Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





⇡#Поколения лунной гонки



Луна — ближайший к нам иной мир, видимый каждый день, — всегда привлекала внимание исследователей. Вскоре после запуска самых первых спутников Земли она стала основной целью космических аппаратов, покидающих сферу земного притяжения.

Зонды первого поколения — что советские, что американские — были простейшими контейнерами с передатчиком и весьма ограниченным набором научных инструментов. В рамках космической гонки, развернувшейся с октября 1957 года, их основной задачей стало сделать что-либо первыми, опередив конкурента. Прежде всего, попасть в Луну.

Из-за крайней ненадежности средств запуска (они на тот момент представляли собой еще весьма несовершенные дальние баллистические ракеты, дополненные верхними ступенями) сделать это с первого раза не удалось никому — ни советским «Лунам», ни американским «Пионерам»: в период с 17 августа 1957 года до 25 мая 1961 года обе страны предприняли 18 (! ) попыток запуска автоматических аппаратов к нашему ночному светилу. Из девяти, проведенных с Байконура, лишь две («Луна-2» и «Луна-3») оказались полностью успешными и еще одна («Луна-1» промахнулась мимо цели) привела к появлению «первой искусственной планеты». Из девяти, выполненных с мыса Канаверал, достаточно успешным стал один (Pioneer-4). В довесок американцам удалось запустить первый межпланетный зонд Pioneer-5, и он около месяца передавал данные о магнитном поле между Землей и Венерой.

Вернер фон Браун (в то время директор отдела разработок Агентства по баллистическим ракетам армии США), Джон Казани (Лаборатория реактивного движения) и доктор Джеймс Ван Аллен (профессор физики и астрономии в Университете Айовы) осматривают зонд Pioneer-4. Фото NASA

В целом первый раунд начавшейся лунной гонки остался за Советским Союзом.

Второе поколение зондов было обязано своим появлением специализированным ракетам-носителям, позволяющим нарастить массу и набор функций космических аппаратов, перед которыми стояли более сложные задачи: детальное фотографирование лунной поверхности и посадка на нее. Работа выполнялась в поддержку пилотируемых лунных программ, которые начали реализовывать обе страны.

25 мая 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди в своем выступлении перед Конгрессом заявил, что «страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю», дав формальный старт программе Apollo (неформальные работы по определению облика миссии начались годом раньше).

Углубленному изучению нашего ночного светила была посвящена двухэтапная программа Ranger. На первом этапе предполагалось использовать аппараты для съемки различных участков лунной поверхности вплоть до момента падения на Луну, на втором — доставить контейнер с научным оборудованием, способный осуществить посадку на поверхность. В период с 23 августа 1961 года по 21 марта 1965 года было запущено девять аппаратов серии Ranger, но задачу съемки смогли решить лишь последние три. Подробно об этой программе можно почитать в статье «Приключения космического робота».

Ranger-7, передавший на Землю первые фотоснимки лунной поверхности высокого разрешения. Фото NASA

Для мягкой посадки на Луну и проведения исследований лунной поверхности как в рамках программы Apollo, так и в научных целях реализовывалась программа Surveyor. В период с 30 мая 1965 года по 7 января 1968 года было запущено семь аппаратов данной серии, из них пять успешно выполнили все свои задачи.

Изучение лунной поверхности с селеноцентрической орбиты с особым упором на районы, намеченные для посадки лунного модуля Apollo, проводилось с помощью космического аппарата Lunar Orbiter. В период с 10 августа 1966 года по 1 августа 1967 года было запущено пять аппаратов данной серии, и все они успешно справились с поставленной задачей.

Ranger формально относились ко второму поколению аппаратов для изучения Луны, а Surveyor и Lunar Orbiter — к третьему.

Американские автоматические разведчики Луны третьего поколения Surveyor и Lunar Orbiter. Фото NASA и Смитсоновского музея авиации и космонавтики

Официальное решение о том, отправлять или нет советских космонавтов на Луну, опоздало на три с лишним года: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР за № 655-268, вышедшее 3 августа 1964 года, определило, что главными направлениями советской пилотируемой программы на ближайшие пять лет будет облет Луны с возвращением на Землю (головной исполнитель — ОКБ-52 В. Н. Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года) и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю (головной исполнитель — ОКБ-1 С. П. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год). В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения («объект е-6»), предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны.

Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха (в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены) — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам.

Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. (Источник: sneg. ru)

«Объекты е-6» относятся ко второму поколению советских автоматических лунных станций. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения («объект E-8»), которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат («объект Л-2»), предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля.

Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев. Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой.

К решению задачи подключили С. П. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 (на базе разрабатываемого «Союза») и космического разгонного блока «Д» (на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну). За В. Н. Челомеем оставили ракету-носитель УР-500К (будущий «Протон-К»). Для избавления от «непрофильных тем» (ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры) в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям (включая проекты е-6 и E-8) была передана Машиностроительному заводу имени С. А. Лавочкина, руководимому Г. Н. Бабакиным.

Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8», созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. А. Лавочкина. (Источник: Роскосмос )

Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло. Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами.

С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией.

Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта.

Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания (пусть и не без аварий), система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. 8 января 1969 года вышло очередное Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями». Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5».

Первые страницы Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР за №19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями». (Источник: Роскосмос )

Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.