Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. 10 страница



 

В рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль < 1>.

--------------------------------

< 1> См., напр.: Кулиджанов М. Ю. Правовые основы упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. 2006. С. 23; Лысунец М. В. Оптимизация налогообложения международных холдингов в странах Европейского союза: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 67.

 

Даже изменение налоговой привязки к определенному налоговому органу, в котором, как правило, происходила регистрация предприятия, на другую территориальную налоговую инспекцию, может помочь в минимизации определенных налогов. Известно, что некоторые финансово-промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Атубо О. А. Упрощенная система налогообложения: изменения в законодательстве // Аудиторские ведомости. 2006. N 7. С. 89.

 

При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства < 1>. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов.

--------------------------------

< 1> См.: Коротаева О. С. Курс - на улучшение качества информационных услуг, предоставляемых налогоплательщикам // Российский налоговый курьер. 2009. N 21. С. 56 - 58.

 

Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребительной в российском бизнесе практикой, т. е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Ивачев О. В. Административная деятельность по предупреждению налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 82 - 88.

 

Базу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспечивают только несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, - возрастает < 1>. Их уменьшение является основной целью налоговой оптимизации.

--------------------------------

< 1> См.: Горлов В. В. Налоговое планирование: направления совершенствования и перспективы развития // Налоговое планирование. 2009. N 2 С. 61.

 

Анализ совершенствования изменений налогового законодательства за рубежом после всемирного экономического кризиса показывает, что универсального подхода к методам совершенствования в налоговой сфере не существует. В основном меры призваны решить две задачи: с одной стороны, по возможности смягчить для налогоплательщиков последствия кризиса, с другой - стимулировать переход экономики от спада к подъему < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Корректировка налоговых систем в условиях глобального кризиса // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. N 16. С. 56.

 

В основе гражданского и налогового законодательства Германии лежит концепция противодействия злоупотреблению правом. По сути, эта норма выполняет функцию разграничения легальных и нелегальных способов минимизации налогов < 1>. В разделе 42 НК Германии закреплено положение о том, что налогоплательщик, который при проведении операции злоупотребил нормами законодательства, обязан уплатить налог так, как если бы подобная операция была проведена без такого злоупотребления. Так как противодействие налогам как социально-экономическому явлению, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшей степени будут существовать до тех пор, пока будет существовать государство, а налоги - являться основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога - легальным, принудительным и обязательным изъятием части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Остерло Л., Тостен-Джобс А. Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ // Налоговед. 2004. N 7. С. 61.

< 2> См.: Практическая налоговая энциклопедия / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 2003. С. 4.

 

Данная ситуация приводит к тому, что предприниматели и граждане стремятся вывести значительную часть своих средств из-под пресса налогового бремени как методами законной оптимизации, так и нарушая закон < 1>. По мнению В. Д. Ларичева и А. П. Бембетова, которые, обобщив материалы проверок налогоплательщиков налоговыми инспекциями, административного и гражданско-правового производства о нарушении налогового законодательства, уголовных дел, а также результаты собственного исследования, предлагают тем, кто систематически, умышленно нарушает налоговое законодательство в расчете на то, что налоговые и правоохранительные органы не смогут это выявить, при обнаружении погасить задолженность перед бюджетом, без привлечения их к налоговой ответственности. Обычно это руководители коммерческих банков, в том числе иностранцы, которые заботятся о своей репутации и избегают огласки допущенных правонарушений < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Макушева Е. С. Правовые проблемы налогообложения лиц, осуществляющих инвестирование в форме капитальных вложений. Дис. ... канд. юрид. наук М., 2009. С. 12 - 13.

< 2> См.: Ларичев В. Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. М., 2001. С. 52 - 53.

 

Однако всех эффективно проверить невозможно. Поэтому французские налоговые органы проводят соответствующий отбор. Н. А. Попонова отмечает, что важнейшим принципом французского налогового контроля является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. Вторым важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами.

