|
|||
«Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии»
Консультация для воспитателей по теме: «Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии» Подготовила: Педагог-психолог Курепина С. Д. Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения и слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Цель данного метода – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов. Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, проприочувствительной, тактильной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния. Выделяют состояния, сопряженные с нарушением сенсорной интеграции: · задержка психического развития; · трудности в обучении; · аутизм; · страхи, беспокойства, тревога; · сложности социальной адаптации; · неврозы, вестибулярные нарушения; · одаренность; · СДВГ; Существует несколько понятий сенсорной интеграции: это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать; это обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание; сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрировать внимание; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения; это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка. Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т. д. У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность). Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей. 1. Тактильная дисфункция: эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались; сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль; раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т. д.; избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице; делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно. 2. Вестибулярная дисфункция: медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине; боятся упасть, даже если такой угрозы нет; пугаются, когда находятся вниз головой. Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражнения Тактильная дисфункция. При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать: тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности. При высокой сенсорной чувствительности: всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т. д. ) учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье). Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние) во многих ДОУ созданы сенсорные комнаты. В группах и кабинетах можно создать сенсорные уголки и наполнить их сенсорными играми. Виды сенсорных игр: — Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом. — Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т. д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем. — Игры с бытовыми предметами: «Как пахнет ложка? », «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поставить в стакан» и др. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам. -Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке. — Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани. - Игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске. - Игры с движением: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам. - Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом. - Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами. — Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т. д.
Все описанные игры, использование специального оборудования дает ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция.
|
|||
|