Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Искушения



 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, (1Пет. 1: 6, 7)

Бесспорно, главное, чем руководствовался Петр при написании данного письма, — это

стремлением помочь людям справиться с духовной депрессией. Он вводит нас в суть дела, напоминая о величии нашего спасения. «О сем радуйтесь, — говорит он, — поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». Какими предстают перед нами эти люди в его описании? Они радуются великой радостью, имея святую надежду, и тем не менее — им нелегко из-за многообразных, подстерегающих их повсюду, искушений. Картина для нас уже знакомая и на первый взгляд

противоречивая. Вы можете назвать ее даже парадоксальной. Но на самом деле никакого противоречия нет. Новозаветные описания христиан практически всегда содержат в себе эти два элемента одновременно. Идеальный пример этому — свидетельство Павла о самом себе — 2-е Послание к Коринфянам, гл. 4. С точки зрения человека, принимающего христианство поверхностно, это невозможно.

Такой человек будет настаивать, что все проблемы уже решены, что мы должны быть всегда счастливы, и что гладь нашего жизненного моря никогда не должна покрываться даже мелкой рябью. Но такие рассуждения далеки от новозаветного христианства. Это то, что неизменно предлагают культы и современная психология. Пожалуй, ни за что мы не должны быть так благодарны Богу, как за честность

Священного Писания. Оно дает нам только истину, а кроме того — полную истину как о нас самих, так и о жизни в этом мире.

Итак, Петр говорит о скорби, которую испытывают эти люди. Это означает, что они в беде, им тяжело. То есть речь идет не об абстрактной возможности страдать от искушений. Речь идет о настоящем страдании, в настоящий момент. Мы в беде и поэтому несчастливы. И Петр описывает этих людей, как пребывающих в величайшей радости и вместе с тем как глубоко скорбящих. На первый взгляд эти состояния кажутся взаимоисключающими. Но на самом деле это не так. Они просто отражают реальный парадокс христианской жизни. «Если дела обстоят именно так, — может спросить кто-нибудь, — то в чем тогда проблема? » А проблема в том, что нам не удается сохранить баланс между радостью и скорбью. Мы позволяем скорби перевесить чашу весов и ввести нас в полное уныние

и безнадежность. Опасность не во временном огорчении. Опасность в том, что состояние огорченности становится преобладающим. В результате люди, смотрящие на нас со стороны, чаще замечают нашу скорбь, а не великую радость. Христианин не получает «постоянного иммунитета» против всего того, что вокруг него происходит. Да, христианская жизнь сверхъестественная. Тем не менее мы сохраняем и свою человеческую природу. Христианин, как и все другие люди, подвержен скорби и грусти. Бывают обстоятельства, при которых никак нельзя посоветовать не горевать — якобы потому, что скорбь претит христианской вере. Бывают обстоятельства, при которых не скорбеть будет чем-то даже противоестественным, фальшивым и противоречащим духу Нового Завета. Не реагировать на несчастье— это уже отдает стоицизмом (Философское учение в Древней Греции и Риме, колебавшееся между материализмом и идеализмом. ) или ненормальным психическим состоянием, порожденным каким-нибудь культом, но уж никак не христианством. Очень поучительно и в то же время ободряюще изображена в Писании жизнь святых Божьих людей. Каждый раз мы убеждаемся, что они подвержены, всем человеческим слабостям. Им ведомы скорбь и горе, одиночество и разочарование. Павел прошел через это и не скрывал этого. Несмотря на свою поразительную веру и удивительный духовный опыт единения со своим благословенным Господом, он был обычным человеком со всеми вытекающими

отсюда последствиями. Христианин ни в коем случае не должен смотреть на себя как на человека,

который каким-то неведомым способом отгорожен от естественных человеческих переживаний. Слава христианской жизни в том, что хотя чувства остаются теми же, и вы испытываете их во всей полноте и напряженности, но вам дается сила, чтобы над ними подняться.

Так что же заставляет христианина скорбеть? Ответ очевиден: различные искушения. Слово,

переведенное с греческого как «искушения», означает также «испытания». А слово, переведенное как «различные», означает: «разноцветные», всех цветов спектра, «разномастные». Испытания приходят разными путями, они имеют различную окраску, самые разные формы, и разнообразию этому нет конца.

