|
|||||||||||||||
Тема: Михаил Врубель
· Здравствуйте ребята, сегодня у нас урок по расписанию «Истории изобразительного искусства». Продолжаем изучение темы, начатой на прошлом занятии, и выполняем краткую запись в тетрадь. И будьте все здоровы!!! Л. Д
Тема: Михаил Врубель
· Дата: 11-16 ноября 2020 года. · Цель: показать интенсивность и многогранность художественной жизни России рубежа веков. · Задачи: Рассказать о Первом съезде художников СССР (1958) и образовании СХ РСФСР. Раскрыть некоторые проблемы соотношения традиций и новаторства в советском искусстве: поиск новых художественных приемов в соответствии с обновляющимся содержанием современного искусства. Познакомиться с творчеством Н. Попкова · Содержание: Творчество М. А. Врубеля. Живописное мастерство, повышенная эмоциональность образов, индивидуальная трактовка объёма и красочная гамма. Фантастические образы Врубеля: «Демон», «Царевна – Лебедь», «Пан». · Задание: - Ознакомится с содержанием; · Рассмотреть и проанализировать репродукции; · Записать в рабочей тетради характерные черты творчества М. Врубеля (кратко); · Краткую биографию и произведения М. Врубеля · Задание: · Ознакомиться с материалом лекции · Врубелю был дан великий дар подлинного художника. В русском искусстве ХIХ века есть два художника, чьё творчество отмечено печатью гения, хотя их опыт и не стал достоянием широких художественных кругов. · Это два мастера Александр Иванов и Михаил Врубель. Оба были не поняты и полупризнаны. Разумеется, между Ивановым и Врубелем пролегает широкая временная полоса: два гения принадлежат разным эпохам. И тем не менее Иванов и Врубель как бы подают друг другу руку через голову поколений. · М. Врубель оставил большое количество автопортретов, главным образом графических. В его автопортретах постоянно сохраняется горькая, жесткая складка губ, как бы 'печать на устах'. Иванов некогда рассуждал о том, что 'поэт русский должен быть в духе азиатском, в виде пророка'; во врубелевской Голове пророка (1904-1905), которую можно считать версией автопортрета, и в одновременной этому изображению серии автопортретов 1904-1905 годов - везде сохраняется эта 'печать'. Но если миссия пророка - 'глаголом жечь сердца людей', то врубелевский пророк поражает как раз обратным выражением. Он словно выступает носителем тайны, которая замыкает ему уста. Итак, уже в этих моментах своего творческого и художественного облика Врубель оказывается в отношении полемики к традиционным мотивам и образам русского искусства. · Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. · · Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. · Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. · · Михаил Врубель. Голова Демона, 1891 г. · Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. · · Михаил Врубель. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. · В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет! ». · · Михаил Врубель. Тамара и Демон, 1891 г. · «Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника. · · Михаил Врубель. Демон поверженный и демон сидящий. · С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Художник прожил 54 года. Умер 14 апреля 1910 года. · Самостоятельная работа: Подобрать иллюстративный материал. Выполнить запись в тетради
|
|||||||||||||||
|