Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Билет 19 Служебник – назначение, содержание Богослужебн. особенн 1-ой, 5-ой седмиц Вел. Поста, Канон преп. Андрея Каждение на литии



Вопрос 1 – Служебник – назначение, содержание, Чиновник, архиерейский молитвослов
Назначение: Служебник – книга, предназначенная для священнослужителей (священника и диакона) и содержащая как последования и неизменяемые молитвословия вечерни, утрени и литургии, так и те изменяемые богослужебные тексты, которые произносятся священнослужителями (отпусты, прокимены, величания). Свое название, как пишет протоиерей К. Никольский, Служебник получил от того, что «содержит в себе божественную службу литургии». В Православной Церкви совершаются три литургии: литургия святого Иоанна Златоуста, литургия святого Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Все они помещаются в Служебнике, и важно отметить, что Служебник – единственная богослужебная книга, содержащая полные последования всех видов Божественной литургии (среди других книг только Ирмологий содержит некоторые неизменяемые песнопения литургии, но не всё последование).

Среди греческих богослужебных книг нет книги, полностью соответствующей славянскому Служебнику. Аналогами Служебника здесь являются Литургиарий, содержащий только одни литургии, и Евхологий163, который содержит, кроме служб суточного круга, еще и последования Таинств, то есть соединяет в себе славянские Служебник и Требник.

По содержанию Служебник можно разделить условно на три части (этого разделения нет в самом Служебнике, но оно необходимо для удобства в изучении и анализа содержания этой книги).

К первой, основной части следует отнести неизменяемые тексты вечерни и утрени, предназначенные для священнослужителей (ектении, молитвы, возгласы), а также последования всех видов литургии.

Во вторую часть в качестве приложений входят изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрене и литургии в различные дни года. Сюда можно отнести, во-первых, отпусты вечерни, утрени и литургии; во-вторых, прокимены на воскресной утрене 8 гласов и прокимены, аллилуарии и причастны литургии в воскресные дни, седмичные дни и общие святым. В-третьих, в Служебнике печатается месяцеслов, где вместе с указанием имен святых, ежедневно воспоминаемых Церковью, находятся величания, прокимены, аллилуарии и другие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым праздникам и святым и произносятся на службах священником или диаконом. В-четвертых, в приложениях «из Триоди Постныя» и «из Триоди Цветныя» приводятся величания, прокимены, аллилуарии, отпусты и другие молитвословия подвижного круга богослужения.

К третьей, дополнительной части можно отнести молитвословия требного характера (в некоторых изданиях они отсутствуют), совершаемые иногда вместе со службами суточного круга. Это чин благословения кó лива, чин над кутиею в память усопших, чин литии по усопшим, молитвы по Причащении и некоторые особые прошения на сугубой ектении, заимствованные из молебнов.

В конце Служебника (не во всех изданиях) находится «Известие учительное, како долженствует иерею, диакону и причетнику служение в церкви святей совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися». Здесь, как видно из заглавия, излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, содержатся канонические правила относительно служения литургии и, наконец, разрешаются различные трудности и недоумения, встречающиеся при совершении литургии

Чиновни́ к архиерейского священного слyжения, или кратко, Чиновни́ к – богослужебная книга, предназначенная для архиерейского богослужения.
Кроме последований Литургии чиновник содержит чинопоследования рукоположений и посвящений, освящения храма и антиминса и некоторые другие.

В отноршении книги ногда yпотребляют название Чино́ вник, но более правильно бyдет Чиновни́ к

Иерейский молитвослов – расширенная версия молитвослова.
Иерейский молитвослов заключает в себе молитвословия из различных книг, употребляемых в нашей Православной Церкви. В нем помещаются:
во-первых, службы общественного богослужения, которые находятся в Часослове: вечерня, повечерие, утреня, полунощницы, часы.
во-вторых, молитвословия, которые составляют содержание Акафистника и Канонника, именно: стихиры, каноны, акафисты, молитвы;
в-третьих, Месяцеслов, Пасхалия и те песнопения, которые вкратце печатаются при Месяцеслове тропари, кондаки;
в-четвертых, молитвословия, которые отсутствуют в других богослужебных книгах ч содержатся только в Молитвослове, это службы на всякие прошения.

включает в себя утреню, полунощницу, часы, чин обедницы, чин вечерни, повечерие, воскресную службу, службы праздникам, святым и службы на различную потребу. В издание также вошли молитвы, каноны, акафисты Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Успению Пресвятой Богородицы, святителю Николаю, тропари и кондаки, месяцеслов и пасхалия. Молитвослов также содержит Последование Святой Пасхи, Часы на Святую Пасху, Благословение брашен во Святую неделю Пасхи, молитвы на благословение и раздробление артоса; Последования при исходе души и по исходе души и акафист ко Причащению Божественных Таин «самем токмо иереем приличный».

