Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХОД УРОКА. Приложение 1



ХОД УРОКА

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.  
II. Актуализация знаний   На прошлом уроке мы изучали тему «Капиталистический мир в 20-е годы». Проверяет усвоение материала прошлого урока. Проводит фронтальный опрос. 1. Почему экономическое процветание в США сочеталось с проявлениями консерватизма? Не стало ли причиной роста консерватизма улучшение условий жизни и быта американцев? 2. Какую опасность таил в себе курс на безудержный рост массового производства в США в 1920-е гг.? 3. Почему Версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в Германии в 1920-е гг.? 4. В чем вы видите слабость Веймарской республики? 5. Как, по вашему мнению, отразилась на социальной и экономической политике Франции постоянная смена правительств («министерская чехарда») в 1920-е гг.? Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: 1. Бешеный ритм экономического развития сочетался в США с ростом консерватизма и воинственного индивидуализма. Бизнес добился отмены целого ряда законов, ущемлявших права хозяина, и регламентации военного времени. Предпринимателей раздражали непрестанные забастовки и требования профсоюзов. Деловая Америка сопротивлялась принятию законодательства, подобного социальным реформам в европейских странах. Охранительная реакция на революционные события в Европе породила кампании против «красной угрозы». Причиной роста консерватизма стало стремление предпринимателей и производителей получить больше прибыли не считаясь с нуждами рабочих. 2. Покупательная способность у населения была не высокой. Следовательно, люди не могло купить то количество товаров, которое производили предприятия, а также отсутствие спроса на мировом рынке привели к кризису перепроизводства. 3. Версальский договор для Германии был унизительным. Нежелание сокращать армию, большие репарации, отчуждение некоторых территорий от Германии – причины почему Версальский договор оказался в центре политической борьбы в Германии. 4. Германия порвала с монархическим режимом, но в сознании и политическом поведении господствующих в обществе социальных сил сохранялись консерватизм, пангерманский национализм и экспансионизм. В то же время в рабочем классе страны было сильным влияние антикапиталистических социалистических идей. Раскол в обществе был и по вопросу признания и выполнения Версальского договора. Все это отражалось на выработке и осуществлении послевоенного курса правительств Веймарской республики. Экономическое положение Германии после окончания войны и революционных потрясений было тяжелым. Растущая инфляция, безработица и нехватка продовольствия вызывали рост недовольства. Причиной недовольства и раздражения для многих немцев также были тяжелые репарации. В эти годы расширяется влияние различных право- и леворадикальных организаций, которые стали зачинщиками массовых беспорядков. 5. Правительства формировались на основе коалиции политических партий, интересы которых далеко не всегда совпадали. С этим связана частая смена правительств («министерская чехарда»). Некоторые блоки не готовы были к решению социальных и финансовых проблем. Другие же (например, консерваторы) тормозили экономическое развитие государства. Также, когда к власти пришел блок «Национальное единение», Франция смогла поднять производство и расширить экспорт.
III. Изучение нового материала     Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Обратите внимание на слайд, на нем представлены события и явления, которые были вызваны рядом проблем конца 20-х гг. Прочтите их. + Спад, сокращение производства. + Разорение многих предприятий. + Рост безработицы. + Падение заработной платы. + Падение курса акций.   Подумайте, применимы ли данные характеристики к сегодняшнему дню. Как вы думаете, к чему ведут все эти явления в экономической и социальной жизни общества? О чём же мы будем сегодня вести речь?   Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода». Познакомимся с его причинами, особенностями, последствиями. Узнаем о проявлении мирового экономического кризиса во всех сферах жизни общества и попытаемся ответить на проблемные вопросы «Что привело к «Великому кризису»? Какие меры способствовали выходу из него? »   Для рассмотрения вопроса о мировом экономическом кризисе 1929-1933 гг. учитель предлагает разделиться учащимся на 2 группы, поработать с материалом учебника (стр. 73-75) и зафиксировать ключевые моменты себе в тетрадь, а затем представить результаты работы классу. Первая группа работает с текстом учебника на стр. 73-74, и готовит конспект по первому пункту параграфа «Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. » (даты, территория распространения, характер кризиса), вторая группа работает с учебником на стр. 74–75 и составляет конспект по второму и третьему пункту параграфа«Причины экономического кризиса»и «Социальные последствия кризиса».     Задание проанализировать статистические данные о мировом экономическом кризисе и ответить на вопросы: (приложение 1) 1. По таблице определите, когда наступил пик Великой депрессии и когда кризис пошёл на спад. 2. В какой стране безработица в период кризиса была самой низкой? Предположите почему. 3. В каком году в Германии резко уменьшилось количество безработных? С какими политическими событиями это было связано?   