Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К А Р Г О П О Л Ь С К А Я И Г Р У Ш К А



 

1. Место нахождения промысла: Деревни Каргопольского уезда, Архангельской губернии

 

2. Материал первоосновы: Красная глина

 

3. Способы украшения, материалы: из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера

их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали

детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и

использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку

или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку! »

А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

 

4. Способ создания изделий: Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-

колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

5. Виды продукции: игрушки, статуэтки

 

6. Методы лепки: Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины,

мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

7. Цветовая гамма:

 

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь  

8. Зарисовать технические элементы узоров.
Орнамент каргопольской игрушки практически не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.

 

 

 

9. Зарисовать технические элементы узоров.
Альбомные листы с изображениями элементов приложить отдельно.

  Название элементов
2-ая младшая группа Линии, точки
Средняя группа Линия, овал, круг
Старшая группа Линии, овалы, солнышки, круги, елочки

 

10. Вид узора: Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразны ихображения – это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него.

11. Композиция узора


В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

 

 

12. Использование в д/у:

þ Возрастная группа:  Во второй младшей группе детей можно знакомить с глиняными игрушками, в частности с каргопольской игрушкой. В дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т. п., составлять орнамент из ритмично чередующихся цветных полос, точек ( в среднем и старшем дошк. возрасте), в том числе из пластилина и цветной бумаги.

þ Конспект занятия

Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Цель: приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить детей с каргопольскими изделиями, с лепкой каргопольской игрушки «Утушка – моховая», выделяя характерные особенности (туловище в форме овоида, вытянутая шея, плоский клюв).

2. Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска, соблюдая формы, пропорции деталей)

3. Обогащать словарь детей новыми словами, загадками, стихами.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику в процессе лепки.

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность, чувства уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Ход занятия:

1 часть. Воспитатель приносит детям письмо от мастера – Глинчика: Дети, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто написал письмо? (зачитывает его)

Я из глины сделан жёлто-красно-белой,

Мастер я отменный, необыкновенный.

Глиняные ручки и из глины брючки.

Глиняные ножки в глиняных сапожках.

Нос мой как картошка, а глаза горошки.

Мимо не пройдите, в гости приходите!

Дети отгадывают, что это Мастер – Глинчик.

Воспитатель: Вы хотите узнать, куда он нас приглашает? В каком городе он живёт? Тогда слушайте дальше.

Городок мой небольшой и народ в нём озорной.

Мастера не любят скуки, приложить умеют руки.

Лепят все горшки да кружки, миски, разные игрушки.

Может быть, кто-нибудь догадался, что это за город в Архангельской области?

Воспитатель: Правильно, это Каргополь. Давайте отправимся в старинный город Каргополь, к бабушке Ульяне, мастерице игрушечнице.

Закрывайте глазки и считайте. «Раз, два, три, повернись - в Каргополе очутись! »

Дети проходят по группе, подходят к оформленной русской избе.

2 часть. Воспитатель: Ещё совсем недавно в деревне Гринёво жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица – игрушечница. Охотно учила бабушка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел. Благодаря ей и живёт каргопольская народная игрушка.

Повернусь и я разок, повяжу себе платок. Я на месте повернусь, в бабушку

Ульяну превращусь. Раз, два, три смотри.

(Воспитатель повязывает платок)

     Бабушка Ульяна (воспитатель): Здравствуйте милые ребятишки, девчонки и мальчишки.

Во селе Гринёве бабушка Ульяна, чудеса творит из глинушки румяной.

И в избушке, у старенькой старушки, как детишки, вдоль по лавкам, игрушки.

Город Каргополь знаменит своими необыкновенными игрушками. В старину

называли в этом городе игрушки – тарарушками.

Это от слова тарарай, что означает шутник или сказочник.

                  Та-ра-руш-ки! Та-ра-руш-ки!

                  Это русские игрушки.

                  Очень славные, да забавные!

                   Ненаглядные!

