Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Билет 4. Виды номеров. Жанры разговорного вида. Музыкальные номера. Пластическо-хореогрофический. Смешаннные номера. Оригинальные номера. 14.2. Инсценирование лит. Материала.. 14.1 Концерт и его составляющие.. Билет 18.1. Искусства режиссера заключ.в умен



 

1билет. 1)Праздник- 1)день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь. 2)День/ряд дней, отмеч. церковью/мечетью в четь религиозного события. 3) выходной/не рабочий день. 4)особая жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей собравшихся добровольно. Каждый празд. выполн. функции феномена, регулирущего жизнь общества чередованием двух основных фраз: повседневной и надбудничной. Сущ бесконечное разнообразие типов праздников, дифференциация которых началась еще в древности. Некоторые из них функционирую и сейчас, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми и современными явлениями жизни. Прямое их назначение – национально-патриотич и эстетическое воспитание. Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного процесса.   2) Худ. образ-целостная информационная единица, она вкл в себя вещи, ощущения, эмоции, чувства и мысли сценариста. Создание худ образа-одна из главных задач сценариста. Худ образ док-го объекта есть метафорич воплощение этого объекта в произведение искусства, обладающее способностью эстетич воздействия, т. е результат преобразования. Образ создается по законам красоты, он обладает двуединством формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматург. целостность, а содержательная-развитие конфликта через сценич действие. Образ явл. целостной информацион единицей, он вкл. в себя все уровни от идеи до предмета, они связ. и находятся в одном ключе.

Билет№3

1. Концерт-публич. исполнение произведений малых форм разн. искусств. Номер-Основа концерта, заверщенное композ-уравновешанное сценич. произведение со своей завязкой, кульмин., развязкой. Виды конц. программ: Смешанный, сборный, эстрадный, симфонический, камерный(2-3участника), сольные, отчетные, детские, праздничные, тематические, стадионный, шоу-программа, гала-концерт и театрализ! Театрализованные-всегда тематические, имеют единый сцен. образ, сюжет, сцен. -реж. ход. Обязательны худ. -смысловые блоки. 1 блок-3-4 номеров со светом, экраном, доп. музыкой. театрализ. нужна для масштабности номера, усилить восприятие, раскрыть содержание концерта. не должна нарушать смыслового содержания номера. Принципы: 1. знать разновидности номеров 2. знать содержание и эмоц. окраску номеров 3. кол-во исполнителей 4-качество исполнения 5. выстроить номера с учетом зрительского восприятия, сложные в начало программы, легкие ближе к концу. 6. конц. программа может составляться из имеющихся номером и которые спец. готовятся по задумке режиссера. Режиссер должен тщательно продумать пролог и финал-это могут быть массовые синтетичесике номера.

1. Разнообразие номеров 2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания 3. Контрасность, переключение внимания с одного на другое. Принципы составления номеров: 1. нарастание зрелищности, контраст 3. отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице. 4. жанровая совместимость 5. Техническая совмест. 6. принцип непрерывности концертного действия

2. Сценарий сост. из блоков, блоки состоят из эпизодов, эпизоды из единиц сценический инф-ции. Эпизод – струкутурная единица, драматургич. модуль сценария. эпизод-отдельный драматург. целостный фрагмент ТП. Внутри эпизода разворач-ся события, разв-ся конфликт. события разв-ся по законам драматургич. кривой, каждый эпизод подчинен логикесценария, общей фабуле. Последовательность их определяется архитектоникой сценария – это структурная основа театрал. действа. Сосотавляющие архитек-экспозиция, завязка, разв. действия, кульминация, развязка, финал. Типы архитек(шашлык, цепь, мозаика, матрешка, перекресток)

Эпизод-внутренне и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической инф-ции сюжетно и тематичесик связаны. В случае поэпизодного построения сценария композиция определяет необх. последов-ть эпизодов и краткое содержание действия внутри эпизода. Творческий метод орг-ции худ. И док. Матералов внутри драматургического модуля – монтаж во времени и пространстве