При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов. Налоговые органы имеют право, а в ряде случаев обязаны давать официальные разъяснения нормативных актов в форме инструкций и циркуляров, публикуемых в официальном издании. Кроме того, налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Попонова Н. А. Налоговые органы во Франции // Финансы. 2002. N 1. С. 73.

 

В США важное значение придается соблюдению налогового законодательства, в частности своевременной уплате налогов. Налоговое законодательство США, даже по сравнению с российским, имеет достаточно сложный характер, тем не менее считается лучшим в мире < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Ефремов Л. Порядок судебного разрешения налоговых споров в США // Хозяйство и право. 1998. N 4. С. 105.

 

К примеру, во взаимоотношениях между гражданами, юридическими лицами - налогоплательщиками возникают налоговые споры. В этой связи для их разрешения создан специальный орган - Налоговый суд < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Берестовой С. В. Разрешение налоговых споров в США // Налоговая политика и практика. 2004. N 5. С. 47.

 

Главный Налоговый суд США находится в Вашингтоне, а его территориальные отделения разбросаны по всей стране. В структуре суда несколько административных отделов - офис клерка суда, административный офис, отдел допуска к практике, отдел подачи исков и др. Всего в суде 8 основных отделов. По мнению С. В. Берестового, " налоговый суд олицетворяет собой налоговую власть Конгресса США в государстве. Правительство США представляет в процессе в Налоговом суде Окружной советник Службы внутренних доходов, который является высокопрофессиональным юристом и подчиняется непосредственно Председателю палаты советника Службы внутренних дел США при Министерстве финансов США" < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Берестовой С. В. Указ. соч. С. 47 - 48.

 

Выделение специального судебного органа - Налогового суда США - свидетельство высокой демократической культуры общества, а также высокого профессионализма судебной системы США и непосредственно самого судебного органа < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Веретенникова С. Н. Меры самозащиты в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 12 - 13.

 

С другой стороны, отмечает С. Ю. Корзун, это говорит о высокой демократичности общества, а также реальной и совершенно четкой действующей системе защиты прав налогоплательщиков < 1>. У налогоплательщиков США есть абсолютно ясное представление о том, как работает налоговая система государства, на что можно рассчитывать при обращении в Налоговый суд за защитой своих прав.

--------------------------------

< 1> См.: Корзун С. Ю. Защита прав налогоплательщиков в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2008. N 11. С. 89.

 

Главным преимуществом при реализации права на защиту собственных прав в США выступает наличие двух альтернативных апелляционных инстанций - суда апелляций федерального округа и суда апелляций округа (штата), использование которых оставляется на выбор налогоплательщика. Тем самым обеспечивается возможность исключения давления на суд, который находится на территории того или иного округа (штата), что можно рассматривать как позитивное с точки зрения защиты прав налогоплательщиков < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Hoffman W. H., Smith J. E. Individual Income Taxes // West Federal Taxation. 2003. P. 12.

 

Законодательство Российской Федерации также предоставляет налогоплательщику выбор, но между административным и судебным порядком обжалования решений налоговых органов. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд в соответствии со ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

Но фактически административный порядок не является альтернативой, так как отсутствует независимый налоговый орган для контроля за деятельностью налогоплательщиков и налоговых органов.

Такого же мнения придерживается О. А. Борзунова: " В российском законодательстве не соблюдается принцип альтернативности административного и судебного обжалования, что представляется крайне расточительным отношением к ресурсам юрисдикционных органов" < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Борзунова О. А. Зарубежный опыт разрешения налоговых конфликтов // Налоговые споры: теория и практика. 2003. N 5. С. 55.

 

В процессе оптимизации налогообложения необходимо не только обеспечить соблюдение законности, но и предотвратить возникновение разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, а в случае их возникновения своевременно устранить причины и условия для спорной ситуации в административном или судебном порядке. Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные нормы, регламентирующие поведение сторон в процессе реализации ими прав и исполнения обязанностей < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Макушева Е. С. Правовые проблемы налогообложения лиц, осуществляющих инвестирование в форме капитальных вложений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12 - 13.

