Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи (1452-1519)



Высокое Возрождение

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Самый большой подъём культуры Италии пришёлся на конец 15-первую треть 16 века. Его и называют теперь Высоким Возрождением. В это время появляются самые масштабные творческие личности, как их ещё называют, «титаны Возрождения». Это люди широкого кругозора и высочайшей культуры. К таким «титанам» относят четверых мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и Тициана Вечеллио. Все они прославили себя в нескольких искусствах, не замыкаясь на каком-либо одном.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городке Винчи возле Флоренции. Он был незаконным сыном флорентийского нотариуса и потому не получил престижного образования, в частности, не знал древних языков, как это было принято у гуманистов того времени. Но с юности он обладал необычайной тягой к знаниям, осваивал самые разные науки и во многих совершил значительные открытия или предвидел будущие изобретения. Он занимался созданием станков, летательных аппаратов, оружия; в его набросках нашли прообразы танка, вертолёта, подводной лодки, пулемёта. Изучал он и строение человеческого тела, зарисовывая внутренности и мышцы, классифицировал растения и изучал их свойства. В целом, он всегда занимался наукой больше, чем искусством, чем вызывал недоумение современников. Такую личность как у него называют универсальной. Главным в ней был интеллект.

Леонардо учился во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо, которую чуть раньше закончил Боттичелли. Но, в отличие от Боттичелли, он не стал близок кругу Лоренцо Медичи и не получал от него заказов. Возможно потому, что за художником закрепилась слава человека, который берёт заказ, но почти никогда не выполняет его, увлёкшись какой-нибудь научной задачей.

Одним из ранних произведений является картина «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа», хранящаяся в Эрмитаже в Петербурге. В ней фигуры получают свой объём от игры на них света. Сам сюжет прост – юная мать протягивает своему ребёнку цветок – гиацинт, иначе крестоцвет, как предвидение гибели на кресте.

      Мадонна Бенуа, 1478-80 г.                              Мадонна Литта, 1490-91)

Следующая мадонна – «Мадонна Литта» (также Эрмитаж) была закончена уже в Милане, куда художник уехал из Флоренции в 1482 г. после доноса, в котором его обвинили в неблаговидных поступках. При дворе герцога Моро, правителя Милана он занимался самыми разными делами: строил каналы, оборонительные сооружения, устраивал праздники, расписывал потолки дворцовых залов. На примере «Мадонны Литта» можно видеть применение им так называемой воздушной перспективы или сфумато (с итал – дымка, туман), которой он окутывает пейзаж вдали. Это наполняет его картины воздухом.

В Милане была создана картина «Мадонна в гроте», изобразившая Деву Марию, младенца Христа, ангела и мальчика постарше – Иоанна Крестителя - в таинственной пещере. До сих пор в этой картине пытаются найти какое-то тайное послание, якобы заключённое в ней художником. Осложняет ситуацию и то, что картин две, одна из них выполнена самим мастером, а вторая, вероятно, кем-то из учеников. Картины находятся в Париже (Лувр) и Лондоне, и каждый музей уверен, что у него – подлинник. Учёные больше склоняются к первенству Лувра. В этой картине фигуры образуют пирамиду; так потом будут строить композицию и другие художники. В этом произведении выражена атмосфера идеального мира, укрывшегося от взглядов людей в гроте.

Мадонна в гроте, 1483-86, Лувр, Париж           Мадонна в гроте, до 1508 г. Лондон

Также в Милане была создана гигантская статуя отца правящего герцога (не сохранилась), написан портрет ЦецилииГаллерани («Дама с горностаем») и единственная дошедшая до нас фреска Леонардо «Тайная вечеря». Он писал её несколько лет, прибегнув к технике масляной живописи, чтобы работать дольше или вносить поправки. В итоге это привело к тому, что краски со стены осыпались и сейчас от фрески осталась лишь бледная тень. Она находится в трапезной миланского монастыря Санта-Мария деллеГрацие. В ней показан момент последнего ужина Христа с учениками (апостолами), когда он произносит «Сегодня один из вас предаст меня». Показана реакция учеников, точно переданы их характеры и испуг Иуды, откинувшегося на стол и сжимающего в руке кошелёк с тринадцатью сребрениками. Вокруг этой фрески сложилось много легенд, но отказ Леонардо от традиционной техники написания лишил нас возможности видеть произведение в изначальном облике.

Тайная вечеря, 1495-97 г.

Леонардо покинул Милан в 1499 г. из-за того, что на город напали французы и свергли герцога, которому он служил. Он отправился во Флоренцию и несколько лет работал над портретом Моны Лизы, жены купца ФранческоДжокондо. По преданию, муж хотел утешить её после смерти первенца. В итоге, проработав над картиной несколько лет, художник так и не отдал её заказчику, увезя с собой во время бегства из Флоренции.

Интересно, что до начала ХХ века картина вовсе не была особо известна. Начало её популярности связано с похищением, которое совершил один из работников Лувра, где она находилась несколько столетий. С тех пор картина обросла мифами, при этом особенно много рассуждают о выражении лица Моны Лизы, которое будто бы имеет свойство меняться. На самом деле Леонардо очень подробно выписал мельчайшие мускулы вокруг рта, и когда на картину смотрят при разном освещении или с разных точек, то кажется, что улыбка то появляется, то исчезает. Пытаются найти какой-то шифр в пейзаже за спиной Джоконды, в извивах дороги, в мостах и т. п. Существует много «двойников» Джоконды, причём владельцы некоторых оспаривают подлинность картины из Лувра.

Мона Лиза, 1503-05

Мона Лиза, одна из копий, неизв. Художник, 1517 г.

Джоконда была среди тех картин, которые Леонардо привёз с собой во Францию, где после долгих скитаний нашёл наконец приют. Его принял король Франциск I, который пожелал приобрести Джоконду, но, по договорённости с художником, он получил её после смерти да Винчи. Среди привезённых во Францию картин оказался и загадочный «Иоанн Креститель», по преданию, написанный с ученика Леонардо - АндреаСалаи. Обычно этого святого изображают суровым мужчиной в грубой одежде из шкур, а у Леонардо изображён женственный юноша с манящей улыбкой, окутанный клубящейся тьмой.

Иоанн Креститель, 1514-16 г.

Творчество Леонардо да Винчи, как и его личность, полны тайн. Его научные записи до сих пор изучаются. Его жизнь – это пример безостановочного стремления к новым знаниям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.