Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(«Старый нищий с мальчиком», 1903); «Два акробата с собакой», 1905; «Старый гитарист» 1904)



Кубизм.

Кубизм зародился в 1907 г. в Париже и был первым открыто формалистическим течением. Основоположники кубизма — Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Художники-кубисты исходили из мысли Сезанна о том, что в основе натуры лежат простые объемы — шар, цилиндр, конус.

У кубистов предметный мир аналитически разлагается на простейшие геометрические формы, образующие произвольные схемы, созданные «свободным» воображением художника. В поисках объемно-пластических так называемых «первоэлементов вещей» кубисты отказываются, по существу, от образа человека, от передачи чувств и идей, от постижения общественного содержания жизни. В их деятельности усиливается разрыв между все более схематизирующимся изобразительным искусством и реальным миром. Портрет, пейзаж, натюрморт превращаются в их картинах в монотонные конструкции геометрических объемов. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов и реальной жизни, их яркой характерности стал средством ухода в мир чистых форм, где действуют законы равновесия пластических объемов, взаимоотношений цветовых пятен и линейного ритма. Объемы предметов развертываются на плоскости, изображаются с различных точек зрения и превращаются в механическую комбинацию отдельных частей. Колористическое решение в ранний период ограничивается тяжелыми коричневыми, серыми, зелеными, охристыми и белыми тонами.

Для кубизма характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.

В кубизме нашло отражение антигуманистическое направление культуры начала 20 века. Главным критерием в оценке произведения провозглашается конструктивность, «геометрическое совершенство», «построение», а не ее идейно-эстетическое содержание.

Для кубизма характерны две тенденции: первая выражает в условной форме, в ее динамической, отвлеченной выразительности субъективные переживания художника, вторая стремится к декоративизму, к отвлеченному холодному рационализму.

Влияние кубизма на дальнейшее развитие формалистической живописи было велико.

 

 

Пабло Пикассо. (25 октября 1881— 8 апреля 1973)

В творчестве Пабло Пикассо наиболее ярко сосредоточились острые противоречия искусства 20 в. Жизнь этого художника проникнута беспокойными исканиями, метаниями от формалистических решений к выразительным реалистическим образам.

Универсально одаренный, работающий в области живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства, Пикассо изобретателен в своих разнообразных исканиях, ломающих традиционные представления. Нарочито обобщенные примитивные формы и античное понимание красоты человеческого тела, реалистическая изобразительность, следующая традиции старых мастеров, и создание предметов, как «конструкции», лишенных всякой связи с жизнью природы, — таковы различные проявления искусства Пикассо.

Уже в ранний период творчества Пикассо становится во главе новых художественных течений. Однако реалистическая линия с перерывами и отступлениями сохраняется на всем протяжении его творческого пути. В ней ярко проявляются особенности дарования художника: сила психологического проникновения, острая и точная наблюдательность.

В картинах «голубого периода» (1901—1904) и «розового периода» (1905—1906) звучит глубокое сочувствие страданиям простых людей, чувство несправедливости окружающего мира. Его герои — это простые женщины, акробаты, странствующие комедианты, писатели, нищие, люди одинокие и обездоленные, худые, изможденные, с печально сосредоточенными лицами и невидящими глазами, часто смирившиеся со своей судьбой. Большинство картин того времени написаны в сине-голубой мерцающей гамме, усиливающей настроение трагической обреченности. В картинах «розового периода» сложные нюансы розово-золотистых и серебристо-голубых тонов служат средством раскрытия тончайших лирических настроений.

(«Старый нищий с мальчиком», 1903); «Два акробата с собакой», 1905; «Старый гитарист» 1904)

   («Любительница абсента» 1901).   Психологическая острота отмечает образ сумрачной женщины в картине. Испитое угловатое лицо, сурово сжатые губы, застывший опустошенный взгляд раскрывают образ одинокого человека, покорившегося судьбе.

