Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

 

 

Итоговый индивидуальный проект

 

 

«Пластика рука как один из жанров театрального искусства»

 

Учусова Виктория Олеговна

Ученица 11 класса

МОУ «Гимназия 1»

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная мной тема очень актуальна, так как на сегодняшний день произошло резкое снижение количества людей, посещающих театр. А я считаю, что посещение театра необходимо, так как это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному, положить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом. Театр-это возможность каждый раз проживать новую жизнь и не погрязнуть в рутине. Я надеюсь, что выбранная мной тема поможет снова вызвать интерес к театральному искусству у молодёжи и ненадолго погрузить их в мир магии.

Цель работы: доказать необходимость посещения театральных представлений.

Задаст работы: 1)выяснить важность посещения театра для развития личности; 2)выявить причины резкого снижения посещения театральных представлений; 3) осветить «Пластику рук» как одно из направлений театрального искусства.

Объект исследования: театр, работающий в жанре «Пластика рук».

Предмет исследования: влияние представления в жанре «Пластика рук» на сознание человека.

Методы исследования: 1)изучение литературы и других источников информации; 2) наблюдение за посещением театральный преставлений и реакцией на шоу Hand Made; 3)Опрос (анкетирование).

Цели и задачи обусловили структуру работы: она состоит из введения, теоретической части, практический части, заключение и списка использованных источников и литературы, приложения.

Практическая значимость: проект может применяться как справочные материалы для самостоятельного осведомления в данной сфере.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры». Так сказал когда-то великий драматург Уильям Шекспир. Чем привлекательно происходящее на сцене действо, и почему вообще люди ходят в театр?

Большинство современных людей относится к искусству скептически, игнорируя художественные выставки, музеи, театральные постановки и выбираясь разве что только на премьеру новинки в кино пару раз в квартал. Но не все. Чем же привлекателен театр?

Этот вид искусства возник в Древней Греции и изначально задумывался как зрелище для развлечения публики. Сейчас это целая система, объединяющая разные виды искусства, способная повлиять на духовное становление личности.

В отличие от других, оно живое, динамичное, ведь во время спектакля идет постоянный энергетический обмен между актерами и зрителями, в результате которого создается, пусть и ненадолго, целый мир – мир грез, желаний, мечтаний, чаяний, надежд, эмоций и чувств.

Сила театрального искусства столь сильна и впечатляюща, что заставляет взглянуть на себя и собственные недостатки со стороны и, возможно, попытаться что-то исправить. Посещение спектаклей способствует нравственному и духовному воспитанию личности, умению сопереживать, любить, сострадать.

 

Театр как способ самореализации.

Аристотель считал, что самореализация – ключ к счастью человека. По его мнению, счастлив тот, кто сумел максимально раскрыть и воплотить в реальность свои потенциальные возможности. На первый взгляд все просто и понятно: если ты спортсмен – побей мировой рекорд, если космонавт – слетай на Марс, если ученый – придумай вечный двигатель, если любишь вживаться в разные роли – рассмотри театр, как способ самореализации, и будет тебе счастье.

Но согласятся ли с этим сами спортсмены, космонавты и ученые? Скорее всего, нет, ведь кроме основного занятия в жизни, у человека есть:

 -увлечения и интересы;

-личная жизнь и семья;

-социальная деятельность;

-внутренний мир.

 

И это не просто сферы жизни, которые существуют в фоновом режиме или могут отсутствовать вообще, это потребности, ждущие удовлетворения и прямо влияющие на ощущение счастья. Самореализация в каждой из этих сфер необходима человеку, и любая из них будет напоминать о себе, даже если человек преуспел в остальных. Таким образом, «самореализацией» нельзя считать голый карьерный успех, который, по сути, является лишь частью одного большого пазла. Даже успешный карьерист, выдающийся политик или гениальный ученый, в конце концов, попытается найти себе занятие вне бизнеса, политики или науки, т. к. дело его жизни – это не обязательно то, о чем он мечтает.

Рассматривая театр, как способ реализации себя в жизни, стоит отметить его универсальность. Театральные занятия могут играть роль хобби, быть способом раскрытия личного творческого потенциала и при всем при этом являться социально полезной деятельностью.

Подробнее:

1. Отличный способ расслабиться и приятно провести время. Сцена – это весело. Игру на сцене можно сравнить с такими популярными играми, как «Мафия» и «Крокодил», а они идут на ура в любой компании.

