Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1 ученик. 2 ученик. Ведущий. 3 ученик. 4 ученик. Ведущий. 1 ученик. Ведущий. 2 ученик. 3 ученик. Ведущий. 4 ученик. 5 ученик. 6 ученик. 1 ученик. 2 ученик. Ведущий. 3 ученик. Ведущий. Литература. Источники



1 ученик

(на экране слайды с изображением Акрополя)

Если бы люди решили создать музей в память об уничтоженных и разрушенных памятниках истории и произведений искусства, то лучшего места, чем Акрополь, было бы не найти.

Христиане превратили Парфенон в церковь, мусульмане – в мечеть, турки устроили в храме склад, венецианцы – каменоломню. Они пытались выломать из западного фронтона колесницу Афины и разбили ее. А сколько греческих статуй было вывезено в самые разные страны!

Афины, конечно, не первый и не единственный город, разрушенный войной, и развалины Акрополя не самые древние в мире. Но нигде, как здесь, не поражает величие созидателей и ничтожество разрушителей. И может быть поэтому эти руины так красноречивы, а чувство утраты так ощутимо и горько.

2 ученик

(на экране слайды с изображением триумфа)

Всем известна поговорка «Все дороги ведут в Рим». Действительно, 19 дорог соединяли Рим с городами империи. Мы восхищаемся мастерством строителей, но мало кто задумывается, что эти дороги были нужны, прежде всего, для перевозки награбленных военных трофеев. Чем больше была добыча, тем торжественнее выглядел триумф полководца-завоевателя. Когда в IV веке до нашей эры римляне заняли этрусский город Вейи, они захватили 2500 скульптур. Порабощая народы, римляне не только грабили, но и разрушали древние города. Так погиб Карфаген, и Пуническая цивилизация едва не была предана забвению.

Но и сам Рим не устоял: в 455 году его заняли и разграбили вандалы. Именно от них пошло слово «вандализм», означающее жестокое и бессмысленное разрушение.

Ведущий

До нас дошли поэмы, написанные более 2 тысяч лет назад, картины, созданные 500 лет назад…. И если даже время виновато в гибели некоторых шедевров мирового искусства, то их число не идет ни в какое сравнение с числом тех замечательных творений, которые стали жертвами войны.

Войны не только разрушают. Завоеватели, уничтожая памятники, воспитывают фанатизм, презрение, нетерпимость к истории и культуре других народов: крестоносцы переплавляли и пережигали языческие греческие и римские скульптуры, воины ислама превращали в пепел целые библиотеки. Насаждая невежество, завоеватели добивались забвения традиций, пренебрежения к прошлому народа, пытались лишить чувства национальной гордости, самосознания.

3 ученик

(на экране сменяют друг друга слайды, посвященные нашествию Наполеона)

Картина В. Верещагина «В Успенском соборе». Стоят расседланные лошади. Французские кавалеристы играют в карты, другие, взгромоздившись ногами на престол, обдирают золотой оклад иконы, еще одному добычи внизу показалось мало, он приставил лестницу и полез наверх.

Успенский собор, переживший много веков, стоял безмолвный, запустелый, молчали его колокола, а внутри слышались только грубые окрики и ругательства французских солдат.

«Москва, Москва! Был грозен и жесток

Врагу тобой преподанный урок!

Крылом пурги смела ты вражий строй,

И падал в снег развенчанный герой»              (Д. Байрон)

 

Судьбу Успенского собора в 1812 году разделили другие храмы Москвы. Архангельский собор, знаменитая усыпальница Рюриковичей и первых Романовых, подвергся не менее ужасному разгрому, опустошены были Благовещенский и Казанский соборы, в храме Василия Блаженного тоже была конюшня. С колокольни Ивана Великого сняли крест, иконы становились мишенью для стрельбы, церковные ризы французские офицеры напяливали на себя вместо плащей.

Как бы ни старались биографы Наполеона представить его просвещенным монархом, он был типичным завоевателем. И, как все завоеватели, разрушал и грабил. Весьма показателен, например, такой факт: он отдал приказ взорвать колокольню Ивана Великого и собор Василия Блаженного накануне отступления французской армии. Что, кроме злобной мести, могло руководить Наполеоном? И колокольня, и собор уцелели только благодаря москвичам: в первом случае они ослабили пороховой заряд, во втором – не дали ему сработать.

