|
|||
Венецианское искусство Позднего Возрождения
Сегодня мы начинаем с вами разговор о венецианских живописцах позднего Возрождения. Оно связано в Венеции прежде всего с именами четырех мастеров: это Джорджоне, Тициан, Веронезе и Тинторетто. Конечно, в XVI веке в Венеции работали многие другие мастера, и тоже яркие имена. Возрождение в Венецию происходит немного позже, чем в других итальянских городах. Главной его особенностью было совершенно новое использование цвета, что привело к появлению тональной живописи. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами. Мы помним, что первоначально столицей искусств в эпоху Возрождения была Флоренция. Потом пальма первенства перешла в Рим, город пап, богатых заказчиков, Ватикана. В XVI веке все переместилось в Венецию. Флоренция и Рим продолжали, конечно, покровительствовать искусствам, но Венеция сияла, как настоящая жемчужина. Венеция — город особый. Еще в 1490 году Марино Санудо так описывает картину процветания на берегах прекрасной лагуны: «Все покупают и живут как настоящие сеньоры… И хотя в этом городе ничего не произрастает, тем не менее в нем все в изобилии, ибо все поступает сюда изо всех городов и частей света, особенно то, что потребляется в пищу… И все потому, что все здесь богаты». Город живет, в основном, торговлей. Это порт, международный центр торговли. Здесь процветают ремесла, создаются золотые и серебряные изделия, стеклянные изделия, посуда, зеркала, кружева, шерсть. Выделывают кожу, ткани, шитые золотой и серебряной нитью. Венеция XVI века — это крупный центр книгопечатания. Венеция — город банкиров. Венеция имела свой собственный флот. Конечно, это выделяло ее среди всех городов Италии. Все это создавало предпосылки и для развития искусства, потому что здесь были богатые заказчики, и искусство, конечно, здесь процветало. И первое имя из венецианских художников XVI века — это Джорджоне. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Джорджоне —одна из самых загадочных фигур мирового искусства. Художник не подписывал свои работы, и авторская принадлежность полотен до сих пор вызывает горячие споры среди искусствоведов. Творческая активность Джорджоне продлилась чуть более 10 лет, но ознаменовала перелом в венецианской живописи. Немногочисленные картины мастера — жемчужины величайших музеев мира. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Несмотря на усилия нескольких поколений историков искусства, мы и сегодня не можем с точностью сказать, сколько картин Джорджоне сохранилось до наших дней, скорее всего около двадцати. Время создания работ тоже можно определить лишь приблизительно. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини. Он первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь алтарные композиции, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджонесумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов. В1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска. Это алтарная картина находится в капелле Святого Георгия городка Кастельфранко, где как раз художник и родился. Ее заказчиком был местный уроженец, кондотьер ТуциоКостанцо. «Мадонна Кастельфранко» — очень необычная алтарная картина. Это своеобразный надгробный памятник. У подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. В 1504 году Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Его тело было привезено в Кастельфранко и похоронено в этом соборе. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. На ней изображен воин в головном уборе, у его ног лежат два шлема. Один из них такой же, как тот, что увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны. «Поклонение пастухов», до 1505, Национальная галерея искусства, Вашингтон. В «Поклонении пастухов» помимо обязательных фигур Святого семейства и коленопреклоненных пастухов значительное место занимает пейзаж - не просто фон, а активный участник действия. Его уходящая в глубину перспектива на горизонте замыкается голубыми горами, что создает естественное ощущение пространства и воздуха. Особая роль у освещения, которое стало иным: ясная чистота раннего утра, характерная для работ кватроченто, сменилась неярким послеполуденным светом, что придает картине большую цельность и объемность. Темно-коричневый тон пещеры красиво и контрастно подчеркивает цвета одежд Иосифа, Марии и двух пастухов, чьи согнутые спины плавно и ритмично повторены в овальных линиях, очерчивающих вход в пещеру, возле которого расположены герои.