2. Широкие творческие возможности. Вдумайтесь на секундочку в слово «перевоплощение». Оно означает, что один человек превращается в другого человека и примеряет на себя его жизнь. Если у вас есть дети-дошколята или младшие школьники, взгляните – они занимаются этим днями напролет.

3. Способ сделать мир чуточку лучше. Спектакль – это всегда послание, даже несколько посланий разных уровней: от драматурга, от режиссера и от каждого актера в частности. Театр всегда выполнял воспитательные функции, говорил со зрителем, служил зеркалом нравов и рупором социальных проблем.

 

Театр и социум

Самовыражение человека тесно связано с его вкладом в общее дело человечества, то есть с пользой, которую он приносит в течение жизни. Человек удовлетворен, когда чувствует себя нужным и осознает ценность своих усилий. Обычно с этим нет проблем у т. н. «бюджетников», то есть преподавателей, врачей, военных, пожарных, и других специалистов, усилиями которых создается и поддерживается жизнь современного общества в самых ее основах. Ну а если вы работник, суть работы которого сводится к перекладыванию бумажек из одной стопки в другую, насколько полезным вы можете себя ощущать?

 

Социальное значение театра сложно переоценить, он интересен уже тем, что приносит двойную пользу – тем, кто играет, и тем, кто смотрит. В чем польза для зрителя, уже говорилось выше, к тому же это общеизвестная прописная истина, которую незачем повторять. В самом актере же театр и его методы развивают целый ряд положительных качеств, вот некоторые из них:

 

* уверенность в себе и здоровая самооценка;

* развитие нестандартного творческого мышления;

* кругозор, словарный запас, общая эрудиция;

* коммуникативные навыки;

* уникальный опыт, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;

* владение голосом и речью;

* владение телом;

* навыки коллективной работы, чувство партнерства, ответственность.

Даже простое участие в работе творческого коллектива означает, что вы помогаете другим людям развиваться и становиться лучше. Работа в детском драмкружке, групповые актерские игры с детьми, постановка небольших самодеятельных спектаклей – все это неоценимый вклад в будущее маленьких людей, который, безусловно, скажется на их системе ценностей и мировосприятии.

 

Театр и личное творчество

Творческая самореализация через искусство – это возможность транслировать свое уникальное субъективное мировосприятие, открывать необычное в обычном и делиться открытиями, создавать нечто ценное, способное находить эмоциональный отклик и стимулировать работу мысли. Воплощение сценического образа – один из самых удобных вариантов художественного диалога с публикой. Оно предполагает психологический анализ личности персонажа, настолько глубокий, что актеру в 100% случаев не хватает информации, прописанной в тексте пьесы или сценария. Именно здесь берет начало первый этап творчества: актер сам заполняет пробелы в биографии своего персонажа, сам оправдывает манеру поведения и поступки, оставленные без объяснения автором текста. И не просто придумывает что попало, а создает логичный и выверенный образ живого человека.

Второй этап – работа с текстом и действием. Сама по себе пьеса – сухие слова и не более того. Она несет информацию об эмоциональном подтексте реплик, однозначно говорит о чувствах, настроениях и чаяниях персонажей, но все равно остается сухим тестом до того, как ее оживит воображение читателя или игра актера. Работа с интонациями, оценками, проявлениями эмоций, жестами, мимикой, взглядами – это исключительно актерское царство, сюда не вмешивается даже режиссер, который может только принять или отвергнуть найденную актером форму, но не диктовать свою. Соответственно, живого человека на сцене актер создает с нуля и волен заложить в него любое послание зрителю.

Театр полезен и для детей!

 

Посещение театра-это отличная возможность провести досуг с семьей и оторвать ребёнка от гаджетов. Естественно, надо ориентироваться на тематику и возраст. Посещение театра – это отличная школа чувств, а на спектакле-уроке дети учатся сопереживать, отличать правду от лжи, добро от зла.

Еще театральное действо помогает в развитии творческого мышления. Наблюдая за ходом с позиции режиссера, ребенок учится мыслить креативно, находить нестандартные решения для различных ситуаций. Во время спектакля дети также развивают внимательность, наблюдательность, умение видеть незначительные детали, которые впоследствии сыграют свою роль.

