, кто восклицает, надеется на ответный отклик, на сочувствие, может быть, пробуждённое именно его страстностью.

Звезда в русской литературе — образ, который имеет прочно закрепившееся за ним значение, универсальный образ-символ. Здесь важно вспомнить произведения русских поэтов, в которых возникает образ звезды (например, «Гори, гори, моя звезда…»В. П. Чуевского; «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова). Каково место стихотворения Маяковского в этом контексте?

Звезда как образ божественного, космического величия мироздания у Лермонтова — и звезда как нечто насущно важное для каждого человека у Маяковского. Человек, по Библии, носит Бога в себе, он должен бы был соответствовать, быть созвучным мирозданию, он же вступает с ним в противоречие: “Что же мне так больно и так трудно? ”

Маяковский предельно заостряет и углубляет этот конфликт. Его герой становится богоборцем, не верящим в гармоничность, необходимость и целесообразность мира, созданного Богом, и в то же время мечтающим понять и поверить в мечту, надежду, веру. Как и у Лермонтова, образ звезды расширяется — она превращается в воплощение смысла жизни.

На культуру России начала XX века оказывала большое влияние философская поэма Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», его учение о сверхчеловеке, Человекобоге. Ницше презирал людей, как стадо.

Маяковский в трагедии «Владимир Маяковский» (1913) мечтает о вочеловечении уродов и недочеловеков, о раскрытии в каждом подлинно человеческого. Именно это подлинно человеческое и является в людях божественным, приближающим человека к высшему, к Богу.

“Ведь, если звёзды зажигают…” — кто зажигает? Ответ один: Создатель.

“Кому-нибудь”, “кто-то” — это человек, который хочет понять, познать смысл существования человека на Земле. Лирический герой-богоборец, от имени которого идёт повествование, вступает во внутренний, скрытый диалог с этим “кто-то”, кто “называет эти плевочки жемчужинами”: намеренно сниженная, грубая лексема сталкивается с лексемой, характерной для высокого стиля, — “жемчужина”.

Интонация призыва и удивления, смешанного со скрытой надеждой, во второй части стихотворения преображается: замедленность сомнения сменяется динамикой страстной, стремительной попытки познать себя и поверить в смысл жизни.

Глаголы в форме настоящего времени с силой толкают каждую строку вперёд. Метафора в соединении с эпитетом (“в метелях полуденной пыли”) вызывает ощущение чего-то библейского — пустыни, жары — и в тот же момент космического, вневременного. Бог персонифицирован: к нему можно опоздать; чтобы не опоздать, нужно торопиться; у него жилистая рука — впечатление, что он, убелённый сединами старец, “просит — // чтоб обязательно была звезда!.. ” — просит о надежде, вере, мечте, просит о том, чтобы познать смысл жизни.

Почему тот, кто мчался к Богу, “ходит тревожный, но спокойный наружно”? К кому третьему он обращается со словами: “Ведь теперь тебе ничего? // Не страшно? // Да?! ”

Третья часть стихотворения (отметим кольцевую композицию), хоть и сопровождается знаками вопроса, но звучит утвердительно:

Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение может при первом прочтении оставлять впечатление белого стиха. Но, вслушавшись, мы увидим, как неожиданные, необычные рифмы прошивают, скрепляют текст: нужно–жемчужиной, были–пыли, опоздал–звезда, руку–муку, наружно–нужно, “Не страшно? Да?! ”–звезда.

 

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте! », созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте! » едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте! » переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте! » является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.