Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





/—рука у рта: есть, говорить; 2— потолок, верх, небо, волны; 3— поднятые руки: радость; человек с посохом — старость; 4—подпрыгивающий ребенок: молодость, воспитание (по Масперо).



аудиторией не допускает чтение с листа. Мысль и ее речевое вы­ражение у выступающего должны рождаться на глазах слуша­телей/ Именно это и требует тщательной подготовки всякого выступления, свободного его произнесения.

< уПисьменная речь. Письменная речь появилась позже устной. Но уже на заре развития человеческой культуры люди стали испытывать потребность закрепить на более долгий срок, пере­дать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Первые шаги развития письменной речи связывают с попыт­ками передать происшедшие события в рисунке. Этот этап в развитии письма получил название идеографической речи. Пси­хологически идеографическая речь не столько передает знания, сколько служит напоминанием о том, что можно рассказать (рис. 23).

Позднее возникло иероглифическое письмо. В иероглифах-знаках предметов — сходство с предметами утрачено. Но иеро­глифы обозначают предметы или целые мысли. Они не связаны с устной речью, посредством которой общаются люди. Мно­жеству предметов и явлений соответствует множество иерогли­фов — знаков, которые нужно запомнить для передачи мысли на письме.

Вид письма, которым мы сейчас пользуемся, наиболее позд­него происхождения. Его изобретение приписывается древним финикийцам. Оно получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи). Так как количество фонем в каждом языке ограничено, то небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Письмо вырабатывает совершенно новые психофизиологиче­ские механизмы речи. Слова воспринимаются глазом, а произ­водятся рукой, в то время как устная речь функционирует бла­годаря слухо-кинестезическим нервным связям.


Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу чита­телей. Чувства и эмоции автора: его взволнованность, любовь и ненависть — должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста. . Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, «вживание» читателя в текст.

Через столетия доходит до нас голос Шекспира, многие де­сятилетия отделяют нас от произведений Пушкина и Белинского, но их мысли волнуют людей и в наши дни. В жизни не каждо­му суждено стать писателем, но, овладевая письменной речью, . каждому нужно научиться излагать мысли так, чтобы они были понятны читающим.

Возможность поисков наиболее адекватной речевой формы для выражения мысли открывает перед человеком пути работы над совершенствованием как самой письменной речи, так и речи монологической. Следует помнить, как много работали выдающиеся художники слова, шлифуя произведения. Много­кратно писатель возвращается к написанному, вновь и вновь его переделывая, отыскивает полное соответствие слова, обра­за и мысли.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и в наших условиях является необходимым элементом воспитания каждого совет­ского гражданина.

^/Внутренняя речь. Как подчеркивает само значение слова, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Она была выделена и описана первоначально как «голос совести». Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

Основным признаком внутренней речи является ее непроиз-носимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. На­глядно это отношение представлено на рис. 24. В структуре внутренней и внешней речи имеются сходства и отличия. Так, собственно внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто­ростепенных членов предложения. Нередко остается только одно подлежащее или сказуемое, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Изменения в структуре захватывают и само слово, отражающее мысль. На­пример, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Внутренняя речь, как и внешняя, сущест­вует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. В от­личие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание


 


совпадает по структуре с внеш­ней речью.

Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрас­те около трех лет, когда он начи­нает говорить вслух сам с собой, планировать в речи свои дейст­вия. Постепенно проговаривание редуцируется и начинает проте­кать во внутренней речи.

Рис. 24. Структура внутренней речи:

/—проговаривание, 2—собственно внутрен­няя речь (по В. А. Бенедиктову).

Переход от внутренней речи к внешней часто связан с труд­ностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но, когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что

его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то, что хотел. Эти трудности связаны с тем, что нужно пе­рейти от свернутых, сжатых, понятных для себя мыслей к раз­вернутым грамматическим и логическим формам, доступным пониманию других. Поэтому в обучении устные ответы учеников и их письменные работы имеют большое значение. Они трени­руют, выражение мыслей, чувств, намерений в речи.

§ 3. РЕЧЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Направленность личности и стиль речи. В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих инте­ресов человек возвращается многократно и в мыслях и в об­щении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоционально выразительнее.

Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается целый ряд особен­ностей ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большой обоб­щенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждений.

Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. За-•дача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических фор­мах шлифует формы выражения мышления в слове. Привычка обдумывать вопрос «про себя», т. е. мыслить во внутренней речи, нередко приводит к тому, что при желании высказать свои


мысли оказывается трудным установить контакт со слушателями. Мысль совершенно ясная для самого говорящего, не воспри мается' аудиторией. В этих случаях говорят, что речь не рас крывает мысль, а «закрывает» ее.