Каковы эти испытания? Петр характеризует их недвусмысленно: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога вдень посещения» (1 Пет. 2: 11-12). Христианин, просто потому, что он христианин, неминуемо обречен на такую жизнь в мире. Поскольку он — новый человек, родившийся свыше; окружающие его не понимают. Он пришелец и странник в чужой земле. Он живетиной жизнью, у него другие идеи, он придерживается других обычаев. Он преследует иные цели, у негосдругие желания и ценности. Люди замечают разницу и не приходят от нее в восторг; они даже открытопоказывают, что им все это не нравится. Святые Божьи люди всегда сталкивались с этим. И в самомделе, в своем письме к Тимофею (2 Тим. 3: 12) Павел заходит настолько далеко, что утверждает: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Чем больше мы в своем образежизни и поведении приближаемся к Господу Иисусу Христу, тем более вероятно, что мы столкнемся струдностями в этом мире. Посмотрите на Него. Он не сделал ничего плохого. Кроме того, Он не

злословил. Он исцелял людей, творил добро и проповедовал. А теперь вспомните противодействие, которое Ему оказывалось. Почему? Потому что Он был Тем, Кем был. Мир в глубине души ненавидит Христа; и ненавидит любого христианина, потому что святая жизнь христианина становится живым обвинением миру. Мирскому человеку это не нравится, потому что заставляет его чувствовать себя неуютно. Он ощущает угрозу своему образу жизни и пытается уничтожить источник угрозы. Далее Петр говорит об этом еще более конкретно: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению:; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4: 34). Эти люди вызывали у мира раздражение, потому что они оставили прежнюю жизнь и встали на иной путь. В тот самый момент, как они стали христианами, начались их неприятности с миром. Люди, прежде относившиеся к

ним дружелюбно, стали их игнорировать, злословить и даже преследовать. Нет испытания более тяжелого, чем это непонимание со стороны мира. Еще тяжелее, когда непонимание исходит от родного и близкого человека. Как трудно, к примеру, христианину, который оказывается единственным христианином в семье. Такое испытание не редкость; для Павла оно было,

постоянным источником страдания. Помните, как он сказал: «Димас оставил меня». Это было горько, для Павла; он тяжело переживал. Ему пришлось выдерживать все тяготы в полном одиночестве; люди, на которых, как ему казалось, он может положиться, внезапно покинули его. «Никого не было сомною».

Итак, мы видим христиан, подвергающихся различным испытаниям. «Испытание» — термин

достаточно всеобъемлющий. Он включает в себя любые события этой жизни, которые беспокоят вас, все, что ранит, причиняет боль и вводит в уныние. Если мы хотим идти вперед, несмотря на все то, что нас тревожит, то должны уметь переносить испытания и относиться к ним так, как учит апостол.

Первое, что нам необходимо понять: почему это с нами происходит? Есть определенная опасность в том, чтобы просто позволять событиям наваливаться на нас, и затем выносить их, не издавая при этом ничего, кроме стона, недовольного ворчания или ропота. «Если нужно... » — что стоит за этой фразой апостола? Это не просто констатация факта, что в мире, подобном нашему, такие вещи происходят. Смысл гораздо сильнее. Петр не говорит: «Имея святое обетование, вы радуетесь великой радостью, хотя не исключено, что в мире, подобном этому, вам придется и кое-что вынести». Все это полностью соответствует действительности, однако апостол идет дальше. Он делает позитивное утверждение, говоря, по сути: «В данный момент вы терпите скорбь, потому что это для вас нужно». Вот он, принцип: испытания нужны для определенной цели. Они происходят не случайно, они не просто часть этой жизни, В какой-то степени это так, но не в этом главная причина. На вашу долю выпадают испытания, говорит Петр, потому что они полезны для вас, потому что они воспитывают вас, то есть потому что Бог так решил. Это учение красной нитью проходит через весь Новый Завет, и его подтверждает жизненный опыт