Волпрос 2 – Богослужебные. особенн1-ой, 5-ой седмиц Вел. Поста, Канон преп. Андрея
Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья).
Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем.

Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности
 -
В дни Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб:

1. Великое повечерие.
2. Утреня.
3. Часы с чином изобразительных.
4. Вечерня.
5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.

Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга  и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста).

 Великопостные часы совершаются:
1) в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста;
2) в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы (в субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные).

 Литургия Преждеосвященных Даров -  совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно:
1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по б-ю Неделю включительно) Великого поста;
2) в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждесвященных Даров переносится на вторник — день чтения великого канона);
3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с Благовещением
4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля — Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта — 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста; если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу)

Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия св. Василия Великого.

  Литургия св. Василия Великого бывает пять раз в св. Четыредесятницу — в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни случится Благовещение).

Первая седмица и Неделя Великого поста С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андреи Критского.
В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого в Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).
Повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Пяток Великий.
Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его — св. Андрея Критского.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирон
а, который в 362 году явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба св. вмч. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на «Бог Господь... » тропарей и затем — канона святому.    (Апостол и Евангелие не читаются. )

Первая Неделя (Воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия — от совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 году. Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста. В эту Неделю совершается особое богослужение, приспособленное к торжеству и называемое чином Православия. Празднование дня Православия оправдано историческими предпосылками. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX век). Чин Православия изложен в отдельных изданиях

Пятая седмица и Неделя Великого поста  -  характерны тем, что в четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского,
который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преп. Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия.  Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам.

Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский,
а св. Андрей Критский, присланный от Иерусалимского патриарха Феодора на 6-й Вселенский Собор (692 г. ), принес это житие преп. Марии вместе со своим каноном.
Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы принято Церковью со времени 6-го Вселенского Собора.
В среду 5-й седмицы на вечерни (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на «Господи, воззвах... », читаются еще 24 покаянных стихиры — творение св. Андрея Критского.
Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором.
В четверг по случаю чтения великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. на великопостный.
* Если в четверг 5-й седмицы случится праздник Благовещения, то чтение великого канона переносится на вторник, и тогда в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Богослужебные особенности чтения великого канона
По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия.
После шестопсалмия и великой ектений бывает «Аллилуиа» и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, «Слава, и ныне» — Богородичен,
после чего читается первая половина жития преп. Марии Египетской. Далее псалом 50-й («Спаси, Боже, люди Твоя... » не произносится),
а тотчас начинается пение великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы — по дважды. Припев к тропарям: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Ка тавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях.
На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает.
Припев к трипеснцам: 1) «Святии Апостоли, молите Бога о нас»; к троичным тропарям: 2) «Пресвятая Троице, Боже наш, Слава Тебе»; а к Богородичным: 3) «Пресвятая Богородице, спаси нас». По катавасии 3-й песни — малая ектения, седален, после которого читается вторая половина жития преп. Марии.
* В практике чтение жития преп. Марии Египетской бывает так: первая часть — после «Ал л л лупа» и троичных тропарей, а вторая часть— после кафизмы
По 6-й песни — кондак: «Душе моя... » и икос, и читаются «Блаженны» с тропарями.
По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света... ». Хор: «Честнейшую... ».
После 9-й песни и малой ектении читается светилен — Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие.
Остальное все, как обычно (см. Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; Богослужебные указания на 1958 г., с. 87).

Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы.
В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.
Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектений;
вторая часть — после 17-й кафизмы («непорочных») и малой ектении;
 третья часть — после 3-й песни канона и малой ектении;
четвертая часть — после б-й песни канона и малой ектении.
Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе... ».
На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.
В конце утрени поется великое славословие.
Каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондаками и перед последними, а на остальных — малое каждение.
По Типикону, акафист положено читать в алтаре, но, по пособию Никольского, его совершают на середине храма (см. Типикон, с. 435; К. Никольский, с. 601).
Если случится в этот день праздник Благовещения, то акафист не отменяется.
Особенность богослужения будет состоять том, что после второго выхода и чтения последующих кондаков и икосов священники не возвращаются в алтарь,
но остаются на середине храма, и совершается полиелей.
Помазание совершается после окончания чтения акафиста, после 6-й песни канона.
Если случится праздник 40 мучеников, то служба им переносится на воскресенье 5-й Недели (см. Типикон, 9 марта, Маркова глава). 1


В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-V I в.
(память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г. ), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.