 

Однако эти нормы эффективны только в случае, когда все участники налоговых правоотношений действуют по законам.

Например, как показывает судебная практика, зачастую можно было бы избежать обострения разногласий по налоговым проверкам, которые становятся предметом судебного разбирательства.

Статья 165 НК РФ < 1> предусматривает определенный пакет документов, который налогоплательщик должен представить для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость. В случае непредставления какого-либо документа или представления документа, вызывающего у налогового органа вопросы, формально имеются все основания отказать налогоплательщику в применении налоговой ставки 0% и возмещении налога, тем более что право на повторное обращение в налоговый орган с аналогичным заявлением у налогоплательщика есть. Но что мешает налоговому органу указать налогоплательщику на отсутствие такого документа или восполнение недостающих сведений < 2>? Более того, пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ наделяет налоговый орган таким правом:

--------------------------------

< 1> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

< 2> См.: Бабкин А. И. Налоговое законодательство в период кризиса // ЭЖ-Юрист. 2009. N 30. С. 90.

 

" 1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов".

Для устранения данного упущения считаем необходимым внести изменение в редакцию пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ: требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В случае непредставления документов по формам, установленным государственными органами, в установленный законодательством о налогах и сборах срок направлять письменное уведомление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту об обязанности представить недостающие документы в налоговый орган.

Данное изменение позволит всем налогоплательщикам, имеющим право на применение налоговой ставки 0% по НДС как формы законной минимизации налогообложения, реализовать свое право в соответствии с законодательством РФ, в котором сегодня, как отмечает А. И. Бабкин, может быть отказано < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Корректировка налоговых систем в условиях глобального кризиса // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. N 16. С. 56.

 

При этом необходимо отметить, что привлечение лица к налоговой ответственности имеет целью не только восстановление социальной справедливости, а в первую очередь исправление лица, допустившего налоговое правонарушение, а также предупреждение совершения новых налоговых правонарушений данным лицом и остальными лицами. Поэтому взыскание налоговых санкций неравнозначно поступлению соответствующих сумм налогов в бюджет < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Тематический выпуск: Налоговая ответственность: Общие условия. Учет торговых операций // Налоги и финансовое право. 2008. N 10. С. 45.

 

Поэтому важной составной частью предупредительной деятельности налоговых правонарушений, а как закономерный эффект - объяснения правовых форм оптимизации налогообложения должны стать правовая пропаганда и правовое воспитание населения. Принимаемые в этом направлении меры должны обеспечить повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, способствовать воспитанию у них уважения к закону, непримиримости к правонарушениям.

Развитие массовых и индивидуальных форм правового воспитания может быть весьма разнообразным, но главное - это:

а) обеспечение предпринимателей и граждан юридическими знаниями посредством лекций, бесед с привлечением квалифицированных юристов, выступление сотрудников налоговых и правоохранительных органов с целью разъяснения законов, предъявляющих к ним требования исполнения обязанностей по соблюдению налогового законодательства;

б) публикация статей по данной тематике, подготовка передач по радио и телевидению, посвященных названным вопросам < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Ивачев О. В. Административная деятельность по предупреждению налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 82 - 88.

 

Поэтому информационная функция налоговых органов, в том числе и по законным методам налоговой оптимизации, позволила бы уменьшить количество налогоплательщиков, применяющих незаконные методы налоговой оптимизации вследствие правового нигилизма.

Перспективы законодательного совершенствования системы оптимизации налогообложения в современной России лежат в кодификации методов оптимизации налогообложения в действующем законодательстве. Необходимо реализовывать принципы демократизма в налоговом законодательстве в части возможности обжалования действий налоговых органов.

 

§ 3. Иные направления государственной политики

в сфере совершенствования конституционных основ

регулирования экономических отношений в России

 

Обращаясь к Конституции Российской Федерации, необходимо отметить, что она не содержит положений, устанавливающих цели и механизмы государственного вмешательства в экономику, однако анализ отдельных ее положений позволяет дать общую характеристику реализованного в ней подхода.