Неоспоримые плюсы театральных представлений для детей – это приобретение новых знаний и получение новой информации, а также постепенное и ненавязчивое знакомство с другими видами искусства.

Таким образом, мы приходим к выводу, что посещение театральных представлений несёт за собой множество положительных последствий и является необходимым для развития личности человека.

Я занимаюсь в молодежном театре «Перекрёсток», который был образован в ноябре 2004 года на базе Дома культур железнодорожников молодым, перспективным и инициативным режиссером Галиной Владимировной Чапранской. (Собственно почему у меня и появился интерес к выбранной мной теме). В настоящее время коллектив работает на базе Муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческое клубное объединение Меридиан». Участниками театра являются учащиеся выпускных классов, техникума, курсанты ПРУ и рабочая молодежь. За 15 лет коллектив не только успешно справляется с постановкой спектаклей, но и осваивает другие театральные жанров: теневой театр, Пластика рук, пантомима, клоунада и другие.

Визитной карточкой молодёжного театра «Перекрёсток» является театральное преставление «Пластика рук». Именно об этом жанре я расскажу более подробно.

 

 

ТЕАТР “Hand Made”.

 

Название театра «Хэнд Мейд» происходит от английского словосочетания «hand made», в буквальном переводе означает «сделано руками, ручная работа».

 

1999 году в рамках учебной программы факультета театра кукол Санкт-Петербургской Академии театрального искусства при обучении студентов русско-бурятской студии " УЛИГЕР" Андрей Князьков, доцент СПбГАТИ, поставил первый в России полнометражный спектакль в жанре пластики рук «ИГРА В 44 РУКИ». Эта постановка вызвала много положительных отзывов, и спектакль был приглашен на сцену Санкт-Петербургского Малого Драматического театра, театра Европы под руководством Льва Додина, где прошел 3 сезона.

Через несколько лет на базе Театральной академии при обучении следующего курса студентов, будучи уже заслуженным артистом России, Андрей Князьков поставил спектакль «ПОТЕХЕ — ЧАС», который и положил начало репертуару Санкт-Петербургского театра пластики рук " HAND MADE".

Таким образом, 1999 год считается годом рождения нового жанра — жанра пластики рук.

После заявления о себе в интернете театр привлёк к себе внимание зрителей и многих актёрских коллективов (в нашей стране и за рубежом), пожелавших иметь номера этого жанра в репертуаре своих выступлений.

Полнометражные спектакли для старшей аудитории в этом жанре ставил исключительно Санкт-Петербургский театр пластики рук HAND MADE. Визитная карточка театра — буквы, сложенные из рук, впервые были придуманы и показаны в спектакле «ИГРА В 44 РУКИ» (в 1999 году).

 

Театр работает во множестве жанров кукольного театра, пантомимы, хореографии, театра теней и драматического театра. Основным выразительным средством театра стали руки как наиболее развитые и эффективные инструменты-органы с уникальной моторикой. При помощи рук театром выстраиваются символы, статичные и динамичные фигуры: люди, животные, птицы, насекомые, здания, мировые достопримечательности, памятники природы, виды транспорта, страны и др. Изображение может быть как плоским, так и объемным, напоминающим компьютерную графику 3D[5].

При помощи рук рисуются анимированные портреты. Актеры театра собирают слова и фразы при помощи рук как кириллицей, латинскими буквами, так и иероглифами. Вспомогательным выразительным средством является использование ультрафиолетовых ламп. Также театр использует в некоторых своих работах дополнительный реквизит: обручи, бамбуковые палки, пластиковые рамки, теневые куклы.

Единственным театром в Республике Коми, работающем в данном жанре стал Печорский народный театр «Перекрёсток».

Первое представление было в 2012 году. К сожалению, мы не практикуем полнометражные спектакле в этом жанре. В основном это является дополнением ко всеми привычному спектаклю или номером концерта, где принимают участие и другие коллективы. Наши выступления занимают от 3 до 10 минут.

Самым первым представлением стало «эхо войны», которое ставилось на сцене Дома Культуры Железнодорожников к празднику 9 мая. И с того дня, это является неотъемлемой частью наших выступлений.

Подготовка такого представления занимает от 1 недели до 2 ( в зависимости от сложности самой постановки). Для участия необходимо обладать хорошей физической подготовкой и пластичностью рук (для этого у нас отведены дополнительные часы, в которые мы занимаемся сценическим движением).