2 билет 1. . Главное в игре – ощущение радости. Конкурс: соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Игровые и конкурсные программы получают распространение (телеэкран, площадки дворцов и Дома творчества), поэтому публика готова к развлечению. Типы КИпП: По охвату: массовые, групповые индивидуальные– эти игры должны быть зрелищными, чтобы вовлечь зал. По цели игры делятся в соответствии с возрастными категориями аудитории: Дети: обучающая, вовлекающая, развивающая, воспитывающая. Подростки: соревновательная (должен быть готов), привлечение (должен откликнуться). Зрелый возраст: развлекательнаяПожилые люди: лирическая (продолжение активного возраста)К-и. п. – театрализованное представление, основа - игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий к-и п включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков. Разновидности КИП: сюжетно-ролевые (полевые «Зарница», интернет-игры, настольные (карты на основе мифов, словесные, павильонные «КВН»), интеллектуально-познавательные («Что, где, когда», «Умники и умницы»), азартно-коммерческие (спонсоры не должны влиять на ход игры. деловые(учебные, исследовательские, управленческие,. Придумать игру, значит сформулировать: игровой замысел (цели и задачи), игровой драматургический конфликт (противоречие между спросом со стороны организаторов и предложением со стороны участников), игровую ситуацию (расстановка сторон), игровое действие (в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую), игровые правила (по которым происходит действие), игровой материал (реквизит)Композиция игры – «контрапункт», сочетание самостоятельных действий в одном драматургическом целом. ТИП – драматургически выстроенная, имеющая образное решение (привлечение художественных средств). Игра в ТП подаётся в художественной форме и театрализованными средствами. Создание драматургии в ИП: 1. художественный приём 2. создание игрового эпизода – интермедия+игра. 3. включение в игровой эпизод дивертисмента – вставной концертный номерКИП – это ТП основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. КИП готовится по сценарию, он включает в себя описание всех развлечений и правил их поведения в изложении ведущего. Особенности: 1. поиск конфликта. 2. виды конфликта между: командой и ведущим, командами или участниками, участниками и заданиями. Этапы работы над сценарием: выбор темы, поиск сценарного хода, в основе – идея, подбор и отработка материала, придумывание игровых сюжетов, написание сценария, чёткая формулировка правил и заданий. Большое значение имеет материал. Режиссура КИП: Игра – свободная деятельность, которая осознаётся как «невзаправду. Признаки и свойства игры: свобода, выключение из обыденной жизни, изолированность, повторяемость (рефрены и чередования), строгая определённость – начало и конец игры, правила, напряжение и усилие, порядок и гармония.

Билет 2. Жанр –с фр. род, вид. это род произведения в области какого –либо искусства, хар-ся теми или иными сюжетными и стилистицескими признаками. жанр-угол щрения худ-ка на то иди иное явление действительности. жанр-исторически сложив. вид произвед с соответс. системой выразит средств. посредством жанра сценарист перед. зрителю свой эмоц. нострой, может смеяться или плакать, гристит и т. д. какой бы данр не выбрал сценарист, га=лавное убидительно и оригинально донести свою мысль до зрителя. Для соврм. искусства хар-но смешанние жанров, развитие жанров промежуточных, дифференциров. жанров в рамках жанра опред. рода. жанр-установ. единство опред. стилевых явлен. проверенных в своем соедин. на опыте, как удачные, имеющие опред. эмоц. окраску и целиком восприним. как система- Шкловский. жанр-устойч. форма орган. произвед. это угол зрения худ-ка, го способность видеть жизнь. жанр ТП всегда обуслав. стилистику, обуслов. ее. поскольку в драмат. театра. дейтсв. исп-ся док. и худ. начала жанр опред-ся и формир. ка сочетюрешений этих 2-х сотовл. Н-р. лирич. репортаж, лирич. драма с элимент. народ обрядности. Группа жанров 1. нравоучительно-побудительная- побуждает. чел к какому-либо действию(агидбригада, басня, притча)2. Поэтическая-баллада, гимн, идилия, элегея. 3. ироническая-шутовская, осмысение дейтвит(балаган, буфанада, помфлет)4. связана со смысловой транформ-ми-бурлеск, гротеск. трагедия и комедия. 5. фолклор. жанры-плачь, коляда, частушка. 6. комедийные жанры-водевиль, фарс. 7. мистерия-в чистов виде эти жанры исп-ся редо. Эклектическое смешение жанров в сценарии одного и того же теартл. действия на допустимо. эклектика-сочетание разнородных противоположных, противореч. стилевых элементов.

Билет 4

1)А. А. - стремление орг-ов праздника к вовлечению людей в активное личностное участие в праздничном действии. Стремление ор-ов выр. средствами теат-ции способствовать к переходу людей на более высокую  степень личного участия в праз-ом дей-ии. Приемы А. А. - это способы вовлечения публики в действие теа-го пред-ия, коллективное творчество масс. задача масс-го пре-ия – разбудить в че-ке его фантазию, непосредственность, создать условия для раскрытия во взрослом че-ке присущее ему с детства игровое начало. Основными П. А. А. -в процессе теа-го дей-ия яв-ся: вербальная ак-ция самовыражения посредством слова; физическая ак-ция, побуждающая массу к движению, передвижению; худ-ая ак-ция, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их худ-ую самоде-ть. Для вовлечения зрителей в дей-ие сущ-ют приемы А. А.:

