Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИЧИНЫ СТРЕССОГЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ПРИЧИНЫ СТРЕССОГЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СалыганЮ. И., студентка группы ПСмоз-11

Научный руководитель –Директор Колосова Ирина Геннадьевна

ЕГУ им. И. А. Бунина

Аннотация. В статье проведён анализ основных условий педагогической деятельности, которые могут привести к проявлению стресса. Стресс, в первую очередь, связан с организацией деятельности педагога, профессиональной подготовкой, а также его взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса. Выделены факторы стрессогенности и виды стрессов, выраженные в профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: стрессогенность, стресс, дистресс, причины стресса, выгорание, педагогическая деятельность, педагог.

Все люди, занимающие профессиональной деятельностью, испытывали на себе влияние стресса. Ученые считают, чтостресс в небольших объёмахможет быть полезен, избежать его полностью невозможно. Избыточный стресс вредит психологическому состоянию личности и создает трудности для деятельности внутри группы.

С одной стороны, стресс может способствовать личностному росту, благодаря его мобилизующему влиянию, человек добивается своих целей и достигаем новых вершин в работе. Так же стресс позволяет чувствовать эту жизнь ярче, человек испытывает разнообразные эмоции, как положительные, так и негативные. С другой, нежелательное воздействие хронического стресса может спровоцировать различные угнетённые состояния, такие как депрессия и другие психосоматические заболевания. Для учителя это может обернуться низкой профессиональной мотивацией, ведущей к ухудшению его работоспособности, отклонению от этичного поведения специалиста. Возможность вызвать психологические проблемы личности, те или иные деструкции поведения, делают хронический стресс одной из главных опасностей в работе учителя и в сфере его профессионального развития [3].

Профессия педагога связана с постоянным общением и взаимодействием с окружающими людьми, будь то ученик, коллега или родитель. Такие контакты характеризуются психоэмоциональным напряжением, которое может вызвать стресс. Постоянная эмоциональная нагрузка на педагога является следствием высокой личной ответственности учителя за учеников, его сильной вовлечённости в процесс обучения. Личность педагога такова, что она требует от него значительно выкладываться в педагогическую работу, особенно в общении с учениками, от этого зависит успешность в профессиональной и личностнойсфере педагога, а, возможно, также дальнейшая судьба школьника. Все эти факторы объясняютстрессогенный характер деятельности учителя.

Работа учителяневозможна без больших затрат, в первую очередь энергетических и психоэмоциональных. Стрессогенный фактор, с которым неразрывно связан труд педагога – это урок, так какограничивает время на выполнение поставленных задач у учителя и учеников, всего за 45 минут им необходимо успеть выполнить всё намеченное. Нависшая угроза «не успеть» –первая из самых стрессогенных для человека современности. У педагога при этом присутствует необходимость в одно время решить целый список педагогических задач: объяснить учебный материал и проверить его усвояемость учениками; следить за дисциплиной в классе; каждому ученику уделить внимание, реализуя индивидуальный подход; изучить работу учеников дома и поставить объективную оценку. Педагогическая личность выполняет все эти задачи обязательно с высоким чувством ответственности, которое обязательно вызовет психическое напряжение. В зависимости от степени важности той или иной ситуации, напряжение будет разниться.

Предстартовые состояния – это те состояния, которые предшествуют какому-либо вызывающему стресс событию. Часто такое состояние характеризирует учителя в его практической работе и обыденной жизни. Примером события, вызывающее предстартовое состояние может стать открытый урок или выступление перед множеством людей, даже не самый приятный разговор с начальством. Жизнь педагога имеет сумасшедший ритм, объёмная работа и катастрофическая нехватка времени, слишком огромный информационный поток с зачастую негативной окраской выливаются вовсё увеличивающееся число ошибочный решений, а в дальнейшем и в хроническую усталость, которая может привести к уходу из профессии или, если предыдущее невозможно, – в непрекращающуюся депрессию. Кроме того, дистресс (иначе «избыточный, негативный стресс») может спровоцировать развитие такого синдрома, как эмоциональное выгорание. Педагог не может позволить себе в профессиональной деятельности проявлять гнев, раздражительность, он должен совершать только взвешенные и рациональные поступки, самостоятельно преодолевать чувство тревожности, отчаяния.

