Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Организационный момент



 

Урок 58. Единовластие Цезаря

Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, ус­тановленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать само­стоятельные выводы.

Оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н. э. ».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Восстание Спартака »

1. Подготовка устного ответа по одной из карточек № 45 и 46 (на усмотрение учителя).

Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя. Для этого вспомни: - Как содержали рабов? - Были ли у них какие-либо права? - Чем вооружались сбежавшие рабы? _________

 

III. Переход к изучению новой темы ,

Итак, восстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Це­зарь. Впоследствии он будет популярен в стране и установит свою власть.

- Выясним, какой характер носила власть Цезаря в Риме.

IV. Изучение новой темы

План

1) Личность Цезаря.

2) Приход Цезаря к власти.

3) Гибель Цезаря.

На доске: тема урока.

1. Работа с историческим документом.

Плутарх о Цезаре

III.. . . Цезарь, как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему при­надлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...

IV.. . . В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защи­тительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежли­востью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...

XI. ... Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным вар­варским населением, его приятели спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раз­доры среди знати? » «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

XVII. ... Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лише­ния, которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей, первый припадок которой, как говорят, случился с ним в Кор дубе. Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления воен­ную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках, чтобы использовать для дела и часы отдыха. Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 216-217.

2. Беседа по вопросам к документу.

- Каким был Цезарь? (Умен, красноречие, настойчив, последо­вателен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко. )

- К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть первым, то есть стать во главе власти в Риме. )

- Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский. )

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 на с. 239 Вигасина или пп. 2, 3 на с. 265-266

Михайловского.

- Что предпринял Цезарь для укрепления своей власти?

4. Рассказ учителя.

Благодаря этим действиям Цезарь был избран консулом, затем управлял Галлией. В 49 г. до н. э. он смог захватить власть в Риме. Сенат сделал его диктатором, то есть правителем, обладающим не­ограниченной властью. Почему сенат сделал это? Ответ вы найдете в историческом документе.

5. Работа с историческим документом (с. 241 Вигасина). Беседа по прочитанному.

- Почему сенат дал такую власть Цезарю?

Зачитайте цитату из источника: «Рим погружался в пучину бед­ствий... »

- Что это значит? (Борьба полководцев за власть, постоян­ные трения между богатыми и бедными, разрушительные последствия восстания Спартака. Требовалась сильная власть. )

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 52, выполнить тестовое задание



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.