Во-первых, действующая Конституция определяет предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обозначая тем самым роль государства в экономической сфере. В экономической сфере в ведении Российской Федерации находятся (ст. 71):

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет;

- федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в экономической сфере находятся (ст. 72):

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов.

Во-вторых, Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает пределы ограничения прав граждан и юридических лиц. Указанные права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов друг лиц, обеспечения обороны и безопасности государства < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Хартили Т. К. Основы права Европейского сообщества. М., 1998. С. 161.

 

В то же время надо отметить, что согласно ч. 3 ст. 56 Основного Закона не подлежит ограничению, даже в условиях чрезвычайного положения, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. То есть Конституция РФ признает в качестве приоритетного условия для развития экономики обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий для реализации частной хозяйственной инициативы. В этом проявляется либеральный характер российской Конституции, которая не содержит специальных ограничений в отношении свободы предпринимательства, имеющих социальное значение.

В литературе была сформулирована мысль о том, что " право есть мера ограничения свободы", то есть, по мнению автора, право - это не только мера социальной свободы, но и мера ограничения свободы. Т. К. Хартили отмечает, что пределы вмешательства государства в экономическую деятельность должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако такой принцип в Конституции РФ не сформулирован, хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип соразмерности и сбалансированности вытекает из анализа конституционных положений < 1>. Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридических лиц обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Ягофарова И. Д. Право как мера ограничения свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 11 - 17.

< 2> См.: Хартили Т. К. Основы права Европейского сообщества. М., 1998. С. 161.

 

В противном случае вмешательство будет чрезмерным. В Российской Федерации государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности и предварительного контроля за образованием субъектов предпринимательской деятельности < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003. С. 71 - 72.

 

Так, государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ " О техническом регулировании" < 1>, который регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия < 2>.

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ " О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140; СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752.

< 2> См.: Голубцов В. Т. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации // Законодательство и экономика. 2005. N 3. С. 47.

 

В соответствии с п. " ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. " О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" < 1> установлено, что в целях защиты потребителя Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции < 2>.

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ " О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (с изм. от 2 февраля 2006 г. ) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303; СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.

< 2> См.: Голубцов В. Т. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации // Законодательство и экономика. 2005. N 3. С. 47.

 

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Федеральная энергетическая комиссия и региональные энергетические комиссии наделяются правом осуществлять проверку хозяйственной деятельности, в частности размеров тарифов (по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию).

В Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. ст. 8, 34 Конституции РФ). В Федеральном законе " О защите конкуренции" предусмотрен свод правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной движущей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон < 1>. Тем самым создаются предпосылки для осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ " О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

 

Государство организует предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Путем государственной регистрации их в качестве юридических лиц и дачи разрешений на занятие тем или иным видом деятельности государство осуществляет проверку законности учреждения предприятий и других коммерческих организаций, а также права некоммерческих организаций дополнительно заниматься предпринимательской деятельностью < 1>.

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с изм. от 31 декабря 2005 г. ) // СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316; СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

 

Особый государственный контроль осуществляется на государственных унитарных предприятиях и в учреждениях, финансируемых собственником, в соответствии со ст. ст. 294 - 300 ГК. Даже на государственном предприятии, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Аналогично решаются вопросы и применительно к муниципальной собственности. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности и заслушивать отчеты об их деятельности < 1>.

--------------------------------

< 1> Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно-правовые аспекты. СПб., 2003. С. 67.

 

Особо следует остановиться на регулировании хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. " О естественных монополиях" предусматривает образование федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля их хозяйственной деятельности. Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями (железные дороги) или акционерными обществами (" Газпром" ). Методами государственного контроля являются, кроме уже упоминавшегося ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме их потребностей.

Органы государственного регулирования вправе направлять субъектам естественных монополий предписания о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении изменений в заключенные договоры с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию. Субъект естественной монополии обязан заключить договор с таким потребителем. В случае неисполнения им предписания о заключении договора или внесении изменений в него органы регулирования деятельности естественных монополий вправе предъявить иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или внести в него изменения < 1>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.