Костюм для данного представления очень отличается от костюмов для привычного всем спектакля. Он состоит из: чёрных лосин или брюк (на усмотрение актера), ОБЯЗАТЕЛЬНО чёрных ДЛИННЫХ носков и чёрной обуви, бадлона (тонкий обтягивающий свитер или фуфайка с воротом, закрывающим шею с карманом на животе для того, чтобы прятать руки) и чёрной шапки, которая закрывает всю голову актера, за исключением глаз (для этого там есть сеточка) и перчаток (чаще всего белого цвета).

Самый часто задаваемый вопрос от зрителей « почему ваши перчатки так так светятся? »

Мы чаще всего оставляем это в секрете, но раз уж я решила делать проект по этой теме, то пришло время раскрыть все карты.

 Для свечения мы используем ультрафиолетовые лампы и перчатки исключительно из флуоресцентных тканей, которые активируются под воздействием УФ лучей. Флуоресцентная ткань обладает еще одним прекрасным свойством – светоотражения. При попадании обычного света, например от движущегося автомобиля, рефлективное покрытие вспыхивает с расстояния более 150-200 метров.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Перед началом представления я наблюдала за тем, какое количество человек заходит в зал. После окончания чаще всего все актеры выходят в фое для того, чтобы с ними сфотографировались. И выяснялось, что большинство присутствующих это родственники, друзья или одноклассники выступающих.

Во время показа номера из рук чаще всего в зрительном зале наступает сначала полная тишина, а затем из разных углом доносятся звуки удивления и вопросы наподобие «что это? », «а как это? », «это из рук сделано? », «интересно, а почему они светятся? »

После всех этих наблюдений я решила провести анкетирование среди людей от 13 до 35 лет с вопросами о том как часто они посещают театр, посещают ли вообще, о причинах посещения или не посещения театра и что в их понимании Hand Made или «Пластика рук». (подробнее в приложении 1)Оказалось, что более 70% опрошенных давно заменили посещение театра на просмотр фильмов или сериалов в интернете, сидя дома. (Подробная статистика представлена в виде диаграммы в приложении 2)

Большинство опрошенных считают, что театральные представления очень скучные и поэтому их посещение это пустая трата времени. Но были и такие, которые говорили о том, что посещали бы театр чаще, если бы представления состояли не только из обычных действий по сценарию каких-нибудь пьес. (приложение 3)

Вопрос о том, что представляет из себя Hand Made или пластика рук вызвал затруднение практически у всех опрошенных. Кто-то пытался перевести дословно английские слова и на этом ответ заканчивался, кто-то писал о том, что это изготовление чего-то своими руками, а кто-то утверждал, что это зарядка для рук, чтобы они не болели. В итоге НИКТО из опрошенных не ответил верно на этот вопрос. (приложение 4)

Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что причина резкого снижения посещения театра не в том, что представления скучные и неинтересные, а в том, что люди даже не знают о том, что театр включает в себя множество жанров, которые просто не могут ни удивить зрителя, ведь чаще всего люди, которые видят картинки, сделанные из рук прибывают в невероятном восторге ещё очень долгое время. Я считаю, что Пластика рук это один из самых волшебных и удивительных жанров театрального искусства.

 

Список литературы:

 

https: //www. kino-teatr. ru/teatr/1339/

 

https: //www. google. ru/amp/s/m. fishki. net/3165605-roly-teatra-v-zhizni-ljudej-pochemu-stoit-posewaty-spektakli. html%3famp=1

 

https: //www. vitamarg. com/article/raznoe/5949-pochemu-stoit-poseshchat-teatr

 

https: //omart. com. ua/blog-section/fluorescentnaya-tkan-svet-uf

 

https: //md-eksperiment. org/post/20180914-osobennosti-sovremennogo-teatra

 

https: //docs. cntd. ru/document/901814689

 

Петр Григорьев, «Дочь русского актера»

 

Луиджи Пиранделло, «Шесть персонажей в поисках автора»

 

Соломон Волков «Большой театр. Культура и политика. Новая история»

 

Алексей Бородин «На берегах утопии»

 

Татьяна Москвина «Культурный разговор»

 

Сергей Николаевич «Театральные люди»

 

Михаил Чехов «О технике актера»

 

                                                   Приложение 1.

 

 

Приложение 2.

 

 

Приложение 3.

 

Приложение 4.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.