4 ученик

(на экране слайды с разрушениями Первой мировой войны)

20 век принес с собой новый вид войн: мировые. А если добавить к этому и новые, более разрушительные виды оружия, то можно представить и масштаб разрушений. И хотя каждая из воюющих сторон обвиняла в «вандализме» своего противника, разрушения несли все.

За годы Первой мировой войны были превращены в развалины собор в Малине, Реймский собор, Лувенский университет. Немецкая авиация прицельно бомбила собор Парижской богоматери. Ей было приказано до основания разрушить город Клермон. В Лилле сожгли музей с произведениями Ван Дейка, Рубенса, Ватто, Гойи, Делакруа…

Ведущий

Самой продолжительной войной за последние 4 столетия была война между Венецией и Турцией, начавшаяся в 1644 году и длившаяся 55 лет. За все годы этой войны и во всех других войнах 17 века погибло около 3 миллионов человек. Вторая мировая война длилась 6 лет, но унесла около 70 миллионов человеческих жизней.

За 4 столетия существования инквизиции в ее застенках погибло около 50 тысяч человек. Много? Много. Но за колючей проволокой только концентрационного лагеря в Освенциме гитлеровцы за 4 года уничтожили 4 миллиона человек.

1 ученик

(на экране слайды, посвященные Гернике)

Утром 26 апреля 1937 года самолеты фашистской германии начали бомбардировку испанского города Герника. Град фугасных и зажигательных бомб в течение 3 часов падал на город. Он был полностью разрушен. Это был первый город, уничтоженный фашистами еще до начала Второй мировой войны. Испанское правительство приняло решение просить Пабло Пикассо создать произведение, в котором нашла бы отражение трагедия Герники.

Ведущий

Чтобы научить и заставить человека разрушать и грабить, нужно прежде всего развратить его душу. Для этого насаждают шовинизм, фальсифицируют историю, ревизуют культуру. Культура немецкого народа – к великому его несчастью – стала особой прерогативой Гитлера. Она была объявлена «полем боя с врагами рейха».

2 ученик

«Я не люблю Гёте, - не раз говорил Гитлер. Ему вторил министр пропаганды Геббельс: «Мы не являемся и не хотим быть страною Гёте и Эйнштейна».

Нечего удивляться, что первые костры из книг запылали в немецких городах, первыми ограбленными музеями были немецкие. Репетиция будущих погромов, которым подверглись многие европейские и советские города, была проведена задолго до начала войны на земле самой Германии.

(на экране демонстрируется видеосюжет о сжигании книг в фашистской Германии)

«Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра будет принадлежать весь мир! ». Песню эту сначала распевали на улицах Мюнхена, Нюрнберга, Берлина, а затем ее услышали на улицах Вены и Праги, но аккомпанементом к ней уже был лязг танковых гусениц.

3 ученик

(на экране слайды с изображением разрушенных европейских городов)

Свой «новый порядок» фашисты утверждали в Европе разными методами, но последовательны были в неистовой жажде наживы и презрении к культуре других народов. Вот только некоторые свидетельства нацистских преступлений в Европе:

· Во Флоренции и Вероне сожгли мосты, которые были шедеврами градостроительного искусства;

· Во Франции разрушили соборы 13 века в Амьене и Лионе, разграбили Лувр;

· В Софии из археологического музея выбросили все, что было связано с историей болгарского народа;

· В Белграде (Югославия) разрушили и сожгли народный университет, старинный королевский дворец, русский дом культуры;

· В столице Чехословакии – Праге – разграбили библиотеку университета и национальную галерею;

· Английский город Ковентри, разрушенный бомбардировками, стал для англичан печальным памятником страшной войны.

Особо хочется сказать о судьбе Варшавы. Этот город фашисты уничтожали в полном соответствии с бесчеловечными планами «Вайс» и «Ост». Ее надлежало сровнять с землей. Из 705 памятников истории и культуры не осталось ни одного. Восстановить город – означало построить его заново. Буквально по камню собирались почти все его шедевры национального зодчества. На центральной площади Варшавы лежит разрушенная войной колонна, которая стояла на этой площади до войны. Ее оставили как памятник, а колонну воссоздали заново. Во время подавления варшавского восстания в 1944 году немцы несколько раз пытались взорвать собор святого Яна. После нескольких безуспешных попыток они загнали в собор танк с полным боекомплектом и взорвали. В стене восстановленного заново собора навечно вмонтирована гусеница танка.