1. « Подсадка»- среди зр-ей « свои люди»; 2. прием«длинных шнуров»- разговор интервью с сидящими в зале зри-ми; 3. коллективное пение- яв-ся стимулятором активности ауд-ии; 4. шествия и коллективные выходы. 5. Коллек-ые выступ-ия рапорты, переклички-выс-ия очевидцев того или др. соб., выс-ие своих местных героев. 6. ритуальные или церемониальные дей-ия-моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, принятие клятв, минута мол-ия, возложение цветов. 7. игровое дей-ие-с помощью игры можно подготовить че-ка к активному восприятию, включить его в массовое дей-ие.

2) Общее между ТП и праздником: Праздник и представление являются формами человеческой культуры. И та и другая являются театрализованными. Те-ция – основной метод ор-ции чел-кой дея-сти. отличие: Празд. –форма культурной дея-ти в идеальном празднике «праздничная общность» выступает как единое целое. Т. П. – это форма культуры, которая изначально предполагает деление на учас-ков и зри-ей и сущ-ет благодаря такому делению. В празд. много «очагов», мест действия, в представлении только одно, там где оно проходит. праздник не имеет локальных временных границ, ТП – всегда ограничено во времени и определяется сценарием. Праздник нельзя срепетировать, только прогнозировать, ТП нужно репетировать, выстраивая темпо-ритм и определяя систему образного решения.

1. Концерт – публичное исполнение произведений малых форм самых разных искусств. - Смешанный, сборный, связан с пестротой состава; - эстрадный – в основе эстрадные номер, развлечь публику, - симфонический – свойственная степенность, масштаб, серьёзность, - камерный – небольшое количество участников от 2-3, зрителей (музыкальные, чтецкие, вокальные),

Билет №5

1)Зримая песня - театральное действие, создаваемая на основе песни и выражающее зримо его духовный, образный смысл. Зримая песня жанр, в котором точное описание действия играет чрезвычайно важную роль пантомимы и массовые пластические композиции сочетаются здесь все песни, раскрывающие содержание придавая ей новый смысл. Этапы работы над зримой песни 1)отбор репертуара 2)перевод музыкальная словесного образа песни в зрительный образ. На этом этапе обговариваются предлагаемые обстоятельства, Атмосфера. 3)режиссер инсценировки назначает исполнителей, подробно аргументируя свой выбор. 4)работа с актерами, определение смысла, сверхзадачи, сквозного действия. Поиски музыкально словесной выразительности. Зримая песня Это субъективная трактовка той или иной песни, решённая через эмоционально-образная сценическое действие. Пути драматургизации песни

иллюстрация это наглядно и буквально отражение ситуации, развития конфликта и события, заключенных песни. Негативным путем явится сопоставление противоположных по смыслу и содержанию составляющих самой песни ее зримого воплощения. Ассоциации явит связи между информационно- образной составляющей песни из зримой составляющей сценического воплощение, основанные на сходстве по какому либо одному признаку, пресущим обеим сторонам.

2) Роль ведущего конферансье в театрализованном концерте представление и праздники. Ведущий концерта и его задачи. Ведущий объявляющий номеров в концерте, устанавливающий непосредственную связь между сценой и залом, хозяин концерта на время проведения. Ведущий непринятый публикой помеха всему концерту. Главная задача стать своим человеком для зрителя. Ведущий обязан двоеточие выход собрать внимание зрителя выдержать паузу объявить о начале концерта, приветствие не затягивать, объявления номера. дождаться пока small cloud аплодисменты, пригласить участника на поклон, не тина поводу у зрителя. Сделать перехода от номера номеру запомнить пауза между номерами, поддерживать темпоритм, не подчеркивать и не усугублять накладки, подготовить домашние заготовки на случай накладки. Ведущий может быть исполнителем в жанре в котором он силён. Окончание концерта финал двоеточие перед последним номером не прощаться запятая только после последнего, финальные слова не ставит под срыв добрые пожелания и благодарность в адрес зрителя. Голос за кадром либо в записи, либо живьём сокращает время на ведении выступление одного инструментального коллектива. Голос даёт время на перестройку с номера на номер на экране может появляться информация о номере А Голос за кадром кратко корректирует и дополняет. Не соглашаться на ведущих со стороны. Нон-стоп ведущий только в начале, а номера соединяются друг с другом без слов. Конферансье принадлежность концертного творчества. Главное отличие конферансье от ведущего в том что у конферансье есть образ, маска, введение конферансье С налетом юмора и Сатиры, характер поведения и тексты носят комедийный характер. Функции и задачи схожи с ведущим. Самый распространенный вид конферанса парней., так как двоим легче подчеркнуть комедийный характер., между ними должен быть конфликт разница во внешнем виде. Их интермедии по продолжительности дольше чем у ведущего. Виды конферансье двоеточие первый сольный 2 парный 3 театрализованный 4 эстафетный. Конферансье говорит не вообще интересные вещи а то что необходимо именно этому вечеру. Конферансье видит и слышит публику, разговаривает с ней. Должен уметь импровизировать и выдавать экспромты, он владеет актерской техникой, Немного режиссурой, Немного писатель, уважающий своего зрите(5. 2)

