Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература. 7 класс. 06.04.2020



Литература. 7 класс. 06. 04. 2020

 

Тема: Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

 

  1. Откройте страницу 142 учебника, рассмотрите фотографию поэта Бориса Леонидовича Пастернака.
  2. Прочитайте статью учебника «Борис Леонидович Пастернак», стр. 142-143. Ответьте на вопросы:

-Как повлияла атмосфера искусства на детство и юность Пастернака?

-Какую роль сыграла в его жизни любовь к музыке?

- Какое образование получил Пастернак? Каковы его первые шаги в поэзии?

- В каких жанрах работал Пастернак?

- Что такое искусство и творчество в понимании Пастернака?

Очень кратко запишите ответы в тетради ( одним словом, словосочетанием, предложением).

  1. Прочитайте стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…».

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.


-Какую проблему поднимает в нем поэт?

-Какие черты личности отразились в стихотворении?

Кратко  запишите ответы в тетради (одним словом, словосочетанием, предложением). Указывайте номер задания.

 

  1. Прочитайте статью учебника «В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака», стр. 143-144.

Составьте тезисы, например:

Тезис Пример
1. Центральное место принадлежит природе    
2.              …  
3.         …  
4.          …  
5. Поэзия Пастернака насквозь метафорична  
6.         …  

 

!!!. Примеры в таблицу впишите самостоятельно (домашнее задание)

 

  1. Прочитайте стихотворение « Июль », стр. 145. Ответьте на вопросы, ответы запишите кратко в тетрадь. (Например: А) Тема – июль, Б) – июль представлен автором как приведенье, домовой, бездельник, баловник-невежа…,   Ж – «бродит», «мешается», «не обтёрши» ….., эти «бытовые слова» автор использует в стихотворении для придания ему глубоко личностного, интимного характера, таким образом приближается к читателю, делается для него понятнее… ).

А) Определите тему стихотворения.

Б)  Какие черты «индивидуального лица» имеет июль у поэта»?

В) Докажите, что при описании июля использован юмор ( см. стр. 306-312, «Краткий словарь литературоведческих терминов»).

Г) Докажите, что стихотворение носит оптимистический характер.

Д) Какое изобразительно-выразительное средство использовано в первых трех строфах?

Е) Назовите художественный приём, использованный в следующей цитате: «И с занавеской, как с танцоршей, / Взвивается до потолка».

Ё) Какая стилистическая фигура, связанная с перестановкой слов или частей фразы, использована в цитате: «На чердаке мелькают тени. / По дому бродит домовой»?

Ж) Какие «бытовые» слова использует автор? С какой целью?

З) Какое художественное средство не использовано поэтом в предпоследней строфе стихотворения: анафора, эпитет, звукопись, сравнение, олицетворение? Приведите примеры использованных изобразительно-выразительных средств.

 

  1. Прочитайте стихотворение «Никого не будет в доме…», стр. 144. Ответьте на вопросы, ответы запишите кратко в тетрадь.

А) Сколько композиционных частей вы бы выделили в стихотворении? Как соотносятся эти части: чем связаны, каков основной мотив каждой из частей, как и почему меняется настроение лирического героя?

Б) Объясните значение следующих слов и выражений: сумерки, сквозной проём, гардины, крестовина, голод дровяной.

В) Ответ на вопрос 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь», стр. 146-147. Какую роль в стихотворении играет зимний пейзаж? Как поэту удаётся изобразить движение снега, ветер, мороз? Докажите, что ощущение одиночества, холода, уныния усиливается к концу первой части.

Г) Объясните значение следующих слов и выражений: портьера, вторженья дрожь, будущность, причуда, материя.

Д) Докажите, что главным мотивом второй части является любовь ( мотив –повторяющаяся многократно, ведущая (главная) тема стихотворения, как припев в песне). Как преобразила быт и душу поэта появившаяся женщина? Какой он её увидел? Является ли она частью зимы?

 

  1. Дайте определение понятию «метафора», «сравнение», «олицетворение» ( см. стр. 306-312, «Краткий словарь литературоведческих терминов»).

Чем метафора отличается от сравнения?

Какие виды сравнений использованы в стихотворении «Никого не будет в доме…».

 

  1. Выполните практическую работу (за справками обращайтесь на стр. 306-312).

 

Изобразительно-выразительные средства языка «Никого не будет в доме…» «Июль»
Звукопись: ассонансы, аллитерации    
Поэтическая лексика: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, «бытовые слова» (прозаизмы)    
Поэтический синтаксис: анафоры, инверсии, параллелизмы    
Выводы: Какую роль играют эти средства в стихотворениях?    

 

  1. Определите вид рифмы( мужская или женская) способ рифмовки ( перекрестная, парная, кольцевая), стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) данных стихотворений.
  2. Итоговые вопросы:

o С какой целью поэт описывает июль как живое существо?

o Почему в поэтическом мире Пастернака любовь является естественным проявлением жизни, её красоты?

 

Домашнее задание: заполнить таблицы примерами, ответить письменно на 1(по выбору) итоговый вопрос урока, выучить наизусть стихотворение (по выбору: «Никого не будет в доме…», «Июль»).

Все задания записать в тетради и прислать фото сделанной работы в личное сообщение!

Работа будет оценена!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.