Ведущий

В годы Великой Отечественной войны на территории нашей страны гитлеровцы разрушили и разграбили 1710 городов, сожгли более 70 тысяч сел и деревень. Среди 3 тысяч разрушенных памятников архитектуры такие шедевры мирового зодчества, как Успенский собор Киево-Печерской лавры, церкви-музеи в Новгороде, дворцы ленинградских пригородов… На захваченной советской территории фашистские варвары по прямой директиве преступного гитлеровского правительства сделали все, чтобы уничтожить построенное и созданное трудом и талантом людей многих поколений.

4 ученик

(на экране слайды разрушенных памятников Новгорода)

Софийский собор в Новгороде был первым христианским храмом на севере нашей страны. Простотой своих пропорций, суровостью архитектурного облика он как нельзя лучше гармонировал с огромными и несколько хмурыми ильменскими просторами. Уже в 11 веке здесь была первая школа, первая библиотека, первый центр летописания на севере Руси. В тайниках собора хранилась городская казна и принадлежавшие городу реликвии.

Разрушение Новгорода фашисты начали с его исторического центра – Кремля и Софийского собора.

Но просто разграбить собор гитлеровцам оказалось недостаточно: растащив произведения древнерусского искусства, редкие книги, они сбивали фрески, выламывали из стен мозаику, срывали золоченую обшивку с куполов. Колокола знаменитой звонницы собирались отправить на переплавку в Германию. Только наступление советских войск спасло Софию Новгородскую от полного уничтожения.

Восстанавливая иконостас Софийского собора, реставраторы оставили в сердце изображенного воина Дмитрия пробивший его осколок снаряда.

5 ученик

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах -
Витязей поверженных тела...
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот...

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки

 

6 ученик

Страшное зрелище запечатлели линзы фотоаппаратов. Самого памятника «Тысячелетие России», собственно, не было, вместо него стоял один совершенно голый, обобранный пьедестал, на котором оставалась лишь нижняя половина шара-державы. Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по Кремлевской площади, валяясь в снегу. При этом многие фигуры оказались попорченными, помятыми: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п., бесследно исчезли. Весь памятник готовился к отправке в Германию.

1 ученик

(на экране слайды разрушенных памятников Ленинграда)

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург

История и современность соседствуют в этом городе на каждом шагу. Он сам является живой историей, памятью многих поколений. На Ленинград с сентября 1941 по январь 1944 обрушилось почти 150 тысяч снарядов и более 100 тысяч авиабомб. Из 300 исторических зданий – шедевров зодчества 18 и 19 веков было разрушено 187. Были повреждены Ростральные колонны, решетка Летнего сада, Нарвские ворота, фашисты прицельно били по Эрмитажу, Русскому музею. Коллекциям был нанесен значительный ущерб.

В сам город, как известно, фашистским громилам ворваться не удалось, но они основательно прочесали музеи его пригородов: Гатчинский и Павловский дворцы, Екатерининский дворец в Пушкино (Царское село). Знаменитая янтарная комната, похищенная фашистами из него, не найдена по сей день. И только благодаря неимоверно сложному и кропотливому труду отечественных реставраторов мы можем сейчас увидеть, как выглядела эта сказочная комната.

Дворцы и парки Петергофа (в советское время – Петродворца) по красоте и разнообразию превосходили получивший мировую известность Версаль. Захватив Петергоф, гитлеровцы разграбили и подожгли Большой дворец. Монплезир, дворец Марли, Эрмитаж, Бельведер, павильоны на Царицыном и Ольгином островах, сняли и увезли скульптуры фонтанов. За время оккупации Петергофа погибли живописные плафоны в залах его дворцов, паркеты и отделка из золоченого дерева, декоративные ткани, роспись по лаку, чеканка и инкрустация. Расхищены коллекции и собрания дворцовых кабинетов, гарнитуры мебели, библиотеки и картинные галереи. В каждом зале Большого Петергофского дворца на пюпитрах расположены 2 фотографии: одна изображает этот зал до войны, а вторая – сразу после того, как освободили Петергоф.