  («Мать и сын», 1904). Не счастье материнства, а тревогу и заботу о судьбе ребенка выражают то плавные, то угловатые линии фигуры и склоненной головы матери.

 

Рисунок повышает эмоциональную выразительность силуэтов. Своеобразие метода Пикассо, проявляется в заострении контрастов, подмеченных в жизни

  «Девочка на шаре» (1905). Девочка кажется беззащитной в окружающем жестоком мире и вместе с тем беззаботно смелой. Угрюмость неподвижного атлета словно озарена ее мимолетной улыбкой. Струящиеся линии ее трепетной фигурки внезапно прерываются беспокойно угловатыми движениями рук.

Уже в «голубой» и «розовый» периоды Пикассо прибегает к повышенной выразительности форм. В «Любительнице абсента» он удлиняет руки, чтобы замкнуть в них фигуру, усиливая этим приемом чувство отчужденности от окружающего мира. В «Девочке на шаре» резкое сокращение планов подчеркивает контраст статичности атлета и динамичного линейного ритма детской фигуры. Максимальное заострение образа, усиление экспрессивности художественной формы создают предпосылки для отхода художника от реализма.

С 1906—1907 гг. усиливаются приемы деформации в творчестве Пикассо. Отступление от анатомической точности, нарушение реальных форм и цветовых отношений, контрастные сопоставления характерны в период формирования кубизма.   

  («Авиньонские девушки» 1907)

Не воспроизведение живой жизни, а «конструирование» геометрических объемов или умозрительно аналитическое разложение их на сумму сопоставленных плоскостей становится главной задачей художника.

(«Три женщины» 1909) представляют собой объемно-геометрическую конструкцию, исполненную в беспокойно тяжелых темно-коричневых, оливково-бурых тонах. Их образы не лишены известной эмоциональной силы воздействия. Но эмоциональность в «Трех женщинах» носит смутный, отвлеченный характер, поскольку изобразительная сторона здесь не играет почти никакой роли.

(«Портрет Воллара» 1909 — 1910)

 

После первой мировой войны Пикассо обращается к образам сильных и здоровых людей, к образам светлым, идилличным, как бы навеянным античной скульптурой и вазописью. Произведения художника 1920-х гг. исполнены восхищения перед красотой человека. Вновь обращается он к теме материнства.

   («Мать и дитя» 1921) В массивных округленных формах матери и ребенка здоровая сила, без хрупкости и беззащитности героев раннего периода.

Стихийный гуманизм и яркая жизненная наблюдательность мастера проявляются в проникнутых острой мыслью и трепетным движением рисунках 30—50-х гг.

 

 

Пикассо воскрешает силу вечно юного языческого мироощущения античности в иллюстрациях «Метаморфозы» Овидия (1931)

И в литографии «Танец с бандерильями» (1954)

В годы нарастающей угрозы фашизма и второй мировой войны в творчестве Пикассо появляются новые черты. Он остро реагирует на политические события. Мастер ставит себе целью найти художественное воплощение больших проблем эпохи. Он хочет служить делу прогресса. В его произведениях появляется тема мрачной силы, воплощенной в виде минотавра и других чудовищ. Часто в его работах сочетаются черты гармонии и ужаса или ядовитого сарказма, борьбы мрака и света.

 Скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи. («Натюрморт с бычьим черепом», 1942)

 

Знаменитое панно «Герника» (1937) —  символическое, трагическое по характеру произведение. Художник стремится выступить как обличитель фашизма.

 Тема зверского разрушения испанского города Герники фашистскими бомбардировщиками решается художником как символ разгула бесчеловечных сил реакции в период фашизма и одновременно трагического чувства отчаяния.

В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах.

В 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира».

За этот рисунок Пикассо была присуждена Международная премия мира.

 

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он уезжает из Парижа на юг Франции, женится второй раз и у него рождается двое детей, темами его картин становится семья.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.