Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОКЛАД. Традиционная одежда



 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЯЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

ДОКЛАД

На тему: Культура стран Южной Европы. Португалия

 

Исполнитель:

студентка 5 курса группы «Из» ___________ ______________ Т. Е. Круглова

                           дата                               подпись

 

Руководитель:       _____________   ______________ Д. В. Кузнецов

К. И. Н., доцент        дата                        подпись

 

 

Благовещенск 2020 г.

 

Эпоха Великих географических открытий, когда португальцы открыли Индию и Америку, закончилась в середине XVII века. Возможно, теперь в XXI веке настало время для того, чтобы туристы открыли для себя саму Португалию. Ведь в Португалии есть не только футбол, но и старинные памятники архитектуры, средневековые крепости и дворцы, отличные вина, прекрасная природа и пляжные курорты, многие из которых пользуются популярностью у европейских аристократических семей.

Основой материальной и духовной куль­туры португальцев является романская культура, испытавшая в ходе становления и развития португальского государства влияние многих культурных компонен­тов, привнесенных и завоевателями пор­тугальских земель, и народами захвачен­ных португальцами обширных владений.

Разные исторические судьбы северных и южных районов страны, определившие общественные и экономические особен­ности каждой из этих частей Португалии, породили в свою очередь некоторые раз­личия в материальной и духовной куль­туре португальцев Севера и Юга. На Юге, например, более заметны черты арабской культуры, которая длительное время ока­зывала здесь свое влияние.

Различия между Севером и Югом стра­ны, в числе прочего, проявляются и в характере сельских поселений и жилых построек. На Севере преобладают обо­собленные хутора или небольшие куче­вые деревушки. Дома двухэтажные, су­хой каменной кладки, крытые черепи­цей, а иногда — соломой. Жильем в них занят только верхний этаж, куда поднимаются по наружной лестнице. Нижний этаж с глинобитным полом ис­пользуется для скота и для хозяйствен­ных надобностей. Дом примитивный, однако в окружении сада или обвитый виноградной лозой часто выглядит жи­вописно. На юге страны, между р. Тежу и областью Алгарви, преобладают круп­ные рядовые деревни уличного типа с одноэтажными, вытянутыми, побеленны­ми глинобитными домами. Хлев и сарай не характерны для домов крестьян Юга, так как большинство из них не разво­дят скот или птицу.

Жилые и хозяйст­венные постройки в таких домах распо­ложены в ряд, под одной крышей. По­мещичьи усадьбы с хозяйственными службами и бараками для батраков и сезонных рабочих расположены обособ­ленно от деревень.

В разных частях страны со времен реконкисты и «золотого века» португаль­ского колониализма сохранилось много замков феодалов и крупных землевла­дельцев-латифундистов. Они построены из гранита, известняка и других местных материалов. Нередко они носят названия старинных дворянских фамилий.

Многие здания городов облицованы цветными керамическими изразцами — азулежу. Часто это целые картины на библейские и другие темы. Азулежу не­редко сплошным ковром покрьюают фасады зданий.

Проявления роман­ского стиля видны во многих сохранив­шихся готических монастырях XII— XIV вв. Более поздняя готика стала осно­вой для национального декоративного стиля мануэлино, который сочетает при­чудливо - натуралистические детали (на­пример, изображения раковин, кораллов и т. д. ) с готическими, мавританскими и даже индейскими мотивами, навеянными рассказами мореплавателей о дальних странах.

Развитие нарядного, пышного стиля мануэлино тесно связано с эпохой Великих географических открытий, эпо­хой обогащения Португалии, ее возвели­чивания как мощной колониальной дер­жавы при короле Мануэле I. В первой четверти XVI в. наряду с мануэлино в Португалии распространяется стиль эпо­хи Возрождения.

 

Семья

В городах Португалии семья состоит преимущественно из трех-четырех чело­век. Крестьянские семьи значительно больше. Чаще всего престарелые роди­тели живут вместе с детьми и внуками. В Португалии преобладают ранние бра­ки. У крестьян и рыбаков сохранился предварительный сговор родителей о же­нитьбе. До недавнего времени свадебные церемонии, связанные с обязательным церковным обрядом венчания, были очень красочны.

Женщина традиционно занимает в пор­тугальской семье подчиненное положе­ние. Однако в крестьянских семьях, осо­бенно в бедных, где мужчины уезжают на заработки (прежде всего это относится к северным районам), фактическое поло­жение женщин более независимо, так как в длительный период отсутствия мужа она практически становится главой семьи.

В горных районах северо-восточной Португалии еще сохранились общинные формы крестьянской жизни. Здесь тради­ционно строили сообща, всей общиной, дороги, мосты и другие сооружения. Об­щина владела пастбищами. Односельчане помогали друг другу при обработке зем­ли. Главы отдельных семейств по очереди выполняли обязанности старосты. Каж­дая община представляла собой замкну­тое, обособленное целое. Принадлеж­ность к той или иной общине находила свое выражение даже в специфической одежде. Браки могли заключаться только внутри общин. Под влиянием распро­странения капиталистических форм веде­ния хозяйства общинный строй северо- востока все больше приходит в упадок.

 

Традиционная одежда

 

Современная одежда жителей порту­гальских городов почти утратила нацио­нальный колорит. Однако отдельные традиционные черты все же сохранились. Так, женщины даже в самую жаркую погоду часто носят черное платье и почти не появляются на улице без перчаток. Яркую, красочную национальную одеж­ду португальцев гораздо чаще можно увидеть в сельских районах. Главные черты женского народного костюма: клетчатая или полосатая широкая юбка (< сайя) с каймой по нижнему краю, яркий передник, белая блузка с длинными рука­вами (в праздничном костюме вышитая), корсаж, или болеро, накидка на плечи, обувь на деревянной подошве на каблу­ке, но без задников. Неотъемлемая часть женского народного костюма — платок, который повязывают самыми различны­ми способами.

 

Мужской народный костюм включает короткие штаны, гетры, рубаху, жилет и широкий пояс, а также круглую фетро­вую или войлочную шляпу с широкими полями (сомбреро). Иногда мужчины но­сят коричневый шерстяной плащ с капю­шоном, отделанный орнаментом из вой­лока.

 

Сохранились заметные различия ме­жду народной одеждой различных рай­онов Португалии. Наиболее богат и кра­сочен женский костюм провинции Минью. Невесты Минью надевают бархат­ные или шерстяные юбки, украшенные золотой тесьмой, а на голову — белый кружевной платок. На женихе обычно строгий светло-серый или черный ко­стюм и красный жилет с серебряными пуговицами.

 

Большим своеобразием отличается одежда рыбаков: у мужчин — это чер­ные вязаные колпаки, рубахи и брюки в крупную клетку. У женщин — черные шляпы или черные шали, а на ногах ботинки на деревянной подошве; в будни нередко ходят босиком.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.