2 ученик

(на экране слайды разрушенных музеев-заповедников)

Поступающие сообщения о разрушенных музеях-заповедниках, музеях-усадьбах, связанных с именами великих соотечественников, наполняли гневом и скорбью сердца советских людей:

Разгромлен дом-музей Циолковского в Калуге, Бородинский музей, дом-музей Л. Толстого в Ясной Поляне, дом-музей П. Чайковского в Клину.

(На экране демонстрируется видеофрагмент «Разоренная Ясная Поляна»)

Молодой солдат, участвовавший в освобождении Клина, написал такие строки:

«Я буду мстить за русскую культуру,

За каждый на земле кровавый след,

За каждую разбитую скульптуру,

За Пушкина простреленный портрет»

 

Из Пушкинского заповедника в Михайловском захватчики вывезли экспонаты, парк был изрыт траншеями, деревья вырублены, дом в Тригорском заминирован. Разбомбили Святогорский монастырь, уничтожили иконостас, могилу Пушкина осквернили, завалили мусором, а при отступлении заминировали.

Ведущий

Заканчивалась война, бои шли уже на территории Германии. Тактика выжженной земли применялась фашистами при отступлении не только на захваченных территориях. «Агнцем на заклание» снова стала многострадальная немецкая культура. В германских городах, на подступам к которым вели бои советские войска, взрывались исторические здания и памятники. Особенно показательна история Дрезденской галереи. Мировые шедевры живописи и скульптуры этого музея обрекли на гибель в сырых и холодных штольнях. Розыск и спасение их осуществили войска маршала Конева. В числе спасенных – знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Отреставрированные советскими специалистами полотна были возвращены немецкому народу.

3 ученик

Сикстинская мадонна
И снова, как в годы былые,
Стоит пред тобою толпа,
А в сердце невольно приходят,
Как песня, - такие слова:
Несешь ты с тревогою сына,
В объятиях нежных несешь,
Надеясь, что жизнью его ты
Весь мир от паденья спасешь.

Прославлена ты Рафаэлем,
И подвигу славу поют,
Все люди тепло и с любовью
" Сикстинской мадонной" зовут.
Когда ж над тобою нависла
Погибель в тоннельной тиши,
Других матерей сыновья
С боями на помощь пришли.

И в темном холодном тоннеле
Тебя на руках пронесли,
Когда в сорок пятом - победном
Солдаты России спасли.
И снова, как в годы былые,
Стоит пред тобою толпа.
А в сердце невольно приходят
Звучащие гимном слова.                              (М. Володин)

Ведущий

Варварство, как определенный период, вынесено наукой за скобки цивилизации. Это далекое доисторическое прошлое человечества завершилось с появлением письменности. Но история свидетельствует о том, что варварство в более широком смысле слова перешагнуло условные границы отведенного ему времени. Каждый раз, когда где-то вспыхивает пламя войны, гибнут памятники культуры и произведения искусства. Уничтожение культуры народа – проверенное веками средство его порабощения. Средство, которое и сегодня используют завоеватели.

(На экране сменяют друг друга изображения памятников, уничтоженных современными войнами).

За один только 20 век войны и подготовка к ним поглотили больше материальных ресурсов, чем человек израсходовал за тысячи лет.

Но все эти войны, за исключением бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, велись обычным оружием. А что будет, если разверзнется 3 мировая война?

(На экране демонстрируется видеофрагмент «Атомные бомбардировки»)_

«Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая мировая будет вестись палками и камнями» (А. Эйнштейн).

(на экране изображения наскальных рисунков)

 

Литература

1. Левит, Е. И. Осталось только на фотографиях [Текст] / Е. И. Левит – М.: Планета, 1986. - 352 с.