Для характеристики культурного уровня человека сущее нос значение имеет стиль речи, тесно связанный с направлен­ностью личности. В стиле речи отражены особенности умствен и трудовой деятельности человека,  специфика его профессии. ; Самым низшим стилем речи является неорганизованный разго­ворный стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные ' слова и выражения, много междометий и слов-сорняков. Куль­тура речи низкая. Примером такого стиля может служить речь Чубукова из пьесы А. П. Чехова «Предложение»: «Голубушка моя Я так рад и прочее... Вот именно и тому подобное. Давн желал Это было моим всегдашним желанием». Стиль этот беден словами и мыслями, изобилует жаргонными выражениями. На основе разговорной диалогической речи возникает \ раздо более высокий стиль, который можно назвать образно-эмоциональным. Для этого стиля характерны чистота языка, образность выражений, точная передача мысли использования научной терминологии.

Научно-деловой стиль речи сложился в результате влиянр на разговорный язык письменной и монологической речи. Этот стиль речи более сух, менее богат образными выражениями. Для него характерно включение большого количества научно! терминологии.

Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная деятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике), характере сравнений, образов.

Речь не только общение, но и процесс взаимного возденет] людей принимающих участие в  процессе общения. Поэтому, характеризуя речевые свойства личности, важно отметить ] только те качества, которые проявляются в активном речевом воздействии когда человек говорит, но и те, которые характе­ризуют его как слушателя. Черты, характеризующие человека как слушателя, возникают как синтез особенностей его восприя­тия внимания и речевой деятельности. Внимательный слушатель способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее содержанием. Невнимательный слушатель пло хо вникает в содержание сообщения, отбирает из речевой ин формации то, что для него представляет интерес, и не замечает того что объективно важно, но не значимо для него.

Морально-волевые качества личности, темперамент и речь. В речи проявляются морально-волевые качества личности. Оце­нивая разговор с человеком, всегда можно отметить, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к высказываемому трудно даже искусному оратору. Робость, почтительность, наглость, уважение, как и многие другие



шения и черты характера, раскрываются в содержании и в эмоционально-интонационной окраске высказываний человека.

Важным моментом является волевая саморегуляция речи. Выступающий обычно не только говорит, но одновременно и слушает себя как бы со стороны. Оратор должен уметь мыслен­но поставить себя на место слушателей и соответственно с этим направлять силу своего голоса и эмоций, находить и отбирать такие слова, которые бы наиболее убедительно для слушателей данной аудитории выражали его мысль. А. М. Горький в воспо­минаниях о В. И. Ленине отмечал «слитность, законченность и прямоту» речи Владимира Ильича. В самой трудной обстановке, в период враждебных выпадов против партии большевиков, В. И. Ленин «говорил горячо, но веско, спокойно».

Не меньшее влияние оказывают на речь чувства человека. Всегда можно увидеть, увлекла ли речь самого рассказчика, или, наоборот, он безразличен и безучастен к сообщаемому. Слушатель сразу замечает, когда самому говорящему становит­ся скучно.

Переживания лектора вызывают ответные переживания слу­шателей. Вот почему в педагогическом процессе эмоциональная подача материала, увлеченность учителя так необходимы: они передаются школьникам. Эмоционально-выразительная речь — одно из самых действенных средств, способных зажечь и детей и взрослых.

Н. И. Красногорский писал: «У человека тип высшей нервной деятельности не может быть установлен без выявления особен­ностей речевой деятельности» '.

Темп речи и относительная сила голоса связаны обычно с силой возбудительного процесса. Ритм речи, особенно его из­менения в соответствии с требованиями обстановки (чтение в ограниченные отрезки времени), свидетельствует о подвижности нервных процессов. Эмоциональность издавна принимается пси­хологами за показатель темперамента. Наблюдая за перечислен­ными качествами речи, учитель может составить мнение о ти­пологических особенностях учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии. Психология чувст­венного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., Наука, 1965. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., Просвещение, 1968. Степанов А. А. Отражение в речи особенностей личности. — Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1964, т. 254.

1 Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. М., Мед-гиз, 1958, с. 215.


Глава 15

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО • § 1. ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ

В сложной структуре человеческой психики есть удивитель­ное свойство — воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в вообра­жении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъ­единять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, собы­тия, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющих­ся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услы­шать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разно­образнее его впечатления, тем больше возможностей для комби­нации образов.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятель­ности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забе­жав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для по­имки зверя — во всех этих делах присутствовал образ, мыслен­ная картина того, что получится, произойдет в недалеком буду­щем в результате усилий, целенаправленных действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершен­ствовалось и воображение: оно рисовало картины более дале­кого будущего, дальние результаты. Первобытный человек был слаб в единоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств сущест­вования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.