Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определение восприятия



 

Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ (от лат. perceptio – восприятие). Если ощущение связано с отражением отдельных свойств окружающей среды, то восприятие это отражение целостной предметной среды.

Закономерности восприятия находят свое выражение прежде всего в определенных свойствах, которыми обладает перцептивный образ. К числу важнейших свойств образов восприятия относят: предметность, целостность, константность, обобщенность.

Важной характеристикой процесса восприятия также является его избирательный характер, в основе которой лежат определеные характеристики прошлого опыта человека, что находит свое выражение в феноменах апперцепции.

Предметность восприятия

Предметность восприятия состоит в том, что в этом процессе отражаются предметы как некоторые пространственно обособленные, отдельные вещи. Другими словами, мы воспринимаем не образы сами по себе, а предметы, локализованные в пространстве вне нас. Именно благодаря этому мы и воспринимаем предметы, а не хаос смешанных друг с другом цветов и линий.

Предметность образа выражается в таком принципиально важном перцептивном феномене как выделение фигуры из фона. Данный феномен хорошо иллюстрируют случаи восприятия так называемых двойственных изображений. Рассматривая такое изображение можно заметить, что оно воспринимается нами как бы состоящим из двух частей: воспринимаемого предмета (фигуры) и материала (фона). Предмет воспринимается при этом как расположенное на переднем плане, замкнутое и отграниченное целое, фон – как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Фундаментальный характер такой разнородности и противопоставленности этих двух компонентов перцептивного образа ярко обнаруживается в том, что если предмет и фон меняются местами, то часть, бывшая раньше фигурой и ставшая фоном, сразу утрачивает свою очерченность и приобретает неопределенный, бесструктурный характер. Так, на рисунке ниже мы можем видеть либо два профиля (фигуру) на белом фоне, либо белую вазу (фигуру) на черном фоне. Но невозможно, даже при самом тщательном усилии, удержать в воспринимаемом поле одновременно и вазу, и два профиля.

 

 

Целостность восприятия

Целостность – это свойство, заключающееся в том, что мы выстраиваем образ предмета даже в том случае, если некоторые его части в настоящий момент не наблюдаем.

Целостность восприятия стала предметом особого исследования в таком направлении психологии как гештальтпсихология. Собственно гештальт (от нем. Gestalt) и означает целостную форму или конфигурацию. Они эмпирически выявили два основных аспекта целостности: (1) влияние целого на восприятие частей и (2) факторы группировки частей в целое. Влияние целого на восприятие отдельных частей выражается, например, в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.

 

 

Один и тот же элемент, никак не меняя собственных пространственных характеристик, воспринимается в структуре лица молодой женщины как очертание нижней части щеки, а в структуре лица старой женщины – как крыло носа. Другой элемент, воспринимаемый как часть лица молодой женщины видится как ухо, а в качестве части лица старой женщины – как глаз.

Другим примером доминирования целого над восприятием от дельных частей является тот факт, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной. Так, при проигрывании одной и той же мелодии на разных инструментах или в разных регистрах она воспринимается как та же самая. Между тем, в каждом из таких вариантов проигрывания все звуки изменяются по характеристикам высоты и тембра. Наконец, интегральная структура восприятия сохраняется при выпадении отдельных ее частей. Так, штриховые изображения всего лишь нескольких частей позволяют нам уверенно опознать их как контур человеческого лица.

 

 

 

 

В рамках исследования второго аспекта целостности гештальтпсихологи попытались выявить то, какие свойства отдельных элементов способствуют их объединению в целостную структуру. Этот аспект нашел свое выражение в так называемых законах гештальта. Наиболее общим из них является закон «хорошей формы» (прегнантности), в соответствии с которым человек стремится выделить в качестве фигуры то, что имеет законченную, простую и упорядоченную форму.

Было предложено около 100 различных законов гештальта, важнейшими из которых являются следующие:

1. Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.

2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.

3. Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т. е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т. д.

4. Фактор коллективного движения (общей судьбы). К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т. д. ).

5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т. д.

По сути дела, все эти законы являются различными вариациями фактора однородности или общности элементов по различным признакам.

 

Константность восприятия

Следующее важное свойство перцептивного образа – константность. Оно заключается в том, что воспринимаемые предметы сохраняют свои размеры и цвет, независимо от физических условий, в которых осуществляется восприятие.

Например, если мы смотрим на свои руки, причем одна из них находится в некоторых сантиметрах от лица, а другая протянута далеко вперед, то их кисти все равно воспринимаются нами как имеющие одинаковый размер.

 

Обобщенность восприятия

Наконец, перцептивному образу присуща обобщенность. Это свойство состоит в том, что воспринимаемый единичный предмет, выступая в образе во всей индивидуальной специфичности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с данным предметом по каким-либо признакам.