«Три философа», ок. 1507—1508, Музей истории искусств, Вена. Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Картина представляет троих мыслителей у входа в пещеру. Возможно, это аллегория трех возрастов человека – старости, зрелости и юности, или аллегория трех типов учености в образах сурового средневекового схоласта, невозмутимого восточного мудреца и пытливого ренессансного гуманиста. Но возможно, перед нами олицетворение трех темпераментов или трех веков в истории человечества - золотого, серебряного и железного. Наконец, это могут быть трое евангельских волхвов. А что символизируют каменные ступени и пещера? За пять веков накопилось около тридцати толкований этой картины! Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга. «Сельский концерт» (ок. 1508, другое название «Пастораль», палаццо Питти во Флоренции). Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт”, где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Сюжет не менее туманный: почему дамы обнажены, а кавалеры одеты, почему музицирующие мужчины словно не замечают женщин? Ясно, что это отнюдь не бытовая сценка, и женщины, скорее всего, незримо присутствующие музы, и нагота - знак их божественного происхождения. «Гроза», ок. 1508, Галерея Академии, Венеция. Природа как действующее лицо ярко предстает на полотне “Гроза”. Здесь непонятно почти все. «Это не сюжет, а шарада! » - в сердцах воскликнул, говоря о «Грозе», один искусствовед. Изображенные среди грозового пейзажа люди не обращают внимания на стихию. Мужчина спокойно стоит, опершись на длинный посох, сидящая женщина кормит грудью младенца. Первая интерпретация картины: «Пейзаж с грозой, с цыганкой и солдатом». С тех пор мужчина побывал не только солдатом (хотя у него нет оружия), но и пастухом (хотя поблизости не видно стада), и паломником, и Св. Иосифом, и библейским Адамом, и аллегорической фигурой (мужество), а женщину в белоснежной накидке (символ чистоты) считали не только цыганкой, но и Марией с младенцем (хотя вряд ли можно представить себе изображение обнаженной мадонны), и праматерью Евой, и аллегорией милосердия. Женщина, в отличие от прочих героинь Джорджоне, пристально смотрит на зрителя, ее лицо полностью открыто. Может быть, это алхимическая аллегория с изображением четырёх стихий - земли, огня, воды и воздуха? Много домыслов породили детали картины: почему мужчину и женщину разделяет ручей, почему на крыше одного из домов сидит белый аист – в христианстве символ целомудрия и родительской любви? Что означают сломанные колонны? И наконец, какой смысл несет вспышка молнии: знак божественного присутствия, не замечаемый людьми? Выражение господнего гнева? Символ изменчивой, как природа, фортуны?
«Юдифь», ок. 1505, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург – это картина библейской тематики. Но Джорджоне рассказывает нам не о том, что героическая Юдифь обезглавила врага, а о том, что в душе этой женщины с потупленным взором живет тайна, которую каждый может толковать на свой лад. Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под его кисти. «Спящая Венера», ок. 1508, Галерея старых мастеров, Дрезден. одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение. Она спит, она не смотрит, и, отталкиваясь от нее, взгляд все равно уходит куда-то в пейзаж, она – часть пейзажа. Она – олицетворение этого пейзажа. Она – воплощение, совершенство мира. Как человек — венец творения, так и здесь Венера (это условное название, просто спящая женщина) — она олицетворение самой красоты этого мира. Вся красота мира сосредоточена в ней.
«Портрет молодого человека», ок. 1510, Музей изобразительных искусств, Будапешт. Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу. В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения. Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи. На парапете есть надпись «V» на щите, возможно, символ латинского слова «virtus», означающего добродетель или отвага, и древнеримская камея с тройной женской головой и крошечным картушем с почти неразборчивой надписью. Джорджоне впустил в картины воздух, научился изображать световоздушную среду, сгущающуюся по мере удаленности предмета. Легчайшая светотень сглаживает формы человеческих тел, органично соединяя их с пейзажем. Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году его не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии.
|
|||
|