Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6. Палеолитические рельефы



Искусство рельефа могло появиться в период между зарождением скульптуры и рисунка или гравировки. Примерно в 25 памятниках ЮЗ Франции известны рельефы, вырезанные на открытых скалах, вблизи выходов пещер или на больших отвалившихся блоках. Только на 6 из них встречаются человеческие фигуры. Не исключено, что гравюра занимала господствующее положение у истоков искусства, а эффект рельефности достигался с помощью техники «шамплеве» (глубокая гравированная и выскобленная полоса, очерчивающая фигуру, имеет одну отвесную сторону, которая является контуром изображения, и другую, более пологую, что создавало иллюзию рельефности).

Лоссель, Франция. «Венера» с рогом бизона в руке. Техника шамплеве. Ок. 20 000 лет назад

 

 

 

Рок-о-Сорсье.

 

Кап- Блан в Дордони. Анималистический фриз.

 

 

В этой же технике(шамплеве) выполнено изображение на плакетке из Ложери-Басс(женщина с северным оленем), а так же наиболее ранние женские знаки на плитах Ла- Ферраси, Абри-Селье и Бланшар, которые занимают промежуточное положение между графировкой и рельефом.

 

 

Перед нанесением фигур плоская поверхность блоков могла выравниваться с помощью обивки, скобления и шлифовки. То же самое часто встречается на стенах пещер и навесов.

Распространение барельефа зависит от прочности скальных пород (очевидно). Фоновые участки выдалбливались с помощью кремневых долот и других орудий (найденных в частности  в пещере Кап-Блан).

Кап-блан «лошадиный фриз»

 

 

Также, художники могли использовать естественные неровности скалы для придания рельефности(грот Коммарк)

На некоторых рельефах(напр. Женские образы ) встречаются остатки краски, свидетельствующие, что фигуры могли быть раскрашены и иллюзия «оживания» была более убедительной (особенно при свете жировых ламп (огня короче)).

Ла-Магдален сравнительно небольшой грот. Здесь находится всего четыре изображения. Эти рельефы вызывают удивление: мастерски выполненная свободная поза предвосхищает классическое и ренессансное искусство. В сравнении с ранними рельефами из Лоссель (рис1)можно увидеть большое продвижение. Особенно это ощутимо в положении ног. Проблема, существовавшая у лоссельского художника была разрешена в Ла-Магдален в манере, предзнаменующих целое направление лежащих Венер в позе релаксации( античность, капелла Медичи Микеланджело).

Первобытный художник являлся мастером своего дела в прямом смысле этого слова, он употреблял естественные неровности, бугры, трещины, включая их в изобразительное поле. (пещеры Руфиньяк, тон-де- Гом, Кастильо, Альтамира и др. )

Фон-де-Гом. Рельеф бизона на естественной поверхности.

 

Возможно с этим же связана технология лепки и вырезания фигур из глины(тюкОдубер)

При создании объема изображений могла использоваться глина. Также применялись различные более сложные техники( камео ), например, в святилище Труа-Фрер цветовая и тоновая многослойная поверхность стен подсказывала изобразительные и выразительные возможности техники камео (глубоко прорезанные линии были черными, менее глубокие – белыми.

Круглая скульптура, линия и рельеф возникли практически одновременно и сосуществовали в течение всего рассматриваемого периода (палеолит)

Примеры: Пещеры: Рок-о-Сорсье, Лоссель, Англ-сюр-Англен, Ла-Магдален

Работы: Лоссель (Фр) - “Венера” с рогом бизона в руке (техника шамплеве)
Кап-Блан (Фр) - “Лошадиный фриз” (12 м)
Тюк-де-ОрдуберБизоны, вырезанные их плотных натеков глины По Семенову

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.