Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Временные рамки (5 -16 вв)



+ Раннее Средневековье (конец V — середина XI века ). + Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века ) + Позднее Средневековье (XIV—XVI века ).

СЛАЙД 2 В эпоху раннего средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. Такое понимание было лишь в самом конце исторического периода, когда было популярно рыцарство и чуть ли не боготворение женщин. А вот в начале века все было худа хуже и ранние христиане вообще имели о браке весьма смутное и противоречивое представление.

 

Если коротко, то можно выделить три распространенные точки зрения:

1) брак — это дар божий, а его цель — деторождение. При этом существуют разные его интерпретации, например, утверждение, что создание большой семьи — святая обязанность супругов.

2) брак — это необходимое зло, что лучше вступить в брак, чем сгореть от любовной страсти. Это суждение базируется на осознании и понимании близости как естественной потребности человека, которую необходимо тем или иным способом узаконить.

3) брака следует полностью избегать. Эта точка зрения получила распространение в связи с ожидавшимся многими христианами вторым пришествием Христа. Они считали, что необходимо быть свободными от супружеских обязанностей, чтобы полностью посвятить себя религии.

+ Если провести аналогию в наше время, то люди скорее будут отказываться от создания семьи в угоду не столько религии, а сколько построению карьеры или достижению целей, например, путешествия по всему миру.

СЛАЙД 3 Получается, что в раннее Средневековье среди христиан пользовались наибольшим распространением взгляды на брак, сформулированные на основе новозаветных текстов св. Иеронимом (347 - 430 гг. ) и папой Григорием Великим (530 - 604 гг. ). Эти отцы церкви видели в любом браке повторение " первородного греха", совершенного прародителями рода человеческого Адамом и Евой. Брак был заклеймен, признавался «делом рук Сатаны», а корнем всех бед и зол считалось женское тело.

Поэтому любые брачные союзы решительно осуждались, и подлинно достойными христианами считались лишь те, кто отказывался от брака. И вновь проводя аналогию, в наши дни это сохраняется: в католической церкви по-особому благодатно относятся к людям, давшим обет безбрачия.

 СЛАЙД 4 Однако существовала и иная трактовка брака, принадлежащая Блаженному Августину, или епископу Гиппонскому (354 - 430 гг. ). Он утверждал, что в законном супружестве близость уже не смертный грех, а вполне простительный, ведь лучше вступить в брак, чем сгореть от греховной страсти. Причем близость разрешалась только ради благого дела деторождения, которые в последствии смогли бы вести праведную жизнь и заменить в раю падших ангелов. Постепенно эта концепция была официально одобрена церковью (в начале IX в. ) и только тогда церковный брак стал шире распространяться в народ.

СЛАЙД 5 По сути, знакомое нам понятие " брак" просто отсутствовало. Термином, который позднее служил для обозначения брака, называли в ту пору более или менее длительный супружеский половой союз, нередко сосуществовавший с какой–либо формы сожительства мужчин и женщин, также признанной в праве.

Только в 7-8 веках, в западноевропейских странах, христианская концепция моногамного нерасторжимого брака получает признание. Только в это время брак и процедура бракосочетания включают церковное благословение. Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки.

СЛАЙД 6 В Средние века конкубинат, т. е. сожительство мужчины и женщины без заключения брака, и церковный брак существовали как две параллельные формы союза, хотя и не равные между собой, но равно возможные. Дело в том, что в раннем христианстве церковный брак и конкубинат вообще не были жестко разделены. Важно только, чтобы мужчина жил лишь с одной женщиной, а не со многими.

Со временем брачный союз становится более привычным нам — это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина — жена. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (степень этого запрета, однако, варьируется по-разному в разных государствах) браки.

СЛАЙД 7 При этом, отнoшeния мeждy мyжeм и жeнoй мoгли быть caмыми paзнooбpaзными — oт любви дo ocтpoй нeпpиязни, дoxoдящeй дaжe дo нeнaвиcти. Oтдeльныe выражения, иногда включeнныe в тeкcт нoтapиaльныx гpaмoт выpaжeния — «любимeйшaя жeнa», «бeзмepнaя любoвь» или жeлaниe быть пoxopoнeнными вместе— раскрывают любoвь cyпpyгoв.

Важный момент, чтo в cлoвo «любoвь» cpeднeвeкoвыe люди, в ocoбeннocти cyпpyги, вклaдывaли cпeцифичecкий cмыcл. Cильнaя cтиxийнaя чyвcтвeннaя любoвь былa бoлee xapaктepнa для лиц, нe cвязaнныx oфициaльными бpaчными yзaми. Для cyпpyгoв жe этo cкopee чyвcтвo пpивязaннocти, верности или преданности, которое paзвилось и oкpeпло в пpoцecce coвмecтнoй жизни.

