Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образование



Португалия занимает последнее место в Европе по распространению грамотности среди населения. Закон об обязательном обучении детей от 7 до 13 лет вплоть до Апрельской революции 1974 г. практи­чески не осуществлялся. До последнего времени в стране неграмотно около У3 населения. После революции началось проведение отдельных мероприятий по уменьшению неграмотности, в частности была расширена школьная сеть.

Развитие португальской науки и куль­туры традиционно было тесно связано с университетами. В стране функциониру­ет 7 университетов. Главные университет­ские центры — Лиссабон, Коимбра и Порту. Один из старейших и крупнейших университетов в Португалии — Лисса­бонский. Он был основан в 1290 г. После этого он неоднократно переезжал и толь­ко в 1537 г. был окончательно переведен в Коимбру. Новый университет в столице создан в 1911 г., т. е. в том же году, когда был открыт университет в городе Порту.

 

Эра Великих географических открытий способствовала развитию в стране карто­графии, астрономии, математики, судо­строения. В летопись этой эпохи вошли имена бесстрашных португальских море­плавателей Бартоломео Диаша, Васко да Гамы, Кабрала, а также бывшего на ис­панской службе Фернана Магеллана.

 

В те времена в Португалии был создан новый тип быстроходных судов — кара­велл. Заслуга в этом принадлежит порту­гальскому принцу — ненаследному сыну короля Жуана I — инфанту Генриху (Эн- рике) Мореплавателю, которого называ­ли так за неутомимую деятельность в ор­ганизации морских экспедиций, а также в учреждении научных и учебных заведе­ний — обсерватории, первой мореходной школы (на мысе Сагриш), в привлечении иностранных ученых. Много лет служил в Португалии, например, Бехайм, автор первого дошедшего до нас глобуса (1492). Описания стран и морских путей, состав­ленные португальцами, долго сохраняли свое значение.

Навигационная и картографическая на­уки Португалии вплоть до конца XVI в. являлись образцом для всех европейских стран. В 1779 г. была образована Лис­сабонская Академия наук. В 1875 г. в Лиссабоне были организованы Географи­ческое общество и Этнографический му­зей заморских территорий, что стимулировалось возросшим интересом к иссле­дованию тропиков, т. е. районов коло­ниальной экспансии Португалии. Едино­го научно-координационного центра в Португалии нет. Государство финансиру­ет исследования через министерства и специальные научные центры. Исследо­вания ведутся Лиссабонской Академией наук, Португальской ассоциацией разви­тия науки, другими научными общества­ми, а также частными фирмами.

Культура

Значительный вклад внесли португаль­цы в мировую культуру — в литературу, музыку, живопись, декоративно-приклад­ное искусство. С конца XV в. в условиях бурного подъема хозяйства и укрепления политического могущества страны раз­ностороннее развитие получила в Пор­тугалии литература Возрождения. В этот период прославились имена основопо­ложника португальского национального театра драматурга, актера, композитора Жила Висенте (ок. 1470 — ок. 1536); поэта Ф. Са ди Миранда (1481—1558); автора «Комедии характера» и трагедии «Инеш де Каштру» А. Феррейра (1528— 1569), крупного представителя лите­ратуры Возрождения; основоположника классической португальской литерату­ры, поэта и драматурга Луиша ди Камо- энса (1524—1580), автора поэмы «Лузи- ады», ставшей национальным литератур­ным памятником.

 

В период расцвета романтизма (первая половина XIX в. ) особую известность по­лучает его основоположник в Португа­лии, писатель, поэт и драматург Ж. Б. да Алмейда Гаррет. С его именем связан подъем театрального искусства, создание Национального театра королевы Ма­рии II, который называют также театром Гаррета. Реализм обрел силу в португаль­ской литературе в связи с образованием так называемой коимбрской школы, ма­нифестом которой стало письмо «Здра­вый смысл и хороший вкус», написанное поэтом и общественным прогрессивным деятелем Антеро ди Кенталом (1842—1891). Крупнейшим представите­лем реалистического направления стал один из самых известных португальских писателей — Жозе Мария Эса ди Кейруш (1843—1900), создавший социально-кри­тические романы «Преступление падре Амару», «Знатный род Рамиреш» и др. Передовые представители современного реалистического направления в литерату­ре, обращающиеся в основном к социаль­ной теме, — А. Рибейра, Ж. М. Фер­рейра ди Каштру (романы «Буря», «Шерсть и снег» и др. ), А. Алвеш Редол (романы «Фанга», «У лодки семь рулей», «Портвейн» и др. ), а также М. Пирейра Ромиш, Ж. Г. Феррейра, Ф. Намора Гон- салвиш. В творчестве романистов М. да Фонсека, М. ди Насименту, К. ди Оливей- ру, А. Кабрала, Ж. Кардозу Пириша, У. Т. Родригеша (р. 1923 г. ) нашла отра­жение борьба за демократические сво­боды.