святых на протяжении веков. На христианскую жизнь надо смотреть, как на путешествие по миру под оком нашего Небесного Отца. Это основополагающий принцип. Христианин должен помнить, что он имеет особые взаимоотношения с Богом. Это не относится к нехристианину. Вся моя жизнь развивается по вполне определенному плану, у нее есть четкая цель; Бог выбрал меня, усыновил и ввел в Свою семью. Для чего? Чтобы сделать меня совершенным. Это цель, которую Он объявил во всеуслышание: чтобы мы все более и более преображались в образ Его дорогого Сына. Господь Иисус Христос приводит к Богу многих сыновей, говоря: «Вот, это Я и дети, которых Ты дал Мне». Без этой основополагающей концепции нас самих как христиан мы непременно заблудимся и, уж конечно, неправильно поймем Его учение. Священное Писание свидетельствует о том, что Бог, по меньшей мере, допускает, чтобы нас постигали тяжелые испытания. Я пойду дальше и скажу, что порой Бог повелевает, чтобы они происходили — ради нашего же блага. Иногда Он делает это, чтобы покарать нас за нашу вялость и неспособность (или нежелание) прилагать к вере поступки, когда мы удовлетворяемся лишь минимумом духовного роста. Мы можем игнорировать это наставление, но тогда не нужно удивляться, что Бог начинает карать нас за это, посылая различные неприятные события. В главе 12 Послания к Евреям приводится очень сильный довод: «Господь, кого любит, того наказывает». Если вы никогда не знали наказания, то ваше христианство вызывает у меня сильные сомнения. Если ваше существование абсолютно безмятежно, то, вероятно, вы имеете не духовный опыт, а душевный. Многовековой

христианский опыт учит нас: Бог, ради нашего же блага, накажет нас, если мы не будем обращать внимание на наставления Писания. У Него есть и другие методы, кроме наставлений. Он не применяет их по отношению к тем, кто вне семьи Божьей, Но если мы Его дети, то ради нашего же блага Он будет наказывать нас, проводя через различные испытания. Я не утверждаю, что это неминуемо, я просто говорю, что это может быть так. Но иногда Бог делает это, чтобы подготовить нас к чему-то. Если Бог намерен поручить какому-то человеку особенно серьезную и важную задачу, то обычно Он готовит его, проводя через тяжелые испытания. Это похоже на то, как если бы Бог не решался сделать этого человека Своим орудием, пока не удостоверится, что тот надежен. Так что не исключено, что испытания выпадают на вашу долю потому, что вам предстоит выполнить какую-то очень значительную работу. Задумайтесь над жизнью

Иосифа: чего только он не пережил! Разве можно представить себе более безнадежную ситуацию?

Казалось, все обернулось против него. Его братья завидовали ему и избавились от него. Его увели в Египет, но и там он столкнулся с враждой. Он не делал ничего плохого, но просто потому, что он был тем, кем был, жизнь его была такой тяжелой. Однако всеми этими испытаниями Бог готовил его к тому положению, которое предуготовил ему. Вспомните обо всех великих людях, о которых рассказывается в Библии: их жизни были полны испытаний и невзгод. Павел также не был исключением (2 Кор. 11-12) "... чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы". Кроме того, Бог иногда готовит человека к каким-то исключительным испытаниям, проводя егочерез более мелкие испытания. В этом мы видим любовь Божью, сияющую во всей Своей славе. Это было бы невыносимо для человека — если бы на фоне совершенно безмятежной жизни нанего внезапно обрушилось грозное испытание. Поэтому Бог, в Своей нежности и любви, посылаетсначала меньшие испытания. Так что давайте исходить из великого принципа: Бог все видит и знает, что для нас лучше. Мы порой не понимаем, что происходит, но Богу все ведомо, и наш нежно любящий Небесный Отец в нужный момент предписывает нам необходимое испытание.

Теперь настало время перейти ко второму принципу: вера по самой своей природе драгоценна. Посмотрите на золото, говорит Петр, оно очень ценно, но все равно не так драгоценно, как вера. Золото в конце концов исчезнет, но вера вечна. Золото погибнет, а вера пребудет. Вы входите в христианскую жизнь верой и продолжаете жить по-христиански тоже благодаря вере. Но вы не осознаете, какая удивительная, чудесная вещь — вера. В глазах Бога она настолько драгоценна, что Он хочет, чтобы она была абсолютно чиста, Золото очищают огнем: удаляют все примеси, все нечистое, помещая его в тигель и нагревая до высокой температуры. Тогда все лишнее сгорает и остается только золото. Если так поступают с золотом, которое в конце концов погибнет, то в насколько большей степени это надо делать с верой. Вера — это уникальная, ни с чем не сравнимая вещь, которая связывает человека с Богом. Она спасает человека от ада, Благодаря ей он попадает на небеса. Она связывает этот мир с грядущим. Вера — это такая поразительная вещь, которая поднимает человека, погибающего в своих

преступлениях и грехах, и помогает ему начать новую жизнь новым человеком в Иисусе Христе. Вот почему она столь драгоценна.