Пути выхода из кризиса. Кейнсианство Объяснение учителя на основе схемы «Пути выхода из мирового экономического кризиса» (приложение 1) Вопросы и задания: 1. В каком соотношении в современном капиталистическом государстве должны находиться рынок и государственное регулирование? 2. Что означает кейнсианский принцип «стой – иди»? 3. Какие механизмы антикризисного и антиинфляционного регулирования предложил Кейнс? 4. Узнайте в Интернете, используются ли эти механизмы в современной экономике.   Проблемный вопрос: Посмотрите внимательно на кластер. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики? К чему приводит выбор решения по данному вопросу? - Скажите, какие типы политических режимов вы знаете? - Для стран Европы XX века, действительно, характерны демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Сейчас мы проведём сравнительный анализ этих режимов и заполним таблицу «Типы политических режимов в Европе ХХ в. », используя материал учебника на стр. 76-79. Работаем в тетрадях, в парах. (Использование приёма «Сводная таблица»). - Подумайте, какие линии сравнения вы можете рассмотреть. Запишите. Проверим. Что у вас получилось? Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.   Изучают информацию со слайда, отвечают на вопросы. Предполагаемый ответ: об экономическом кризисе.     Слушают учителя.   Работают в группах, знакомятся с материалом учебника о мировом экономическом кризисе 1929–1933 гг. (с. 73–75), выделяют главную информацию, составляют конспект по заданию для каждой группы. Представляют результаты работы классу. Примерный план конспекта каждой группы должен выглядеть таким образом: 1 группа: 1929г. - обвальное падение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже - начало кризиса.  -подорвана «кровеносная система» капитализма – финансовый рынок и банковская система;  -кризис стал глобальным, т. к. в США сосредоточено ½ мирового промышленного производства;  -кризис был продолжительным (почти 5 лет), кризисное состояние длилось до Второй мировой войны;  -кризис произошёл в США, где были самые высокие темпы экономического роста; Кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определённого этапа развития капиталистической системы – переломный момент в развитии капитализма.  1929-1933гг. – годы мирового экономического кризиса, «Великая депрессия» 2 группа: Причины экономического кризиса: Производство растёт быстрее заработной платы; Мировой рынокс/х продуктов переполнен; 1928г. -снижение цен на с/х продукты; Низкая покупательная способность населения; Невозможно вернуть банкам кредиты; Фермерские хозяйства стали убыточными; Рынок и конкуренция как регуляторы экономической системы перестали работать. (монополии диктовали цены) Социальные последствия кризиса: -закрытие предприятий, сокращение производства; - массовая безработица; - рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах города бездомных и нищих; - голодные бунты и социальные движения протеста; - утрата людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.     Учащиеся анализируют статистические данные о мировом экономическом кризисе и отвечают на вопросы.     Учащиеся анализируют схему, делают записи себе в тетради, отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: 1. Сторонники свободной рыночной экономики, традиционной либеральной точкой зрения о невмешательстве государства в экономическую жизнь. Сторонники жесткого государственного регулирования в части использования опыта мобилизации экономики периода Первой мировой войны 2. Принцип «иди» - подталкивание роста потребления. Принцип «стой» - сдерживание потребления. 3. Регулирование: Антикризисное: увеличение государственных расходов; понижение налогов; понижение банковского % Антиинфляционное: сокращение государственных расходов; повышение налогов; повышение банковского %   Высказывают свои мнения, дискутируют. Сообща приходят к выводу, что речь идёт о характере политического режима. Перечисляют типы политических режимов (демократический, тоталитарный и авторитарный режимы).     Работают в тетрадях, заполняют таблицу. Заслушиваются ответы нескольких учащихся, ребята вносят дополнения, корректируют друг друга.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного Устно составьте рассказ о развитии США в 20-е годы, используя следующие слова, словосочетания, имена: международный кредитор, массовое производство, дегуманизация труда, «просперити», массовая культура, консерватизм, Ку-клукс-клан, «обезьяний процесс», Сакко и Ванцетти, коррупция, мафия, «сухой закон», гангстеры, АльКапоне, экономический кризис. Выпишите в тетрадь значение этих слов, словосочетаний, имён. Устно в парах из предложенных слов составляют рассказ о развитии США в 20-е годы. Свои рассказы по очереди представляет каждая группа и значение слов и словосочетаний записывается в тетрадь.
V. Итоги урока. Рефлексия Задает проблемные вопросы, поставленный в начале урока: «Что привело к «Великому кризису»? Какие меры способствовали выходу из него? ». - Над чем же мы сегодня работали? - Сейчас вы выберите вопрос любого типа из «Ромашки вопросов» и, учитывая оставшееся время урока, сформулируйте и задайте свой вопрос конкретному ученику? (Использование приёма «Ромашка Блума») Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.  
Домашнее задание Конкретизирует домашнее задание § 7, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания. Сделать сообщение о биографии Ф. Рузвельта. Записывают домашнее задание

Приложение 1

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.