Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I . Вводная часть



 

 

 

Название учебной дисциплины: ОП. 02 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ

Группа: ТРМ 21-1
Форма и дата занятия: дистанционное занятие 12. 03. 2022 г.
ФИО преподавателя: Чанбаев Зиннур Асхатович   https: //vk. com/id154408688;  tmtzin@yandex. ru Viber, WhatsApp  № 89526896768

   Тема:  Определение марки автомобильных масел.

Задание:      Ответьте на вопросы, Решите тестовые вопросы.

1. Перечислите показатели качества масла.

2. Изложите классификацию моторных и трансмиссионных масел.

3. Перечислите примеры обозначения моторных и трансмиссионных масел.

4. Выберите правильный ответ

1. По способу получения масла подразделяются на:

А. дистиллятные

Б. моторные

В. остаточные

Г. трансмиссионные

 

2. Моторные масла группы А предназначены для:

А. нефорсированных бензиновых и дизельных двигателей

Б. малофорсированных бензиновых и дизельных двигателей

В. высокофорсированных двигателей

Г. трансмиссионными

 

3. Согласно ГОСТ моторные масла делятся на:

А. группы

Б. классы

В. подгруппы

Г. разделы

 

4. Трансмиссионные масла маркируются

А. ТМ

Б. МГ

В. М-8-В

 

 

5. Расшифруйте марки масел

А. М-12-Г1

Б. М-4з/6-Г1

В. ТМ-3-9

 

I. Вводная часть

Смазочные моторные масла – это фракции нефти, основу которых составляют углеводороды с температурой кипения выше 350 °С.

Моторные масла классифицируются:

- на группы в зависимости от эксплуатационных свойств;

- на подгруппы в зависимости от типа двигателя;

- на классы в зависимости от кинематической вязкости.

Качество моторных масел оценивается:

- вязкостными и моющими свойствами;

- физической и химической стабильностью;

- коррозионной стойкостью;

- наличием примесей и воды;

- температурой вспышки;

- противоизносными свойствами и т. д.

Качество масла характеризуется индексом вязкости. Чем он выше, тем вязкостно-температурные свойства масел лучше.

Простейший способ оценки качества масла заключается в осмотре его пробы в стеклянном цилиндре диаметром 40–50 мм. При этом в нем не должно обнаруживаться ни взвешенных, ни осевших на дно частиц и воды.

Так как моторные масла содержат большое количество смол, то они непрозрачны в проходящем свете, следовательно, необходимо дополнительно фиксировать цвет и оттенок в отраженном свете.

Температура вспышки в открытом тигле:

1. Характеризует огнеопасность масла;

2. Дает представление о характере углеводородов в масле;

3. Позволяет узнать о наличии примесей легкоиспаряемых компонентов.

На температуру вспышки масел t влияет атмосферное давление, что необходимо учитывать при ее определении:

t = tp + 0, 0345·(760 – p)

где: tp – температура вспышки;

р – атмосферное давление при проведении опыта.

Показателями вязкостных свойств в масле являются:

1. Вязкость при различных температурах;

2. Индекс вязкости;

3. Температура застывания масла.

Вязкость – это свойство масла оказывать сопротивление внешней силе, перемещающей ее слои относительно друг друга.

Вязкость определяют с помощью специальных приборов – вискозиметров и выражают в единицах динамической или кинетической вязкости.

За единицу динамической вязкости принята вязкость масла, в объеме которой две параллельные площадки размером по 1 м, отстоящие друг от друга на 1 м, будут двигаться с относительной скоростью 1 м/с под действием силы в 1 Н. Размерность динамической вязкости – Н·с/м2.

За единицу кинематической вязкости принята размерность 1 м2/с.

Используется также размерность в стоксах (Ст):

1 Ст =1 см2/с =1 /100000 м2/с;

1 сотая часть стокса = 1сСт (сантистокс);

1 Ст = 100 сСт = 100 мм2/с.

Для характеристики вязкости и вязкостно-температурных качеств моторных масел нормируется вязкость при температуре 100 °С, которая включена в их маркировку.

Моторные масла должны обладать оптимальной вязкостью при рабочей температуре. При изменениях температуры колебания вязкости должны быть минимальными.

Количественно это требование выражают рядом показателей, которые называют вязкостно-температурными характеристиками. Основная из них – графическое представление зависимости кинематической вязкости масла от температуры см. рис. 1.

Рис. 1. Номограмма для определения вязкости масла

при различных его температурах в двигателе

 

С повышением температуры вязкость уменьшается. Это приводит к износу трущихся деталей и увеличению потерь на трение.

С понижением температуры вязкость масла увеличивается, что приводит к ухудшению поступления масла к парам трения и его очистки, пуск двигателя затрудняется.

Считается, что средняя температура масла в картере и в масляной магистрали двигателя равна 100 °C. Эту температуру принято считать рабочей. Вязкость масла при этой температуре включается в его маркировку. Например, в марке масла М-12 Г1 цифра 12 означает номинальную вязкость в сСт при 100 °C. Поэтому правильный подбор масла с оптимальным значением вязкости зависит прежде всего от конструкции и режима работы узла трения. Это имеет значение для каждого конкретного случая.

Так, масла повышенной вязкости требуются для двигателей высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима. При этом, чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнение, меньше вероятность прорыва газов и убыль масла на угар. Поэтому применение масел с большой вязкостью целесообразно в тех условиях, когда двигатель изношен, зазоры увеличены или эксплуатационные условия характеризуются высокой запыленностью, повышенной температурой, изменяющимися в значительных пределах нагрузками.

Масла с меньшей вязкостью применяют для высокооборотных (быстроходных) двигателей. В этом случае запуск двигателя становится легче, масло по системе смазки прокачивается лучше, теплоотдача от поверхностей рабочих деталей ускоряется и улучшается их очистка от механических примесей.

В обозначении масла отечественного производства М-6З/10B буква М означает, что масло моторное; индекс 6З/10 – класс вязкости (всесезонное), буква З означает, что масло имеет загущенную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства масла, и предназначено для применения в качестве всесезонного сорта; буква В без индекса означает, что масло универсальное и предназначено для смазывания как бензиновых (карбюраторных), так и дизельных двигателей.

В США и странах Западной Европы моторные масла маркируются в соответствии с их вязкостью (по классификации SAE – Общества американских автомобильных инженеров).

Эксплуатационные свойства моторных масел определяются по классификациям, разработанным API (Американский нефтяной институт) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая в 1996 г. заменила CCMC (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка).

По классификации SAE моторные масла делят на летние, зимние и всесезонные. В зависимости от вязкостно-температурных показателей моторных масел классификация SAE J-300 включает 5 классов летних и 6 классов зимних.

Масла маркируют следующим образом: летние – SAE 20, 30, 40, 50, 60 (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре + 90, 9 °C); зимние – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифра означает вязкость в секундах Сейболта при температуре –17, 8 °C, а W – первая буква от слова Winter – зима); всесезонные (загущенные) масла обозначаются двойной нумерацией. Например, SAE 10W – 50 означает, что данное масло при температуре –17, 8 °C соответствует по SAE вязкости 10, при температуре +98, 9 °C соответствует по SAE вязкости 50.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.