Существуют различные степени веры. Кроме того, есть различия и в качестве веры. Вера —

явление многостороннее. Вначале в нашей вере много плотского, хотя мы этого и не замечаем. Но

постепенно мы учимся, начинаем распознавать свои собственные мотивы. И тогда Бог проводит нас через испытания, как через огонь. Таким образом он очищает нас от всего нечистого и наносного. Сначала нам может даже казаться, что наша вера совершенна и мы все можем выдержать. Затем внезапно обрушивается испытание, и мы претыкаемся. Почему? Это просто признак того, что в нашей вере недостаточно доверия Богу. Чем больше трудностей мы испытываем, тем больше учимся доверять Богу. Легко вверяться Ему, когда Он улыбается. Но когда облака сгущаются и чернеют, мы начинаем задаваться вопросом: может быть, Бог больше меня не любит? Бог воспитывает нас, чтобы мы доверяли Ему не только тогда, когда сияет солнце, но и тогда, когда наступает мрак. Посмотрите на Авраама. Бог воспитал его так, что он, «сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим. 4: 18). Даже тогда, когда внешне все говорило о тщетности надежды, Авраам сохранял абсолютноедоверие к Богу. Такое доверие должно развиться и в нас. Мы обретаем его не вдруг; но проходя черезиспытания и набирая жизненный опыт, мы учимся сохранять спокойствие и говорить: «Да, я не вижу солнца, но знаю, что оно есть. Я знаю, что за облаками — лицо Божье. Я знаю, что за облаками лицо Божье и что Бог улыбается мне». Именно в испытаниях крепнет наше доверие к Богу; и в этом тоже их смысл и значение

Все сказанное относится и к такому качеству, как стойкое терпение, то есть способность

продолжать путь, невзирая на уныние. Это — один из величайших тестов, или испытаний, через

которые приходится иногда проходить христианам. По своей природе мы нетерпеливы. Мы начинаем свою христианскую жизнь младенцами в духовном смысле. Мы хотим всего и сразу. А когда этого не происходит, мы теряем терпение и ропщем, мы жалуемся и надуваемся. Словом, нам не хватает терпения. Нам предстоит научиться продолжать путь с твердой уверенностью: «Бог знает, что для меня лучше. Я буду доверять Ему». И только через испытания и искушения в нас развиваются эти качества, которые мы должны показать (или приложить) к нашей вере.

Испытания необходимы, говорит Петр. Если не будет испытаний, то не будет доказательств

искренности нашей веры. Он имел в виду примерно следующее: к чему-то применяется тест, и после того, как тест подтверждает качество этого «чего-то», выдается сертификат. Например, в сертификате, приложенному к золотому кольцу, сказано: «Здесь содержится 18 каратов золота». Именно это подразумевается под испытанием или проверкой (аттестацией). Бога интересует не процесс испытания как таковой, а демонстрация искренности нашей веры. Если мы выдерживаем испытания достойно, то это подтверждает подлинность нашей веры. В притче о сеятеле некоторые семена падали среди терний. Должен был взойти богатый урожай, но он не взошел, потому что мирские дела, как сорняки, заглушили Божье слово. Наш Господь истолковывает это таким образом: наступили испытания, заглушили слово, и оно так и не нашло в жизни этого человека реального воплощения. Сначала все казалось таким чудесным. Но это не долго длилось. Испытания показали, что вера была поверхностной. Ничто не служит лучшим подтверждением реальности веры человека, чем стойкость и терпение в испытаниях. Когда мы, не взирая ни на что, стоим, как скала, в то время как другие вокруг нас отпадают— тогда мы доказываем подлинность своей веры. Христиане, которые отпадают от веры, служат ей плохой рекомендацией; но те, которые начали хорошо, но потом не выдержали, просто позорят веру.