Проводится игра «Узнай каргопольскую игрушку» (детям предлагаются карточки с изображением дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек. Они должны выбрать из разных игрушек только каргопольские)

Дети рассказывают стихи про каргопольскую игрушку, которую выбрали.

Бабушка Ульяна (воспитатель): А сегодня я познакомлю вас с новой игрушкой, но в начале, вы должны отгадать загадку: пёстрая крякуша, ловит лягушек, клюв – лопата, в речке бродит, вперевалочку ходит? (показывает уточку). А вот и я, кря-кря!

   Утушка моховая,

  Где ты ночь ночевала?

  У Кузьмы, у Демьяна.

  А не грустно ли тебе одной?

  Как мы можем тебе помочь?

(Уточка просит, чтобы дети слепили ей подружек).

Бабушка Ульяна (воспитатель): А вы хотите, чтобы я вас научила лепить таких уточек?

Дети проходят за столы.

Бабушка Ульяна (воспитатель): Проходите гости дорогие, пожалуйста. Для каждого найдётся и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Давайте, посмотрим, какая она наша уточка. На какую форму похоже туловище, голова? Как можно это сделать?

Ощупайте уточку всеми пальчиками. Обратите внимание, что клюв у уточки плоский. Посмотрите, я вам покажу, как надо слепить уточку – моховую.

Воспитатель показывает приёмы лепки.

Бабушка Ульяна (воспитатель): Вот и получилась уточка – красавочка, ласковый носок, кругленький глазок.

Пальчиковая гимнастика:

Ручки хорошо потрём,                 (сильно потираем ладони).

До тепла их разотрем.                

 Чисто «вымоем» сначала,            (как будто намыливаем руки).

Чтобы глинка не серчала.

Нежно их погладим,                      (потираем ласково).

Слова такие скажем:

«Ручки, ручки, помогите,              (любуемся своими руками).

Нам поделочку слепите».

Бабушка Ульяна (воспитатель): В разогретые руки берём кусочек глины.

Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек!

Я тебя сейчас помну

И в уточку превращу.                    

Глинка, глинка, помогай,                 (подносим к губам, говорим)

Свои секреты открывай.

Приступайте к работе, что сделаете вначале, а потом – молодцы!

Дети лепят под музыку Северного русского народного хора «Утушки». Помощь детям, советом, индивидуальным указанием, повторным показом на своём куске глины.

Бабушка Ульяна (воспитатель): Вот и весело нам стало, все мы в стайку собрались.

Летят утки, плоски носки,

Говорят утки,

То-то-мы-ли, то-томы,

Мы вернёмся до домы!

3 часть. Бабушка Ульяна (воспитатель): Возьмите своих уточек и найдите для них  подставочки. Посмотрите, какие у вас получились уточки красивые.

Вы молодцы! А теперь найдите самую гладкую, зоркую, добрую, весёлую?

Расскажите о своей уточке, какая она у вас получилась.

(Ответы детей)

 Посмотрите, кто пришёл, посмотреть на ваших уточек. Кто это? (Мастер Глинчик)

Бабушка Ульяна (воспитатель): Подарите ему своих уточек на память. А я вам шкатулку с сюрпризом за труд ваш старательный, да добрый.

Здесь птички не простые, свистульки – певуньи.

Уморились гости в раз, делу время, а потехе час.

Проводится игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня».

Бабушка Ульяна (воспитатель): Вот и расставаться нам пора. До свидания, детвора. Не забудьте мои уроки, возвращайтесь, мы с вами уточек раскрашивать будем.

Я на месте повернусь, в Елену Ивановну превращусь. Глазки закрываем и до трёх считаем. Раз, два, три снова в группе мы смотри!

 

þ Формы работы

Рассматривание, составление рассказов, виртуальные экскурсии, рисование, аппликация, лепка, роспись.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Беседа Знакомство с Каргопольской игрушкой.

 

Программное содержание:

• Познакомить детей с Каргопольской игрушкой, историей её возникновения.

• Дать детям знания об отличительных особенностях Каргопольской росписи.

