Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

     Первые сведения о создании искусственных сооружений для вододобычи (колодцах) датируются III тысячелетием до н. э.

       Простейшие механизмы, применяемые для подъема воды (сродни «журавлям»), появились в Древнем Египте. Вавилоняне научились поднимать воду на необходимую высоту с помощью норий и блоков. Для распределения воды из резервуаров в Вавилоне и Египте использовались деревянные, гончарные и металлические (медные, свинцовые) трубы.

     В Древнем Египте для подъёма воды применялся шадуф. Он представлял собой рычажное устройство. К одному концу длинного шеста крепилось кожаное ведро, к другому – груз. При строительстве сооружений из тяжёлых блоков использовали ворот и катки для перемещений блоков по наклонной плоскости.

                         Подъем воды

  По-видимому, первым водоподъемным устройством была противовесная система типа колодезного «журавля» (в некоторых странах имевшая название «шадуф» или «чадуф», «чадуфон»). Она являлась одним из древнейших и простейших водоподъемных устройств. Изображения шадуфа встречаются на древнеегипетских папирусах и барельефах.

  В древних цивилизациях: египетской, шумерской, китайской, бенгальской (то есть в 4 000 – 3 000 лет до н. э. ) для подъема воды и подачи ее на поля уже использовались водоподъемные колеса (рис. ).

 

Водоподъемные колеса:

а – с черпаками; б – с лопатками

1 – колесо; 2 – черпак; 3 – лопасти; 4 – водоотводящий лоток

   Нории – водоподъемные устройства в виде бесконечной вертикальной цепи с черпаками или дисками (рис. ). Принцип подъема и излива воды здесь тот же, что и у водоподъемных колес. Разница лишь в том, что вместо жесткого обода колеса используется гибкая цепь. В нории с дисками на цепь вместо черпаков надеты диски, часть пути которых при вращении цепи проходит через трубу, поднимая воду к отводящему лотку.

                   Рис. Нория для подъема жидкости

      Одна из разновидностей нории называлась «чигирем». Чигирь – это, как правило, огромное и тяжелое колесо-барабан, соединенное с горизонтальным валом, который вращался либо людьми, либо животными. Длина горизонтального вала доходила до 8 м. На барабане между его ободами располагались один или два каната – «бесконечная цепь», к которой крепились черпаки. Вода из опрокидывающихся черпаков поступала в отводной лоток и затем – к потребителям. Диаметры барабанов доходили до 6 м. Другое название чигиря – персидское колесо.

 

       Акведук — это латинское название в переводе означает — чтобы нести воду. Он является искусственным каналом для транспортировки воды. Их сооружают для того, чтобы проводить воду через овраг или расщелину, а также долину. В современном мире акведук — это сложная система, состоящая из труб, траншей, каналов и туннелей, держащихся на опорных конструкциях. Эта система подаёт в воду из природного водоёма в распределительный резервуар.

    Она в современном мире предназначена для снабжения городов и сельхозугодий водой. Важность акведуков состоит в том, что по нему получают пресную воду населённые пункты, расположенные далеко от источников пресноводных источников. С давних времён такие системы подачи пресной воды ограничивали попадание нечистот в питьевую воду. В результате этого, население городов и других поселений меньше было подвержено различным заболеваниям и даже эпидемиям.

    В средневековой Европе акведуки не использовались. Люди брали воду из открытых водоёмов и колодцев. Небольшие системы водоснабжения появились только к XIV веку.

В XVIII веке системы водоснабжения были улучшены паранасосами. Была также улучшена и герметизация. Это позволило строить системы, повторяющие контур земли. Уже не требовалось свободного стекания воды. Трубы стали делать из дерева, покрытого металлом. А сверху они защищались асфальтом. Это новшество было придумано в США, оно получило патент в 1855 году. Но дерево было недолговечным, и его заменили чугуном. Позднее трубы стали делать из стали. Начиная с XX века строительным материалом для крупных систем стал железобетон. А для труб сейчас используется ковкий чугун. Он прочнее и эластичнее обычного чугуна. Такие трубы обычно подводят к домам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.