Далее, чтобы поддержать нас, апостол Петр напоминает нам, что пострадаем мы «немного». Пусть у вас не создается впечатление, что испытания никогда не кончатся, что так теперь будет всегда или что для христианина это обычное состояние. Это не так. Видя, что мы реагируем правильно и учимся, Бог убирает испытание. И вы можете быть уверены, что «вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). Он ваш любящий Отец, Он знает, что вам под силу перенести, а что может вас сломать. Посланное испытание никогда не будет непосильным. Читают ли эти слова христиане, несущие тяжелое бремя беды, впавшие в уныние? Те, для которых солнце застлано мраком и тяжелыми тучами? Ваша молитва не льется теперь свободно, как прежде? Вы

почти утратили веру, которая у вас была? Не тревожьтесь, вы в руке своего Отца. Может быть, впереди— пока еще не видный за горизонтом, славный период вашей жизни. Может быть, Он приготовил для вас какое-то необычное благословение. А возможно, Он предназначил вас для великой работы. Доверяйте Ему и идите дальше.

Вы переживаете скорбь? В таком случае напомните себе о том, чему вы можете радоваться,

радоваться великой радостью. Это то, что вы просто обязаны Сделать. Проблема в том, что когда

приходят испытания, мы склонны не замечать ничего, кроме них. В такие дни вспоминайте слова Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, — [знаю, что эта истина неизменна], — по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1: 3-5). Напомните себе об этом и скажите: «Да, все это очень тяжело, искушения и испытания обрушились на меня, окружают со вех сторон плотной стеной. Они нападают отовсюду, но я не буду сидеть, придавленный ими, и стенать. Я встану и скажу: „Я знаю, что Бог добр. Я знаю, что Христос умер за меня, что я принадлежу

Богу и меня ожидает наследие на небесах. Я не могу видеть его, но знаю, что оно там. Я знаю, что Бог хранит его для меня и что никто и никогда не сможет вырвать его из Его могучей руки" ».  Напомните себе о тех вещах, которым вы можете радоваться великой радостью. А затем двигайтесь дальше — к основному утверждению Петра: «Дабы испытанная вера ваша

оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1: 7). Я не знаю, когда Он явится, но я знаю, что Он обязательно придет, и что я буду там. Поэтому я уверен, что моя жизнь вместе со всеми испытаниями летит, как стрела, к этой окончательной и наивысшей цели. Это будет великий день, и его надо с нетерпением ожидать. Когда этот день настанет, то станет видна и искренность нашей веры. Вера, которую мы считали такой слабой, предстанет как нечто величественное и могучее. Она выдержала испытание, и ей предстоит служить дальше, «к похвале и чести и славе». Чьей? В первую очередь, к славе Господа Иисуса Христа. В этот великий день Он встанет и радостно посмотрит на христиан, на тех, кого Он призвал. Они прошли через великую скорбь, но они все выдержали, не отступили. Он посмотрит на них с гордостью. Но этот день будет также и днем нашей с вами чести и славы и хвалы. Мы все станем соучастниками Его славы. Мы услышим Его похвалу и Его слова: «Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость господина твоего». Он облечет нас в Свою собственную славу, и мы обретем вечность, будем наслаждаться ею вместе с Ним. Чем сильнее и чище наша вера, тем больше грядущая слава. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5: 10). Будет суд, после которого каждому будет

воздано по заслугам. И судить нас будут по тому, какова была наша вера и как она выдерживала

испытания. Порой мы скорбим от многих горестей и испытаний. Нам бывает так тяжело, что с трудом удерживаем слезы. Но мы знаем, нам обещано: настанет день, когда «Агнец, Который среди престола... » поведет нас «... на живые источники вод». И тогда Сам Бог «отрет всякую слезу» с наших очей. И мы пребудем с Ним в вечной славе. Вот таким должно быть отношение христианина к испытаниям. Благодарите Бога, что вы в Его руках. Он знает, как спасать; мы не знаем. Давайте подчинимся Богу и скажем Ему: «Пошли то, что считаешь правильным. Я принимаю любую Твою волю. Я хочу лишь одного — быть всегда угодным в Твоих глазах».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.