ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДОУ
Статья из журнала " Дошкольная педагогика". И. В. Лоскова, И. И. Алексенцева, Н. А. Алексенцева Реализация индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
Главный идеолог службы сопровождения, доктор педагогических наук Елена Ивановна Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно». В современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребенку — индивидуальное сопровождение.
Сопровождение — это система комплексной работы психологов, педагогов и других специалистов в помощи ребенку сделать осознанный самостоятельный выбор на всех этапах его жизненного пути. Цель сопровождения — создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.
В качестве основных задач сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяют следующие. 1. Помощь в преодолении кризисных ситуаций. 2. Помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ОВЗ. 3. Коррекция нарушений поведения ребенка с ОВЗ. 4. Формирование навыков поведения ребенка с ОВЗ в социуме. Концепция сопровождения как новая образовательная технология в условиях жизнедеятельности ДОО основывается на основных принципах: — непрерывности сопровождения; — приоритетности интересов — «всегда на стороне ребенка»; — мультидисциплинарности сопровождения — «комплексный подход» всех специалистов. Индивидуальное сопровождение организовывается с момента поступления ребенка в ДОО. Основными этапами индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ являются следующие.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации ДОО. Второй этап — анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-медико-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д. Третий этап — совместная выработка рекомендаций (индивидуального маршрута и индивидуальной карты развития) для ребенка и родителей. Специалисты планируют комплексное сопровождение и помощь для каждого воспитанника с ОВЗ. Четвертый этап — консультирование всех участников сопровождения о путях, способах, видах решения проблем ребенка с ОВЗ, выполнение индивидуального маршрута каждым участником сопровождения. Пятый этап — анализ выполнения индивидуального маршрута всеми участниками, оценка результативности и дальнейший анализ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема, и в ее решении требуется индивидуальный подход. Реализация индивидуального сопровождения (маршрута) детей в условиях учреждения осуществляется в следующих видах работы. 1. Психолого-медико-педагогическое сопровождение как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения. 2. Социально-педагогическое сопровождение как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) позволяет самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. 3. Коррекционная работа как система коррекции, компенсации и реабилитационных мероприятий, проводимых и разработанных в учреждении.
Для эффективности реализации необходимо создать следующие условия. 1. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной, мобильной, коррекционной, доступной и удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении. 2. С детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), умеющий устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я» и «Я-сознание». Специалист должен правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности, а также определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития. 3. Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики, коррекции и реабилитации, строиться с учетом возрастных особенностей, на компенсаторных возможностях личности ребенка. 4. Включение родителей в процесс индивидуального сопровождения происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком. 5. Формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем — о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях, праздниках, выступлениях). В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.
Психолого-медико-педагогическая работа в ДОО предполагает интеграцию профессионалов различной направленности. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности навыков самообслуживания согласно возрастному периоду, организация развивающих игр и режима деятельности. Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику — во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментов, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня. Учитель-дефектолог: определение степени нарушения, уровня развития, коррекции и компенсации дефекта, проведение коррекционной работы, консультирования и оформления рекомендаций по работе с ребенком. Учитель-дефектолог проводит работу по коррекции зрительных недостатков во время НОД (коммуникативной, коррекционной, познавательной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребенком с ОВЗ, при проведении режимных моментов. Старший воспитатель — руководитель службы сопровождения: планирование деятельности службы, координирование деятельности, работа с семьями воспитанников и другими службами социальной защиты. Педагог-психолог: психологическая диагностика, консультирование, тренинги и психотерапия. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, составление и использование рациональной логопедической работы с ребенком. Учитель-логопед проводит работу по коррекции речевых недостатков во время НОД (коммуникативной, коррекционной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребенком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов. Инструктор по физической культуре: реализация используемых техник и элементов адаптивной физической культуры (ЛФК, бассейн, тренажеры). Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, развитию и формированию двигательных способностей и психомоторных качеств, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения. Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами музыкотерапии, ритмики и ритмопластики. Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса. Медицинская сестра: проведение отдельных медицинских процедур и мер, физио- и фитотерапевтическое лечение, контроль за питанием, санитарно-гигиеническим режимом, ежедневный контроль за состоянием детей. Такая работа с ребенком планируется на определенный период времени, каждый специалист проводит динамический контроль по завершении развивающей программы, а также наблюдает за ребенком в повседневной деятельности, отслеживает динамику по уровню предложенных им заданий ребенку. Динамический контроль помогает специалистам отследить эффективность или неэффективность разработанного маршрута, внести корректировки в перспективные планы, изменить формы, методы, средства коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком. Задания могут меняться в зависимости от интересов, потребностей и эмоционального состояния детей. По результату работы специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность. Такой алгоритм сопровождения сохранен и в нашем учреждении. Преимущества его в том, что родители активно включаются в процесс с первых дней и положительно отзываются о результатах. Метод сопровождения «рука в руке» нужно воспринимать буквально: дефектолог становится помощником и наставником для родителей и детей. В результате внедрения комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагоги и специалисты отмечают положительные изменения в развитии детей во всех сферах деятельности. В связи с этим можно отметить эффективность данной формы работы с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОО позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада и школы, а также гармонично развиваться в познавательной, эмоционально-волевой сфере и других.
Литература 1. Агафонова И. Н. Уроки общения для детей 6—10 лет. Программа «Я и Мы». — СПб., 2003. 2. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения // Современный детский сад. — 2007. — № 1. — С. 21—25. 3. Боцманова М. Э., Захарова А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Нов. исследования в психологии. — М., 1998. 4. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. — М., 2005. 5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — 2-е изд. — Екатеринбург, 1999. 6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М., 2000. 7. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
|