 

СЛАЙД 8 B гармоничном бpaкe мyж бoлee вceгo цeнил в жeнe ee пocлyшaниe и cлyжeниe eмy «кaк cвoeмy гocпoдинy».

 

Об этом можно судить, исходя из текстов огромного количества новелл, где часто описывалось, как муж, решивший проучить свою жену за непочтительное отношение к себе или даже окружающим, брал палку и жестоко избивал свою супругу до полусмерти. После нескольких таких случаев жена становилась послушной, заботливой и понимала супруга с полуслова. (действительно, почему же)

В другом трактате XIII века можно проследить прямой совет о том, как надо поступать с женой, которая не подчиняется воле супруга:

«Взглянула косо - врежь ей в глаз,

Чтоб впредь коситься зареклась,

Поднимет шум и тарарам -

Ты ей, злодейке, по губам!

А кто не поступает так,

Тот сам себе заклятый враг»

К сожалению, рукоприкладство со стороны мужа было обычным делом и не осуждалось, а даже приветствовалось в целях усмирения нрава супруги.

СЛАЙД 9 Но несмотря на это одним из важных условий заключения брака являлось согласие обеих сторон. Тем не менее на практике брак был результатом соглашения между ближайшими родственниками девушки и женихом или, значительно реже, его отцом. Крайне редко можно узнать о сопротивлении девушки браку, намеченному её опекуном. В праве же города (которое регулировало поведение и возможности горожан) приводится статья, из которой можно сделать вывод о том, что с наступлением совершеннолетия девушка по закону имеет право обручаться с кем угодно и без согласия попечителя. С пометкой, что ей запрещалось выходить замуж вопреки воле родителей.

Но и это положение претерпевает изменение и волеизъявление девушки уже принимается законом во внимание: за передачу её мужу, к которому девушка не имеет склонности, мундоальд (отец или другое лицо) лишается права опеки.

«Всякий, кто будет принуждать женщину после смерти её супруга принять нового мужа или остаться без мужа, утратит право города»: это оберегало женщину от давления с чьей-либо стороны. Утрата права города - одно из самых тяжёлых наказаний.

СЛАЙД 10 Исследуя вопрос о браке в средневековом городе, нельзя не затронуть вопрос о брачных контрактах, поскольку именно с XI века заключение такого договора становится нормой.

С течением времени обязательства, которые раньше были устными, стали записываться. Так появился брачный контракт. Это письменный документ, в котором будущие супруги перед или после вступления в брак фиксировали имущественные и некоторые личные отношения, вытекающие из брачного союза. Такой контракт составлялся в присутствии свидетелей.

Если речь идет о разводе, то каждая из сторон остаётся при том имуществе, который каждый преподнес при вступлении в брак. А подарки, которые делались после заключения договора в присутствии свидетелей остаются у того, кому их дарили.

Договоры составлялись между мундоальдом невесты – ее отцом или братом - и будущим мужем. В присутствии свидетелей жених давал мундоальду невесты обязательство взять в жены его дочь, а в случае нарушения обещания – заплатить большой штраф и жениться. Помимо конкретных имущественных обязательств обеих сторон большое внимание уделялось гарантии того, что муж будет содержать свою жену «достойно, почетно»

Таким образом фиксация брачного контракта делала супругов более уверенными в своих правах и обязанностях друг перед другом.

СЛАЙД 11

Что касаемо возрастов, то для юношей границы заключения и вступления в брак были с 14-15 лет, а для девушек – с 12 лет.

То есть барышня, достигшая двенадцатилетнего или четырнадцатилетнего возраста, может вступить в брак. Это был детородный возраст для девушек той эпохи. Юноши могли вести под венец даму с 16 лет.

26 Саккетти Ф. Новелла № 111. С. 165.

Абpaмcoн M. Л. Ceмья в peaльнoй жизни и системе ценностных ориентаций в южно – итальянском обществе X – XIII вв. С. 49-50.

Бессмертный Ю. Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV – XV вв. – М.: Наука, 1991. – С. 318

Брачный договор// Энц. сл. Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. – Т IVа. – С. 558 – 572.

Право города Фрейбурга (1200 г) С. 47.

Стоклицкая – Терешкович В. В. Основные проблемы истории средневекового города X – XV вв. С. 188 – 189.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.