Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Михаил Врубель



 

· Здравствуйте ребята, сегодня у нас урок по расписанию

«Истории изобразительного искусства». Продолжаем изучение темы, начатой на прошлом занятии, и выполняем краткую запись в тетрадь.

И будьте все здоровы!!! Л. Д

21. 11         0, 5 Михаил Врубель Цель:   Развитие реалистических традиций в творчестве Б. М. Кустодиева; создание портрета «русских типов». Реалистические традиции в пейзажах К. Ф. Юона. Самостоятельная работа: познакомиться с творчеством художника – символиста Борисова-Мусатова, описать картину «Водоем».   Комбинированный Тетрадь, ручки (три цвета), карандаши Доска, маркер, методические разработки к уроку, ИКТ, демонстрационный материал

Тема: Михаил Врубель

· Дата: 11-16 ноября 2020 года.

· Цель: показать интенсивность и многогранность художественной жизни России рубежа веков.

· Задачи: Рассказать о Первом съезде художников СССР (1958) и образовании СХ РСФСР. Раскрыть некоторые проблемы соотношения традиций и новаторства в советском искусстве: поиск новых художественных приемов в соответствии с обновляющимся содержанием современного искусства. Познакомиться с творчеством Н. Попкова

· Содержание: Творчество М. А. Врубеля. Живописное мастерство, повышенная эмоциональность образов, индивидуальная трактовка объёма и красочная гамма. Фантастические образы Врубеля: «Демон», «Царевна – Лебедь», «Пан».

· Задание: - Ознакомится с содержанием;

· Рассмотреть и проанализировать репродукции;

· Записать в рабочей тетради характерные черты творчества М. Врубеля (кратко);

· Краткую биографию и произведения М. Врубеля  

· Задание:

· Ознакомиться с материалом лекции

· Врубелю был дан великий дар подлинного художника. В русском искусстве ХIХ века есть два художника, чьё творчество отмечено печатью гения, хотя их опыт и не стал достоянием широких художественных кругов.

· Это два мастера Александр Иванов и Михаил Врубель. Оба были не поняты и полупризнаны. Разумеется, между Ивановым и Врубелем пролегает широкая временная полоса: два гения принадлежат разным эпохам. И тем не менее Иванов и Врубель как бы подают друг другу руку через голову поколений.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда ему было семь, отец женился вторично. Мачеха Елизавета Христиановна (урожденная Вессель) - серьезная пианистка с хорошей школой, и маленький Врубель был ее внимательным слушателем. Отец его был военным и по долгу службы часто переезжал. Однажды в Саратов (где одно время жила их семья) привезли копию с фрески Микеланджело «Страшный суд». Отец повёл Мишу, которому было отроду 8-9 лет смотреть на картину. Миша просил повторить осмотр ещё раз и возвратясь, воспроизвёл её наизусть во всех характерных подробностях. Этот случай в биографии Врубеля отмечают не только потому, что он говорит о рано проявившемся даровании художника, но и о том, что именно Микеланджело и именно «Страшный суд» так взволновали будущего гения. В 1880 году Врубель поступает учеником в Академию художеств в Петербурге. До этого он уже закончил юридический факультет Петербургского университета. Широкообразованный, знавший многие европейские языки, щёгольски одетый, вежливый и тактичный, хотя иногда способный взглянуть на собеседника свысока. Врубель при этом почти всю жизнь бедствовал или с трудом перебивался малым вознаграждением, которое получал за уроки рисования. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. При всей страсти к событиям в мире ему не хватало событий; и события переносились во внутренний мир. Внутрення жизнь, полная конфликтов и потрясений словно сотрясала «земную поверхность его жизни». Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.

· М. Врубель оставил большое количество автопортретов, главным образом графических. В его автопортретах постоянно сохраняется горькая, жесткая складка губ, как бы 'печать на устах'. Иванов некогда рассуждал о том, что 'поэт русский должен быть в духе азиатском, в виде пророка'; во врубелевской Голове пророка (1904-1905), которую можно считать версией автопортрета, и в одновременной этому изображению серии автопортретов 1904-1905 годов - везде сохраняется эта 'печать'. Но если миссия пророка - 'глаголом жечь сердца людей', то врубелевский пророк поражает как раз обратным выражением. Он словно выступает носителем тайны, которая замыкает ему уста. Итак, уже в этих моментах своего творческого и художественного облика Врубель оказывается в отношении полемики к традиционным мотивам и образам русского искусства.
Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо.

· Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных.

·

· Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

· Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

·

· Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г.

· Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

·

· Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.

· В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет! ».

·

· Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г.

· «Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

·

· Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий.

· С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Художник прожил 54 года. Умер 14 апреля 1910 года.
В 1989 году на киностудии Довженко режиссёром Л. Осыка был снят биографический фильм «Этюды о Врубеле». В главной роли Эдишер Гиоргобиани. Фильм рассказывает о киевском периоде жизни Михаила Врубеля.
Содержание творчества Врубеля было не совместимо с канонической классической формой, с привычной классической гармонией. Чтобы выразить новое, сложное содержание, передать предельно напряжённые переживания, Врубель упорно, неустанно искал и находил новую форму, новые средства выражения, невиданные и немыслимые до него живописные гармонии. Врубель щедро обогатил живописный язык, показав неисчерпаемость его возможностей. Творчество Врубеля, его индивидуальный облик, неповторимость его таланта позволяют ему стать рядом с самыми великими мастерами 19-20 столетия.

· Самостоятельная работа: Подобрать иллюстративный материал. Выполнить запись в тетради

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.