2. Шубин, П. Н. Избранная лирика [Текст] / П. Н. Шубин - М.: Молодая гвардия, 1966. - 32 с. (Библиотечка избранной лирики)

Источники

Фотографии и иллюстрации:

1. Акрополь в древности

https: //www. santour. ru/article/afiny_-_ispolnenie_zhelanij_v_drevnem_gorode. html

2. Акрополь сейчас

https: //infourok. ru/material. html? mid=91453

3. Александрия

 https: //smihub. com/article/drevnie-tsivilizatsii-30-meridiana-2553563

4. Блокадный Ленинград

http: //forum. citywalls. ru/topic1388. html

5. Володин М. «Спасение картин Дрезденской галереи» http: //russian7. ru/wp-content/uploads/2014/10/a0b7f9b5a4ba.jpg

6. Герника после бомбежки https: //www. almendron. com/blog/el-guernica-y-su-historia-a-un-clic/

7. Зиккурат

http: //900igr. net/prezentatsii/mkhk/Kultura-drevnikh-tsivilizatsij/016-Zikkurat-Etemenanki-predpolagaemyj-prototip-Vavilonskoj-bashni. html

8. Кардовский Д. «Разграбление оставленной жителями Москвы», Верещагин В. «В Успенском соборе», Айвазовский И. «Пожар Москвы в 1812 году», Верещагин В. «На этапе» https: //pikabu. ru/story/36_dney_napoleona_v_moskve_5342771

9. Ковентри

https: //ru. wikipedia. org/wiki/BB: Broadgate_and_Precincts_-_geograph. org. uk_-_554599.jpg

10. Колонна Траяна https: //www. yourguide. biz/excursions/Italy/Rome/putevoditel_po_rimu(41)/kolonna_trayana(404)

11. Лувенский университет

https: //ru. wikipedia. org/wiki/BB: Leuven-University-Library.jpg

12. Лувр

https: //www. liveinternet. ru/users/myparis/post371953283

13. Музей Чайковского

 https: //mikhaelkatz. livejournal. com/180546. html

14. Нотр-Дам

https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/1/15/2016-02-23_15-48-06_paris.jpg

15. Памятник «Тысячелетие России»

https: //site2max. ru/wp-content/uploads/2018/11/pamyatnik-rossii9.jpg

17. Персеполь

https: //zen. yandex. ru/media/tainy_drevnego_mira/kulturnoe-nasledie-persidskoi-imperii-5d15098e91f70500afda0979

18. Петергоф, Павловск. Екатерининский дворец, фонтаны https: //pikabu. ru/story/kak_pryatali_leningrad_v_godyi_velikoy_otechestvennoy_voynyi_4422212

19. Пикассо П. «Герника»

https: //michel-art. com/picasso/

20. После освобождения в Петергофе

https: //tass. ru/v-strane/6007259

19. Пушкинские места

http: //www. world-war. ru/trexletnyaya-okkupaciya-pushkinskix-gor/

20. Реймский собор https: //ru. wikipedia. org/wiki/ BB: Facade_de_la_Cath%C3%A9drale_de_Reims_-_Parvis.jpg

20. Руины Герники https: //ru. wikipedia. org/wiki/ File_Bundesarchiv_Bild_183-H25224, _Guernica, _Ruinen

 

21. Сикстинская мадонна

https: //ru. wikipedia. org/wiki BB: RAFAEL_-Madonna_Sixtina_(Gem%C3%A4ldegalerie_Alter_Meister, _Dresden, _1513-14. _%C3%93leo_sobre_lienzo, _265_x_196_cm)FXD.jpg

22. Собор в Милане

https: //ru. wikipedia. org/wiki/BB: 856MilanoDuomo. JPG

23. Триумф и триумфатор в древнем Риме 

https: //infourok. ru/urok-istorii-v-klasse-rabstvo-v-drevnem-rime-414054. html

24. Цвингер

https: //ru. wikipedia. org/wiki BB: Luftbild_Zwinger_Dresden_2014-03-29.jpg

Видеофайлы:

1. Атомные бомбардировки [видеофайл] http: //school-collection. edu. ru/catalog/res/7a9459d7-0a01-01b2-00d1-afd33a0e8099/? from=7a95dae9-0a01-01b2-0129-7d388e0daf6c&

2. Как сжигали книги в фашистской Германии [видеофайл] //https: //ok. ru/video/6904677717

3. Разоренная Ясная Поляна [видеофайл] //https: //www. youtube. com/watch? v=rV-Jnh7OGk4

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.