Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица «Отграничение умственной отсталости от сходных состояний»



Таблица «Отграничение умственной отсталости от сходных состояний»

Состояние Сходство Отличие
ЗПР У всех детей с ЗПР и УО не сформирована готовность к школьному обучению. Сходны некоторые причины возникновения ЗПР и УО: интоксикации, инфекции, болезни, алкоголизм и наркомания родителей, патологии беременности, родовые травмы. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности. При работе с детьми и с ЗПР и с УО нужно опираться на «зону ближайшего развития». Задействовать компенсаторную возможность организма. И в том, и в другом случае необходима ранняя диагностика и коррекция. И при ЗПР и при УО дети нуждаются в медикаментозной поддержке, только на разном уровне - Обратимое состояние        - Парциальность       - Развитие мозаичное (скачками) - Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщения        - Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамика       - Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, внимание       - Игровая деятельность способствует к развитию    - Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекции    - Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении задания           - Овладевают навыками изобразительного искусства            - Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенка - Нет грубых проявлений в неврологическом статусе
Нарушение слуха (глухота) Снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние. Дети с дефектами слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Такие дети (слабослышащие, слабовидящие) при отсутствии своевременного корригирующего обучения могут не только производить впечатление умственно отсталых, но и фактически отставать по умственному развитию от сверстников. Но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости. Если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п. ), то они их выполняют. Незначительный дефект слуха позволяет самостоятельно ребёнку овладеть речью, общаться с помощью речи. Наглядно – действенное, наглядно – образное мышление развиваются без отклонений. Слабослышащий ребенок отличается от умственно отсталого также более высоким уровнем развития личности, который проявляется в большей адекватности понимания жизненных ситуаций, в осознании своих трудностей, в умении критически отнестись к себе и окружающим. В отличие от олигофренов, слабослышащий ребенок относительно легко усваивает счетные операции и пользуется переносом усвоенных знаний.

РАС

Группа аутистического дизонтогенеза - Уровень оценки интенсивности средовых воздействий

Возможные степени умственной отсталости - F72-F73

Отсутствие или слабая выраженность комплекса оживления, отсутствие ответа на улыбку, слабая реакции на человека вообще, не выделяют мать и других близких, недифференцированность выражения желаний и неудовольствия, отсутствие речи, трудность формирования навыков самообслуживания, «полевое» поведение.   При УО меньше степень отрешенности от окружающего, лучше устанавливается зрительный контакт, более выражены витальные потребности, не столь резкая реакция на изменение обстановки. Значительно хуже при УО ориентировка в пространстве, различны особенности моторики (суетливая бесцельная расторможенность или адинамия при УО и пластичность, причудливость спонтанных движений, диссоциация между спонтанной и произвольной двигатель-ной активностью при РАС).

Уровень аффективных стереотипов

F72-F71

Нарушение адекватности взаимодействия с окружающим, трудности привлечения внимания к нужному предмету или явлению, сложность обучения бытовым (а часто и гигиеническим) навыкам, самообслуживанию, однообразие, манипулятивность игры, нарушение и задержка в речевом и моторном развитии. При РАС отмечаются более стойкие и разнообразные стереотипии, в речи - своеобразие просодики, неологизмы, отставленные и смягченные эхолалии, иногда интерес к знаку. При РАС степень нарушений контакта со средой меньше, привязанность к матери часто носит характер симбиоза. Страхи при УО относительно понятны, более адекватны и не столь стойки. В динамике развития при РАС могут быть внешне немотивированные периоды регресса.

Уровень аффективной экспансии

F70 с негрубым лобным синдромом

Формальность в контакте, холодность и безразличие к окружающим, отсутствие сострадания и сопереживания, хорошая механическая память, изобилие штампов в речи и др. Разный уровень интеллекта и обучаемости (особенно наглядно проявляется в условиях диагностического обучения).

Уровень базальной аффективной коммуникации                                     F70, субклинические формы, интеллектуальная норма

Пассивность, недостаточная инициативность, невыраженность интересов, слабость реакции на окружающее, задержка развития тонкой (иногда и речевой, и общей) моторики.     При РАС характерны чуткость реакций на окружающее, сензитивность, особенно в отношение других людей, закрытость внутреннего мира, часто наличие скрытых интеллектуальных интересов, зависимость интеллектуальной продуктивности и поведения от внешних условий.

Уровень символических регуляций                                                         Субклинические формы, интеллектуальная норма

Кроме некоторой замедленности реакций (в части случаев), общего практически нет.   Различия прежде всего касаются уровня интеллекта и его влияния на развитие других функций
Алалия - Позднее появление речи: к трем-четырем-пяти годам;   - похожий лепет; - очень малый запас слов;                - испытывают трудности при понимании прочитанного связного текста, в том числе и условий задачи; - трудности при выполнении в уме счетных операций, усвоении разрядов цифр - замедленные темпы психического развития. - У детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. --- Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой; - дети с МА заинтересованы в обучении, получение новых знаний, дети с УО не проявляют интереса; - дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО плохо принимают помощь; - дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО малокритичны к своим ошибкам и неудачам; - у детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети выполняют аналогичные действия на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанно не формируется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий; - дети с МА лучше понимают речь, дети с УО с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т. д.;   - у детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении; - у детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов; у детей с МА степень обучаемости выше; - у детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный;       - у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.