Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь терминов




БЛОНДЫ. Шелковые кружева золотистого цвета. Появились в XVIII веке во Франции и сразу стали излюбленным видом отделки дамских платьев, головных уборов и так далее. Блонды стоили очень дорого и шли на украшение только самых нарядных платьев: бальных и подвенечных. Шелковый блеск кружев, их затейливый рисунок придавали нарядам особенную воздушность

В XVIII веке кружева изготовляли вручную, и даже появление машины для плетения кружев не сделало их дешевле. В течение двух веков (XVIII и XIX) блонды не выходили из моды, став каноническим дополнением всякого роскошного туалета.

БОА – длинный узкий шарф из птичьих перьев или меха. Один из модных аксессуаров женского костюма, вошедший в моду во второй половине XIX века. Шарф получил название от латинского наименования семейства королевских удавов – боа.

 

ВЕЕР появился в древности на Востоке, где его изготавливали из листьев лотоса, пальмы, страусовых и павлиньих перьев. В европейской моде веер занял прочное положение в конце XVI века. Тогда же появились первые складные веера, тоже изготовленные на Востоке. Материалом для вееров служили шелк, пергамент, кожа. Законодательница мод – Франция – прославилась изготовлением вееров, украшенных слоновой костью, перламутром, инкрустациями из серебра и золота. Веер играл большую роль в жизни высшего света. Совершая легкие, почти незаметные движения веером, дама подчас могла выразить то, о чем нельзя было сказать вслух: объясниться в любви, назначить свидание, показать, что разгневана, и так далее. При версальском дворе дамы имели право раскрыть веера лишь в присутствии королевы.
Как аксессуар бального туалета веер популярен в Европе и по сей день.
КОТУРНЫ. Первоначально – обувь на толстой пробковой подошве, которую носили аристократы в Древней Греции. Затем котурны стали необходимым элементом театрального костюма, поскольку делали артистов выше ростом. Законы античного театра предполагали особую, величественную манеру игры. Котурны помогали артистам создавать нужный рисунок роли и сохранять пафос игры до конца представления. Котурны изготовлялись из цветной кожи и богато декорировались. В средние века котурны снова появились в Европе. Их привезли в Италию из Византии. Видоизмененные соответственно требованиям моды, они распространились по всей Европе и стали называться «пантофли». Они имели высокий каблук и толстую деревянную подошву. В XIV–XV веках пантофли носили только мужчины, Но в XVI веке они появились и в женском гардеробе. В конце XVIII века пантофли превратились в домашнюю обувь.
Но и сейчас всплеском интереса к котурнам можно назвать туфли на «платформе». Старое хоть и меняется, но остается.

КРИНОЛИН. Первоначально – плотная жесткая ткань из конского волоса. Ее начали использовать в XVIII веке для изготовления твердых солдатских воротничков. Скоро кринолин стал незаменим в дамских туалетах, так как без него невозможно было создать пышный, округлый силуэт юбки. Объемные кринолины изображены на портретах придворных дам королевы Марии Антуанетты. Позднее название «кринолин» стало обозначать широкий каркас из металла, ивовых прутьев и китового уса. Каркас надевали под верхнюю юбку; он был особенно популярен в середине XIX века. Изобретение каркаса несколько изменило форму кринолина – он стал овальным. К 1867 году кринолин навсегда выходит из моды.

МАСКА. Кусок ткани (иногда кожи) с прорезями для глаз. Как атрибут дамской одежды появилась во Франции в XVI веке и распространилась по всей Европе. Первоначально маску носили, чтобы защитить лицо от пыли и ветра во время прогулок или путешествий. В XVIII веке маска сделалась необходимым декоративным элементом как женского, так и мужского костюма. В Венеции, например, было официально разрешено повсюду ходить в масках. Маску носили все – начиная с дожа и кончая слугами. В масках посещали суды, театры, кафе, рынки; в них делали предложение руки и сердца, дрались на дуэлях, заключали торговые сделки и прочее. Такого рода маски шили уже из нарядных материалов – бархата или тафты, украшали их вышивкой и кружевами. Маска часто становилась причиной забавных и подчас трагических путаниц: вместо принцессы женились на служанке; бретер оказывался монахом; яд по ошибке выпивал не тот человек, которому он предназначался. Известный венецианский авантюрист Джакомо Казанова много раз прибегал к помощи маски, чтобы избежать расправы и обмануть убийц. Сегодня маски украшают участников маскарадных шествий, карнавалов, а также некоторых театральных пьес, как в свое время персонажей комедии дельарте – народной итальянской комедии, постоянными персонажами которой являются Труффальдино, Бригелла, Панталоне, Фантеска и так далее; по традиции все участники представления носят маски.

