Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{305} Н. М. Радин Тогда и теперь



Первое августа 1903 года. Сбор труппы перед началом сезона в Московском театре Ф. А. Корша. Отсюда память берет начало для нити воспоминаний о Н. Н. Синельникове. Тогда и теперь.

И в сумеречном «тогда», и в сверкающем «теперь» он тверд в своей неоскудевающей любви к театру. Пронести через «тогда», не ослабив, эту любовь было большим подвигам. Мы — ученики Николая Николаевича того времени — свидетели его борьбы и стойкости.

Николай Николаевич принял на себя руководство театром Корша в период его острого художественного упадка. Станиславский и Немирович уже будоражили своими исканиями театральную мысль. Благородный враг рутины беспокоил театральных кормчих. Надо было крепить паруса. Касса давала трещины.

А всероссийски известное имя Николая Николаевича сулило успех в борьбе. И она началась на два {306} фронта: и с крупными московскими «конкурентами», и с «экономикой» владельцев театра.

25 – 30 премьер в короткий шестимесячный сезон. До последней возможности сжатый состав труппы. Ограниченные постановочные средства.

С такими путами на руках Н. Н. один (другого режиссера не полагалось) должен был вести коршевское дело. И оно стало расти.

В первый же сезон «Дети Ванюшина» принесли и художественный и кассовый успех. (Курьез: оформление стоило 3 рубл. 60 коп. ).

Постепенно обновляется труппа. Вливаются молодые силы из провинции. Выравнивается репертуар.

Но играть надо с шести репетиций. Касса требует по установившемуся ритуалу каждую пятницу премьеру. Кассир не хочет понять художника, убеждающего, что повышение качества за счет количества не ущемит доходности. Как быть?

Надо в неделю создать спектакль. В шесть дней сделать то, на что не хватает никогда никакого времени — сколько его ни дай. И делалось.

Были неудачи. Но было и много побед. Они покупались напряженной творческой работой Николая Николаевича.

Было непонятно, откуда бралась неистощимая энергия у этого человека.

К первой репетиции готов режиссерский экземпляр пьесы. В его фантазии образы живут и он эту жизнь вливает в исполнителя ему одному известными приемами. Он умеет излучать из себя творческую энергию. Его требования четки, и он точно знает, чего хочет и что можно извлечь из художественных ресурсов того или иного работника.

{307} Он вытравляет все безвкусное. Он храбро верит в молодые силы своих учеников.

Он находит время для отдельных внерепетиционных уроков.

Только своим авторитетом — без штрафов и иных взысканий — он создает стойкую дисциплину.

Он не считается со своими личными отношениями. Каков бы ни был в его глазах моральный вес актера, если он талантлив, ему представляются полные творческие возможности.

И все вокруг него заражается его энергией и по мере сил своих творит радостно и бодро.

И вырастают выразительные полнокровные спектакли.

Помнится, как Рыбаков по несколько раз смотрел одну и ту же пьесу, как Южин приходил за кулисы со словами одобрения.

Николай Николаевич творил чудеса.

Одного чуда он не мог сотворить: перелить свою художественную веру в сердце кассира. Москву он победил, театр поднял, свой режиссерский престиж обогатил — и ушел, побежденный коммерцией.

Ушел в Одесский городской театр. Этот сезон Н. Н. Синельников вспоминает с большой теплотой. В спокойной обстановке, без перегруженности, с прекрасной труппой и большими постановочными возможностями он показал Одессе блестящие спектакли: «Цезарь и Клеопатра», «Снегурочка», «Союз молодежи», «Волки и овцы», «Много шума из ничего».

В следующем году он уже во главе харьковского дела. И оно выросло в одно из самых культурных и ценных художественных предприятий, укрепив за Н. Н. Синельниковым славу исключительного художника-режиссера и учителя многих сценических работников, разбросанных по всему нашему Союзу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.