В пору расцвета Португалии, в XV—XVI вв., возникли две школы живо­писи — Визеу и Лиссабона. Живопись Визеу религиозная по своим сюжетам, а Лиссабонская школа более светская по духу и композиции; она представлена большей частью портретами придворных и др. В живописи XVIII — начала

в. выделяются художники Ф. Вией- ра Лузитану, Ф. Виейра Портуэнса, Д. Н. Сикейра.

 

Во второй половине XIX — начале в. в изобразительном искусстве пре­обладает реалистическое направление (скульптура А. Соареша душ Рейша, пей­зажи и жанровые композиции А. К. да Сильва Порту и Ж. М. да Сильва Оливей- ры, станковая и монументальная живо­пись К. Бордалу Пиньейру). Сохраняет свои позиции сложившееся в середине XIX в. течение неореалистов, обративше­еся к темам национальной истории и на­родной жизни (Ж. Помар, Р. Рибейру). С произведениями португальской живо­писи можно познакомиться в монастыр­ских церквах (роспись алтарей), в музеях Лиссабона (Национальный музей старин­ного искусства, Национальный музей со­временного искусства и др. ), Визеу и дру­гих городов.

 

Яркой самобытностью отличается де­коративно-прикладное искусство, воз­никшее еще в XV—XVI вв. (мебель, ковры, ткани, платки, керамика и май­оликовая плитка — азулежу, резьба по дереву, ювелирные изделия из золота и се­ребра).

 

Музыкальное творчество, народное и профессиональное, имеет в стране давние традиции. Португальские народные песни и музыка оригинальны и заметно отлича­ются от испанских. Издавна, еще со вре­мен борьбы с маврами, распространенной формой португальской песни были ко- санты, особенность которых — повто­рение припева после каждого двустишия. Из многих видов народных песен преоб­ладают лирические. Среди них наиболее распространена, особенно на юге и в го­родах, песенная форма фаду. Это мелан­холическая песня, в которой сочетаются элементы мавританского фатализма и рыцарского романса, песня о нераздели­мости любви и грусти.

Среди многочисленных народных тан­цев, различающихся от места к месту манере исполнения, один из наиболее популярных вира.

 

Португальская профессиональная му­зыка наиболее оригинальна и нацио­нальна в области комической оперы. Видными оперными композиторами XVIII—XIX вв. в Португалии были Ф. А. д'Алмейду, М. Португал. Из современных композиторов популярны В. да Мота, О. да Силва, JI. ди Фрей- таш Бранку, Р. Коэлью, К. Карейру, Ф. Лопиш Граса. Из выдающихся ис­полнителей известен пианист Ж. де Се- кейра Кошта. Центр музыкальной жиз­ни — Лиссабон, где находятся оперный театр Сан Карлуш, национальная кон­серватория, симфонические оркестры, хоровая капелла «Полифония» и др.

 

Регулярное кинопроизводство в стра­не началось с создания в 1909 г. кино­фирмы «Португалия-фильм». Позже воз­никли другие фирмы. Ныне имеются не­сколько студий художественных, доку­ментальных и научных фильмов.

В начале 1930-х гг. был поставлен первый звуковой художественный фильм «Суровая» («Севера») крупным режиссе­ром Л. ди Барруш. В эти годы начал ста­вить свои фильмы видный португальский кинорежиссер М. ди Оливейра, его доку­ментальная лента «Дору, тяжелый труд на реке» вошла в золотой фонд португаль­ского киноискусства.

 

В междуречье Минью и Дору, на севе­ре, расположен старинный, известный еще со II в. до н. э. город Брага с населе­нием 49 тыс. человек. Со времен станов­ления португальского государства Брага приобрела славу одного из религиозных центров страны с многочисленными ду­ховными семинариями, с известными во многих странах мастерскими по произ­водству церковных колоколов. В Браге издавна были развиты такие традицион­ные отрасли промышленности, как тек­стильная, главным образом хлопчатобу­мажная, а также кожевенно-обувная и производство сахара. В 1960—1980-х гг. все большее значение приобретает ме­таллообработка и машиностроение.

Среди архитектурных памятников го­рода сохранились собор с гробницей пер- зого португальского графа Генриха Бур­гундского, сооруженный в XI—XII вв., позже достроенный в стиле мануэлино, а также множество церквей. Среди них наиболее известна церковь Жезуш-да- Монте (XVIII—XIX вв. ), центр палом­ничества португальских католиков.

 

 

Источники

1. Страны и народы. Зарубежная Европа. Южная Европа, ред. В. П. Максаковский, С. А. Токарев. Страны и народы. Зарубежная Европа. Южная Европа [научно-популярная литература], Москва; Мысль; 1983.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.