МУФТА. Прообраз ее возник во времена влияния бургундской моды во Франции поначалу как удлинения рукавов, чтобы защитить руки от холода. Округлая муфта из меха впервые появилась в Венеции, в XVI веке. Уже в то время муфта считалась модным аксессуаром исключительно дворянского платья. Мужчины носили муфту наравне с женщинами вплоть до Французской революции. В женской моде муфта удерживалась до последнего времени. Не исключено, что эта красивая деталь костюма станет популярной и вновь, поэтому не торопитесь выбрасывать ее. Ваши внучки могут вынуть из коробки и щеголять по улицам.
РЕДИНГОТ появился в середине XVIII века в Англии сначала как костюм для верховой езды, а потом его стали носить как верхнее платье и мужчины и женщины. Дело в том, что европейская мода в то время определялась вкусами высшего света «туманного Альбиона». Кроме редингота множество видов костюмов, брюк, плащей, шляп, придуманные лондонскими денди, тут же входили в обиход в других европейских странах.
Редингот представлял собой нечто среднее между сюртуком и пальто, что делало его пригодным для путешествий в плохую погоду. В конце XVIII века редингот входит в крой женской и детской одежды. В Германии он пользовался особенной популярностью среди молодых поэтов. В частности, известно, что его любил Гёте. В представлениях модников редингот стал воплощением романтического стиля. Мужские рединготы шили из сукна темных, глубоких тонов. Детали – пуговицы, карманы, воротники – видоизменялись соответственно общему направлению в моде. Женские и детские рединготы изготавливались из бархата, атласа или шелка с отделкой из меха. Редингот оставался модным видом одежды до 40-х годов XIX века. В XX веке волна интереса к нему вспыхивает вновь. Думается, вряд ли его вычеркнут навсегда из списка модных силуэтов. Ведь он и в самом деле удобен.

СПЕНСЕР. Женская и мужская верхняя одежда – короткая и, как правило, утепленная курточка с длинными рукавами. Одежда введена в моду лордом Спенсером в конце XVIII века. До нас дошли разные варианты исторических анекдотов, рассказывающих о том, как появился спенсер.
Лорд Спенсер, случайно заснув около камина, спалил фалды фрака. Обнаружив это, он оторвал их и оказался в курточке. Лорд Спенсер задался целью придумать новый туалет и добился своего, взяв за основу для модели верхнюю половину фрака. Спенсер превратился в традиционную одежду для прогулок. Постепенно мужчины перестали его носить, в отличие от женщин, которые полюбили спенсер, так как он эффектно облегал фигуру. Изменениям в покрое подвергались рукава курточки; так, в 10-е и 20-е годы XIX века были модны небольшие буфы на плечах. Шили спенсер в основном из бархата и сукна. В России спенсером часто ошибочно называли некоторые виды женской верхней одежды небольшой длины.


ФИЖМЫ – небольшой каркас из китового уса или ивовых прутьев, который укрепляли вокруг талии, по бокам, – для создания пышного силуэта дамского платья.
Их изобрели во Франции, в XVIII веке. Классический каркас из фижм назывался «панье»: в боках юбка оставалась широкой, а спереди и сзади как бы сплющенной. Фижмы были принадлежностью костюма аристократов. Пик популярности этой моды связан с XVIII веком. Знаменитые художники Ватто, Фрагонар и другие запечатлели красавиц в юбках-панье, увековечив их силуэт. Во многом благодаря художникам он стал одним из символов XVIII века – эпохи пудреных париков, кружев, высоких каблуков и утонченных манер. В XIX веке на смену фижмам пришел кринолин.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.