Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Хореография, как одна из форм здоровьесберегающих технологий »



Романова Яна Андреевна,

педагог дополнительного образования, 1 КК

Влияние хореографического искусства на развитие ребёнка

Состояние здоровья детей является одной из главных проблем современного общества. По статистическим данным ежегодно продолжает расти количество детей, страдающих заболеваниями и патологией развития внутренних органов, сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается количество часто-болеющих детей. У большинства наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата, развитие гиподинамии. Причиной этому служат: несбалансированное питание, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц.

В связи с этим, одной из основных задач современной концепции образования является внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий – ряда мероприятий оздоровительной направленности, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья детей.

Среди всего многообразия видов и форм здоровьесберегающих технологий я хотела бы выделить хореографическое искусство.

Хореография, как известно, является одним из средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формирования мироощущения ребенка.

Хореографическое искусство является важнейшим фактором при формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореография - это прекрасный мир движений, звуков, который не может существовать без игры цвета и света, ярких костюмов и декораций, это большой мир волшебного искусства. Танец воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения хореографических произведений разных жанров, но и способствует выработке у ребенка привычки и нормы поведения соответственно постигаемым законам красоты. Дети, тесно соприкасающиеся с хореографическим искусством, - это тонкие натуры, обладающие эстетическим восприятием окружающей действительности, владеющие изысканным вкусом и стилем.

Танцевальная, а также любая другая двигательная активность воспитанников благотворно влияет на состояние всего организма. Ребёнок становится более энергичным, жизнерадостным, здоровым, а при недостаточном движении, как правило, наблюдается ослабление физиологических функций, снижение тонуса и жизнедеятельности организма. Выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость – все эти физические качества развиваются на тренировочных занятиях хореографии. Выносливость определяет способность сердца и сосудов поставлять клеткам тела достаточно кислорода, гибкость – способность растягивания мышц, а суставов – свободно двигаться в разных направлениях. Разнообразие упражнений обеспечивает участие в работе всех групп мышц тела, улучшает общее состояние организма. Мышцы обретают способность выдерживать большие нагрузки. При систематических занятиях уже в первый можно заметить видимую пользу: мышцы привыкают к регулярной работе, становятся более упругими, вырабатывается правильная система дыхания.

Физическая тренировка делает ребёнка более устойчивым к изменениям внешней среды, инфекциям. Наблюдается укрепление иммунитета. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние на психо-эмоциональную сферу, предупреждает опасные зависимости и появление вредных привычек. Кроме того, занятия хореографией нормализуют вес, улучшают самочувствие, снимают утомляемость.

В процессе хореографических занятий происходит гармоничное физическое развитие детей. Только при регулярных, систематических занятиях хореографией могут интенсивно развиваться многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Тренировка тончайших двигательных навыков, проводимая в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием основополагающих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание учащимся физических возможностей своего тела воспитывает в уверенность в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Прежде чем научиться танцевать красиво, необходимо овладеть своим телом и узнать его возможности, поэтому на занятиях танцами движения, которые мы выполняем, часто сопровождается пояснением педагога. Например, как правильно дышать, какую функцию выполняют те или иные мышцы и суставы. Помимо этих знаний дети учат терминологию танцевальных движений, способы и правила их выполнения, авторов музыки к танцам, название и содержание известных хореографических постановок, таким образом, у учащихся расширяется кругозор, развиваются интеллектуальные способности.

Дети, занимающиеся хореографическим искусством, намного способнее своих сверстников в учебно-познавательном процессе, у них пониженный уровень утомляемости, они обладают рядом других преимуществ по отношению к детям, которые не занимаются танцами. Это объясняется тем, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них отвечает за противоположную сторону тела, потому что существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, например, при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывается правая рука. Главенство левого полушария объясняют тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля речи и абстрактного мышления, а также (поскольку наши руки-ноги управляются противоходом) ведущей правой руки. Однако развитие науки показало, что и правое полушарие не обделено заботами: подсознательные, интегрирующие психические процессы, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление - все это его работа[1].

Необходимо пояснить, какая взаимосвязь существует между межполушарной асимметрией, занятиями танцами и учебной деятельностью. В первой части занятия всегда выполняется разминка, которая включает в себя различные перекрёстные движения, пересекающие среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы всего тела, но и активизируют работу полушарий, обеспечивая высокой умственной энергией, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу эффективнее. Это доказано исследованиями Пола и Гейл Деннисон[2], раскрывшими сущность взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека.

На современном этапе развития, хореографии свойственны серьезность идейного содержания, глубина образов, разнообразие и сложность танцевального языка. Необходимо учитывать, что хореографическое образование ребёнка имеет свою специфику. Для того чтобы раскрыть и сформировать танцевальные способности детей, необходимо создать среду и условия, в которых бы естественно развивались разные способности: танцевальные, общефизические (координация, осанка, моторика, пластика, гибкость), музыкальные, художественно-эстетические. Очень важно, чтобы все это стало частью «обычной», повседневной жизни ребенка, частью «естественной», развивающей среды, окружающего мира.

Говоря о красоте и грации, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но и весь внешний облик ребенка, его фигуру, манеру держаться и двигаться. Здесь решающую роль играет всестороннее и гармоничное физическое развитие. Стать гибкими, ловкими и здоровыми, приобрести хорошую осанку и легкость движений, развиться интеллектуально и творчески детям помогают, именно, занятия хореографией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия хореографией способствуют:

·  развитию чувство ритма, темпа;

· укреплению физического здоровья детского организма;

·  выработке ловкости и координации движений;

·  развитию памяти, которая необходима для воспроизведения последовательности танцевальных комбинаций;

·  укреплению костной системы и мышечного корсета;

·  развитию творческого мышления и воображения ребёнка;

·  избавлению от стеснительности и мышечных зажимов;

·  выработке умения преодолевать трудности;

·  приобретению опыта работы в коллективе;

·  умению работать на результат;

·  укреплению иммунитета;

·  устойчивости организма к различным вирусным заболеваниям;

·  развитию художественно-эстетического вкуса.

Таким образом, хореография играет немаловажную роль в воспитании личностных качеств и способностей детей. Всё это связано с многогранностью танца, который наряду с формированием художественно-эстетического вкуса и воспитания возвышенных чувств, так же оказывает огромное воздействие на физическое развитие организма человека.

 


[1] Котик Б. С. Межполушарное взаимодействие у человека. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

 

[2] Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон. «Гимнастика мозга» (1970-е годы).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.