Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приёмы комического.



 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

Антон Павлович Чехов – выдающийся человек. «В жизни он был именно тем, чем был в творчестве, - считал И. Бунин, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости, нежности, при редкой правдивости.

Л. Н. Толстого назвал Чехова «Пушкиным в прозе» ( 1905 г. в «Ежемесячном журнале для всех»). Чехов - человек, который повлиял и продолжает влиять на мировую культуру. «В плеяде великих европейских драматургов…имя Чехова сияет, как звезда первой величины» - сказал великий британский драматург ДЖ. Б. Шоу.

 

Мощный талант Чехова, который полностью обновил искусство слова, раскрылся в кризисный для русской литературы час. В это время ушли из жизни Тургенев, Достоевский, Островский, а достойной смены гениям не было. Лишь Лев Толстой был жив и «делал за всех», по выражению Чехова. В чем же состояло это обновление?

До Антона Павловича литература страстно проповедовала высокие идеалы, стремилась решить самые острые, непреходящие философские и текущие, социально-политические, вопросы жизни. Чехов же обратил свой взгляд к обыденному течению провинциальной, захолустной России — к миру, который многие писатели обходили. Его произведения ничего явно не проповедовали, ничему прямо не учили, не ставили открыто общественные вопросы, а только подробно и ярко рассказывали о незаметной русской жизни — о людях всяких сословий и профессий, занятых своими бытовыми делами. Его рассказы и драмы лишены определенного направления, высоких идей — художник избегал открытой, подчеркнутой тенденциозности.

Чехов писал только рассказы, короткие повести, что не соответствовало литературным веяниям той эпохи.

В юности он использовал множество псевдонимов. На страницах журналов и газет встречался «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Врач без пациентов», а чаще всего «Антоша Чехонте».

Жизнь не была для Чехова легкой, но трудности давали возможность пробовать себя в разных сферах деятельности. В это нелегкое время формируется один из главных чеховских художественных принципов: не надо далеко ходить за сюжетами, не надо ничего выдумывать. Для него интересен быт, обыкновенная жизнь обычных людей. Случайная встреча на во­кзале двух приятелей («Толстый и тонкий»), впечатления ребенка, столкнувшегося с реалиями жизни («Ванька»), страх перед начальством («Смерть чиновника»), визит страдающего от зубной боли дьяч­ка к фельдшеру («Хирургия»), истории о ловле нали­ма, об отвинченной на железной дороге гайке или забытой фамилии — все многообразие жизни могло стать темой и сюжетом для чеховских произведений. Не случайно один из чеховских сборников называется «Пестрые рассказы».

Чехов создал множество рассказов, целостную по­вествовательную систему, посвященную общей теме — теме России, родины.

Проза Чехова своеобразна. Добрый, сочувственный юмор, резкая сатира, все оттенки смеха — вот эмоциональный стержень чехов­ских сюжетов. Смех в произведениях писателя всегда добрый, наверное, за это его и любят все читатели.

Множество проблем волновало Чехова-писателя. Проблема человеческого достоинства была одной из главных. Смех и горечь вызывает в нас рассказ «Хамелеон». Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Комиче­ский эффект достигается использованием такого ли­тературного приема, как «говорящие фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение; Хрюкин — от слова «хрюкать». Фамилии соответст­вуют характерам, внешности героев. У Чехова все детали значимы.

Чехова интересуют просто люди в будничном течении «дней нашей жизни». Это крепкие, сильные души, как Лихарев («На пути»), это души, живущие в плену, как Анна Сергеевна и Гуров («Дама с собач­кой»), это люди в «футлярах» («Человек в футляре»). У Чехова среда перестала быть влияющей на человека силой, и персонажи зависят от нее в той же мере, в ка­кой сами же ее создают.

Рассказами Чехова завершилась тема «маленького» человека в русской литературе XIX века. Люди, по мнению писателя, вообще не могли быть «маленькими». Чехов изображал не «маленьких» людей, а то, что мешало им быть «большими». Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то прежде всего способность и готовность их быть «маленькими».

По выражению Эйхенбаума, «… надо было изучать Россию всесторонне, во всем ее своеобразии, во всех вариантах ее сословного, профессионального и умственного бытия». Это и делал Чехов в своей неподражаемой манере.

 Ее основные черты такие:

☼ кажущаяся бессобытийность. Писатель не изображает исключительных происшествий, его произведения — это сцены, в которых гораздо важнее разговор персонажей или их мысли, чем сюжет. Часто в этих рассказах ничего особенного не происходит. Чехов однажды сказал Куприну: «Зачем это писать, что кто-то сел на подводную лодку и поехал к Северному полюсу искать какого-то примирения с людьми, а в это время его возлюбленная с драматическим воплем бросается с колокольни? Все это неправда, и в действительности этого не бывает. Надо писать просто: о том, как Петр Семенович женился на Марье Ивановне. Вот и все»;

☼ внимание к самым ничтожным мелочам. Писатель Короленко вспоминал, как Чехов говорил ему: «Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы?.. Вот. — Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мною и сказал: — Хотите, — завтра будет рассказ... Заглавие „Пепельница" ».

☼ краткость как творческий принцип. Короткие рассказы Чехова противостояли традиционным жанрам романа и повести как новый и более совершенный метод изображения действительности;

1. ☼ предельная сжатость авторского текста, который иногда не превышает объема сценических ремарок в драме. Персонажи писателя говорят иной раз очень много, он сам — очень мало. Автор как бы отходит- в сторону, предоставляя своим персонажам говорить и делать то самое, что они привыкли и считают нужным. Чехов утверждал: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев». Поэтому уделял большое внимание художественным деталям– детали- подробности и детали- символу.

Деталь – это мельчайшая художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение. Это микрообраз и одновременно часть более крупного образа. Выделяются детали внешние и психологические. Внешние рисуют предметное бытие людей. Психологические – внутренний мир человека: мысли, чувства, переживания, желания.

☼ сильное лирическое начало. Глубочайший лиризм обнаружился особенно ярко  

    в драмах Чехова. Театр Чехова стали называть театром настроения. В разговорах персонажей открылись такие оттенки настроений, чувств, которые придали особый смысл самым обыденным словам.

 «Чехов несравненный художник, — говорил Лев Николаевич, — да, да, именно: несравненный... Художник жизни... Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... И Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мною. У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов». Сейчас в том, что писатель проложил новые пути в литературе, уже никто не сомневается.

Во всех рассказах можно выделить три основные типа героев:

1. Люди, похожие на Раскольникова, - фанатики и догматики, поглощённые одной ложной идеей и лишённые критического взгляда на мир ( главный герой рассказа «Палата №6»).

2. Люди ищущие, неудовлетворённые и в чём-то напоминающие «лишних людей (художник из рассказа «Дом с мезонином», оба главных героя из рассказа «Дама с собачкой»).

3. Интеллигенты, смирившиеся с действительностью и под давлением мещанской среды ставшие даже защитниками порядка (Беликов; доктор Старцев; герой рассказа «Крыжовник»).

Приёмы комического.

Чехов в совершенстве овладел:

Ø комическим поворотом темы,

Ø изобретательностью сюжета, бесконечно варьируя случаи, относящиеся к одной и той же теме;

Ø мастерством композиции, любил динамические, быстрые композиции с неожиданными началами, сразу вводящими в суть изложения, с финалами, контрастно обёрнутыми к началу рассказа;

Ø искусством лаконичного, как бы силуэтного образа с выразительным использованием детали;

Ø живым диалогом с комическими оборотами разговорной речи;

Ø использованием пародийных фамилий.

Предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.