Педагогический стресс носит накопительный характер. При частом повторении или продолжительности действия факторов стрессапсихоэмоциональное возбуждение может принять хроническийхарактер. Поэтому психологи говорят о высокой стрессогенности профессии педагога по сравнению с профессиями вида «человек-человек». Существуют как объективные, так и субъективные факторы напряжённости работы учителя, которые подтверждают предыдущий вывод.

Должностные обязанности педагога насыщенны множеством педагогических задач в условиях ограниченности и загруженности рабочего дня, которые не всегда реализуются так, как задумывал учитель, и могут носить неудовлетворительный характер. Помимо прямых обязанностей, в нагрузку на учителя ложится организация и проведение общественных мероприятий. В современности реалии таковы, что учитель может получать низкую зарплату и иметь не лучшие жилищные условия. Всё это является объективными факторами стрессогенности педагогической деятельности.

К субъективным негативно влияющим на деятельностьпричинам относятся личностные особенности, которые могут мешать установлению плодотворного контакта с учащимися и коллегами; новички в профессии испытывают недостаток опыта работы, а старожилы – неудовлетворенность профессиональным ростом; а также другие личностные качества.

Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности[1]:

1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);

2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д. );

3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей.

Дистресс косвенно провоцирует общую невротизацию личности учителя. Стресс, вызванный напряжёнными психоэмоциональными ситуациями в профессиональной деятельности, который имеет проявление в психосоматических реакциях, называют профессиональным [4]. Профессиональный стресс может, как и любой другой стресс, либо активизировать все силы и ресурсы организма для разрешения напряжённой ситуации, либо привести к негативным последствиям. К ним относятся различные формы дезорганизации поведения личности в группе или в межличностных отношениях, деформации профессионально-личностного характера и другие формы острых стрессовых состояний. Их фиксация в виде устойчивых нарушений психикиможет привести к развитию психосоматических расстройств. Н. В. Самоукинавыделяет следующие виды профессионального стресса: информационный, коммуникативный и эмоциональный стресс.

Информационный стресс – стресс, связанный с переизбытком сложной и объёмной информации, которую необходимо в срочном порядке осмыслить. Такие перегрузки осложнены ещё тем, что учитель зачастую не может отдохнуть в достаточной степени для восстановления внутренних ресурсов организма, постоянно занимаясь лишь одним видом деятельности. Усугубляет хроническую усталость связанная с педагогической деятельностью высокая ответственность за последствия принимаемых решений.  

Коммуникативные стрессы педагог испытывает в ситуациях конфликта и их решения в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы. Длительные конфликты, которые не нашли своего разрешения, создают постоянное нервно-психическое напряжение. Данный вид стресса тесно связан со следующим, эмоциональным, стрессом, так как любой вид общения по-разному оценивается человек и вызывает различные по силе эмоции и чувства.

Об эмоциональном стрессе можно говорить как об остром переживании негативно окрашенных эмоций. Например, гнева ираздражения, страха и сильной тревоги, и др.

Специалисты называют профессиональный стресс одним из механизмов дезадаптации педагога, приводящий к разнообразным деформациям личности учителя. Х. Дж. Фрейденбергвпервые упомянул термин «синдром эмоционального выгорания» как один из показателей профессиональнойдезадаптации.

В психологических исследованиях определение «синдром эмоционального выгорания» сформулировано какхроническая стрессовая реакция, которая является следствием продолжительных стрессовсредней и высокой интенсивностив профессиональной сфере. Данная реакция представляет собой один из видов психологической защиты личности, проявляющийся в форме полной или частичной незаинтересованности и притуплении эмоций в общении с окружающими[2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональнаядезадаптация личности.

Литература:

1. Вершловский С. Г., Гоголева В. В., Косенко Н. В. и др. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб.: СПбГУПМ. 1994. - 133 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 343 с.

3. Жалагина Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. –Тверь: Твер. гос. ун-т. 2004. - 46 с.

4. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной деформации учителя // Вопр. психологии. - 1994. - № 6. -С. 57-64.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.