Обобщенность, присущую перцептивному образу не следует смешивать с обобщенностью, которая достигается в мышлении. Приведем, к примеру, эмпирические данные по восприятию учащимися ряда четырехугольников с различными величинами углов и длиной сторон (рисунки а) и ряда треугольников с различной величиной сторон и со срезанными углами (рисунки б). Учащиеся при восприятии четырехугольников (рисунки а) отнесли к группе параллелограммов трапецию и исключили из нее прямоугольник; в свою очередь все фигуры (рисунки б) были ими отнесены к классу треугольников вопреки принадлежности двух из этих фигур к классу шестиугольников (Н. Н. Волков). Этот пример ясно показывает, что зона обобщенности перцептивного образа не совпадает с объемом понятия; перцептивная обобщенность не тождественна мыслительной.

 

Подобные факты привели исследователей к мысли о том, что в основе перцептивного обобщения лежит специфическая познавательная структура, называемая прототипом (Э. Рош). Прототип – это некоторый конкретный образ, максимально воплощающий в себе черты, присущие какому-либо классу. Опознавая в процессе восприятия объект, человек, скорее всего, не выделяет признаки, на основе которых его можно соотнести с формально-логической категорией, а оценивает его меру «похожести» или «непохожести» на прототип данного класса.

Такой подход делает восприятие достаточно «экономичным» процессом, однако, часто может приводить к ошибкам. Это особенно важно учитывать в практике обучения, когда учитель пытается сформировать у детей понятие, предъявляя им конкретные его примеры. В этом случае есть большая вероятность того, что у детей сформируется не понятийное, мыслительное обобщение, а перцептивное, основанное на прототипе. И учителю не следует удивляться тому, например, что дети относят кита к рыбам, поскольку по своим внешне наблюдаемым характеристикам он действительно близок именно этому, перцептивному классу.

Избирательность восприятия и апперцепция

Человеку свойственно выделять в процессе восприятия одни аспекты среды больше чем другие в той степени, в какой они соответствуют его целям и намерениям, особенностям деятельности, которой он занимается, личностным характеристикам. Восприятие, таким образом, это процесс выбора значимого для человека содержания. То, что будет воспринято, определяется прошлым опытом человека, а зависимость процесса восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. В переводе с латинского языка этот термин означает «при восприятии, к восприятию». Действительно, человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию. Этот опыт позволяет наполнить чувственный материал образа определенным смыслом, поэтому иногда говорят об осмысленности перцептивного образа как его особой характеристике

Имеется большое количество фактического материала, иллюстрирующего явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией.

Многие из этих фактов были известны еще в прошлом веке. Так, американский психолог У. Джемс поясняет феномен апперцепции следующими примерами: «Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их опыте наиболее подходящей для никогда не виданного животного лошади. Мой двухгодовалый сын играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Его кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название».

Феномены, связанные с избирательностью восприятия широко изучались и в современной психологии.

Одним из интересных явлений, связанных с избирательностью восприятия, является открытый К. Черри «эффект вечеринки». Он широко известен каждому из нас: на вечеринке гости разбиваются на группы, каждая из которых обсуждает ту или иную тему. Постороннему человеку, случайно зашедшему в комнату, где находятся гости, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Между тем, достаточно присоединиться к разговору, как все остальное перестает замечаться. Данный феномен интенсивно изучался экспериментально с помощью методики дихотического прослушивания. При этом через наушники в два уха испытуемого подавались две различные магнитные записи. Когда экспериментатор просил испытуемого внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы. Но из другой записи он не улавливал ничего даже в том случае, когда некое слово повторялось в этой записи до 35 раз! Подобное слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик. Так, если испытуемый следит за тем, что ему подается на правое ухо и если вдруг это сообщение начинает передаваться по левому, то он с легкостью продолжает за ним следить.

Выбор информации, на которую человек обращает внимание в экспериментах с дихотическим слежением, в значительной степени зависит от его жизненного опыта.

Испытуемым из Мексики и из США с помощью стереоскопа проецировались в левый и правый глаз две картинки. Одна из них включала сцену из мексиканской жизни, а вторая – из североамериканской. В данном эксперименте испытуемый не мог интегрировать их в целостный образ и воспринимал только одну из двух сцен. Было отмечено, что при одновременном предъявлении таких двух объектов как, например, изображения тореадора и игрока в бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а американские – второй. Таким образом, они «настраивали» свое восприятие с учетом прошлого опыта, различия в котором обусловлены культурой (Дж. Бигби).

Кроме устойчивой апперцепции, которая обусловлена особенностями жизненного опыта субъекта, может иметь место и временная апперцепция. В ней сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний, таких как, установки, эмоции, различного рода ожидания и т. п.

В одном из опытов испытуемым предлагались для прочтения в краткой экспозиции немецкие слова в латинской транскрипции, чем вызывалась и фиксировалась установка на чтение иностранных слов в соответствующей транскрипции. После этого экспонировались уже русские слова, но состоящие из таких букв, конфигурация которых имеется и в русской и в латинской транскрипции. Оказалось, что большинство испытуемых читали подобные слова как иностранные, хотя и незнакомые (например, «норба», «моноп»). Фиксированная на чтении иностранных слов установка способствовала превращению хорошо знакомых русских слов в бессмысленные комплексы звуков, изображенных латинским шрифтом (З. Ходжава).

Рисунок.

Установка в восприятии. Если человек сперва читает бессмысленные слова (вверху), то слова внизу (особенно первые из них) он также прочитывает как бессмысленные слова.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.