Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «Тестопластика, как средство развития творческих способностей дошкольников»



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №4 «Родничок» с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

 

 «Тестопластика, как средство развития творческих способностей дошкольников»

 

(Выступление на РМО)

 

 

                                                                              Воспитатель: Архипова С. А.

 

 

Мишкино 2019

                                                                             «Истоки способностей и дарований детей

                                                   – на кончиках их пальцев.

                                                             От пальцев, образно говоря, идут

                                                                    тончайшие ручейки, которые питают

                                                       источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем, и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем.

В Египте лепили фигурки из народных сказаний. Использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими богами.

В Германии из соленого теста изготавливали сувениры на рождество и Пасху – медальоны, венки, кольца, подковы. Их вывешивали на окна или крепили к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу.

В Китае начиная с 17 века, делали марионетки из теста для кукольных спектаклей и других развлечений.

На Руси фигурки из соленого теста дарили на Новый год и на свадьбу. Что бы водились животные лепили фигурки коз, коров, петухов. Украшали их росписью той местности, где жили. Считалось, что любая поделка из соленого теста в доме – символ богатства и благополучия в семье. И на столе всегда будет хлеб и соль.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им есть  место и в современном мире. Сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования, а так же мощным способом развития умственной активности, творчества, художественного вкуса у детей.

Особое влияние тестопластика оказывает влияние на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

Детям дошкольного возраста особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.

Цель моей творческой работы - создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Для достижения цели определила и поставила перед собой следующие задачи:

Обучающие:

- знакомить детей и родителей с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- закрепить и расширить знания, полученные на занятиях

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;

- приобрести навыки исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;

- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Воспитательные:

- приобщать воспитанников к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, культуры общения);

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Для реализации плана, работу проводила в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились один раз в неделю во второй половине дня.

Методом проб и ошибок подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми.

На первых занятиях дети познакомились с тестопластикой - видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Тесто замешивалось в присутствии детей. Давалась возможность самим замесить тесто и взаимодействовать с ним: потрогать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Предлагалось детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой - пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы.

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, подковы, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания- формочки для печенья.

Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – снеговик, т. е. на большой колобок крепиться с помощью зубочистки маленький и уже потом к этой форме добавляется характерные признаки: нос-морковка, глазки, и т. д. Поле того, как дети освоят лепку из двух шаров, предложить тему «по замыслу». Из вылепленных фигурок создавали коллективную работу.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски - гуашь, акварель. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно, тряслись руки. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Что бы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой – либо сюжет. Так, например, детям предлагается вылепить угощение на праздник для Мишки – вкусные бублики, а затем Мишка с друзьями приходит в гости и «пьет» чай с бубликами. А на следующее занятие к детям приходит письмо от ежика, где он просит помочь ему найти друзей. И дети довольны – ведь это они помогли зверушкам!

Работа с детьми строится в данном направлении в соответствии с комплексно-тематическим планированием и с учётом сезона и календарных праздников то, что детям близко и дорого.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного возраста. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.

Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Были созданы условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики: в группе, в свободном доступе для детей имелся необходимый материал для лепки; оформление помещений способствовало творческому развитию; разработаны конспекты занятий и наглядные пособия к ним.

Результаты проведенной работы показали, что у детей проявляется увлеченность и заинтересованность лепкой из солёного теста. Воспитанники научились использовать разнообразные способы и приёмы в лепке из солёного теста, использовать различные материалы для передачи выразительности образа, проявляют умение самостоятельно подбирать материал для создания образа.

Планируя работу на следующий год приняла  решение продолжать работать в технике «Тестопластика». Одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластика, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ

1. Кискальт И., «Соленое тесто», Москва, 2003

2. Лыкова И. А., Грушина Л. В. «Подарки из соленого теста», изд. «Карапуз» Москва, 2008г.

3. Лыкова И. А., Грушина Л. В. «Интерьер» из соленого теста», изд. «Карапуз» Москва, 2008г.

4. Лыкова И. А., Грушина Л. В. «Технологические карты », изд. «Лира» Москва, 2008г.

5. Фирсова А. В. «Чудеса из соленого теста», Изд. «Айрис – Пресс», Москва 2008г.

6. https: //pandia. ru/text/78/418/91901. php

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.