• Продолжать прививать детям любовь к русскому прикладному искусству,

используя русские народные традиции, игры.

• Воспитывать эстетические чувства детей.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением каргопольских игрушек, фонограммы русских народных мелодий, кукла Журавушка.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие по стране Игрушек. Это очень большая страна и мы уже побывали в разных её краях.

- Давайте вспомним куда же мы путешествовали, и с какими игрушками познакомились: в село Дымково и в деревню Филимоново; а познакомились с дымковскими и филимоновскими игрушками.

- Молодцы! А, что же это за игрушки были такие? Где их покупали? (их не покупали, а делали сами, своими руками, из глины, а потом раскрашивали разноцветными красками).

- Действительно в давние времена люди не покупали игрушки, а делали их из различных материалов: из глины, дерева, соломы, и даже шили из тряпок.

Сегодня мы познакомимся еще с одной народной игрушкой, и называется она Каргопольская. Делали её в городе Каргополе, который находится далеко на Севере, и мы с вами туда сегодня отправимся. Только поезда туда не ходят, места там лесные, непроходимые. Мы с вами поедем туда на лыжах.

(дети встают в круг и выполняют речевые упражнения с движением)

Да-да-да Дети трут ладошки друг об друга

Наступили холода Хлопают себя по плечам

Да-да-да – Дети трут ладошки друг об друга

Превратилась в лед вода Плавно машут руками с одной стороны на другую

Ду-ду-ду – Имитация игры на дудочке

Я на лыжах в лес иду. Имитация ходьбы на лыжах

Дон-дон-дон Прикладываем руку к уху и прислушиваемся

Как красиво все кругом Разводим руками в стороны (любуемся)

Ды-ды-ды – Прикладываем руку к уху и прислушиваемся

На снегу здесь есть следы Показываем следы на земле

Ди-ди-ди Хлопки в ладоши

Что же будет впереди? Прикладываем руку «козырьком» ко лбу и смотрим вперёд

(Детей встречает Журавушка)

Журавушка - Здравствуйте ребята, как я рад снова вас видеть. Сегодня мы с вами оказались в Сибирской глубинке (включается фонограмма с голосами птиц, шумами леса). Места здесь заповедные. Город Каргополь окружен лесами, где много птиц, зверей и грибов. Поэтому и игрушки мастеров этих изображают птиц, диких и домашних животных, людей, занимающихся разными делами (ловят рыбу, собирают грибы, едут на санях кататься).

Были среди них и сказочные персонажи – например Полкан-богатырь (во время рассказа показывает иллюстрации)

«Жил в старину богатырь такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегал. Руки у Полкана сильные, грудь – могучая; а на груди – солнышко. Ноги, что у коня сильные, а на них золотые копыта».

Воспитатель Спасибо тебе Журавушка. Только пора нам и домой возвращаться.

До свидания!

(Дети становятся на лыжи и под музыку отправляются в детский сад)

 

13.  Описать процессуальную игру по изображению композиционных элементов, узоров по мотивам промысла.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках. Формировать умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.

Количество играющих 1 – 3 ребенка.

Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной

Игрушки, которую описывает воспитатель или которую

Воспитатель рассказывает стихотворением.

Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать

игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен

узнать какую игрушку описывает ребенок.

14.  Сочините сказку, рассказ, стихотворение о Каргопольской игрушке.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Каргопольская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

15. Литература для чтения детям о промысле:

Народное искусство Каргополья: Сб. ст. / Гос. Русский музей; [науч. рук. Е. Петрова; сост. и науч. ред. И. Богуславская]. - СПб.: Palace Editions, 2006. - 95 с.

Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. -136 с.

16. Методические статьи о Каргопольской игрушке:

Коссаковская, Е. А. Лепка в детском саду / Е. А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.

Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О. А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003. -128 с.

Богуславская И. Я. О каргопольской игрушке. / Сб. трудов НИИ художественной промышленности. М.. 1972. – Вып. V. - С. 235-246.

Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка/ Предисл. Б. А. Рыбакова. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 246 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.