8 билет (1)

Номер- отдельное, законченное выступление 1или нескольких артистов. является основой эстрадного искусства.

Виды номеров

1) Разговорный

2) Хареогрофический

3) Музыкальный

4) Смешанный

5) Оригинальный

Жанры разговорного вида

Интумедия

Парный конферанс

Монолог

Буриме

Конферанс

Текст ведущих

Стихи

Музыкальные номера

Частушка

Юмористический

Куплтный

Пьесса

Пластическо-хореогрофический

Понтамима

Пластиковый этюд

Танец

Смешаннные номера

Частушка с танцем

Песня с танцем

Оригинальные номера

Все виды циркового искусства.

8 билт(2)

 1. О. С. Т. Д-всегда лежит док. материал

2. театр. действие подразумевает не создает психологии вымышленых героев, но созд. психологии ситуации В кот. Действуют и развиваются реальные герои.

3. Т. Д-полефункционально и решает след. задачи: дидактическую, информационную, этическую, гедонистическую, комуникативную.

4. Т. Д-как правило одноразово и сущ-ет в ед. экземпляре.

5. Т. Д-отмечает многообразие форм, пространственных и стелевых.

Если Т. Д-это прежде всего зрелище происх. на той или иной сцен. площадке не требующей участие в нем зрителя, то праздник и обряд, суть театр. действа в кот. присут-щие сами становятся активными участниками происходящего.

 

Билет12

1) · разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· игра-спектакль;

· театрализованная игра;

· зрелище;

· праздник;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Люди включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа».

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве. Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр: Викторина и Стратегия.

Викторина: форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Стратегия: форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий. Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам. Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т. п. Зрелище характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом. Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

· слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

· приветствия, презентации, церемонии;

· гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

· физкультурные праздники;

· тематические недели, тематические дни.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

· наличие развивающей социальной идее;

· наличие коллективной творческой деятельности детей;

· разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена;

· создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

· конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные;

2) В рамках одного праздника могут присутствовать как фрагменты всех видов искусства, так и документы в различных видах. Этому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Сценарный ход – это приём, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придаёт ему смысловую и художественную целостность. Сценарный ход – это образное решение той или иной композиционной схемы, создающее драматургическую целостность театрализованного представления.

Документальный и художественный материал, который собран в соответствии с темой сценария образует основной смысловой ряд. Сценарный ход создаёт дополнительный. От пересечения этих двух рядов получаются удачные сценарные решения. Сценарный ход зависит от главной темы, он возникает когда сценарист начинает знакомиться с материалом. Драматургический ход – двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает всё действие. Сценарно-режиссёрский ход, то есть смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало. Сценарно-режиссёрский ход – образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.

 

14. 2. Инсценирование лит. Материала.

Художественный лит. материал- это новая эмоционально-образная реальность, еси рассматривать его как вид искусства. В этой связи итература представляет собой запись смещения действительности под воздействием силы(энергии чувств). Дя преобразования лит. Материала в драм. Форму проводим углубленный анализ: 1. определить и сформулировать тему о чем?, проблему стоящую перед автором худ. произведения. 2. Определить идею. 3. Опредеить жанр произведения, который соответствует опред. Тональности и настроению произведения в целом. Лит. мат. должен быть драматургичен. в нем должна быть ситуация и конфликт, при этом событие- подразумевается и может быть домыслено. 4Драматургизация(инсценирование). Основные этапы работы над инсц: 1. Знакомство с материалом2. идейно-тематический анализ, почувствовать эмоции автора. 3 относиться как к док. Объекту внимания, 4. Отбор матеариала в монологи и диалоги, остальной в ремарки. 5. замена повествовательно текста ремаркой.

Следует различать инсценировку того или иного лит. Произвения и сценарий, созданный по мативам лит. Произведения.

 

 

Билет 15. 1. Тематический вечер – вид театрализованного представления (зрелища), отличающийся общественной значимостью затрагиваемых тем, органическим слиянием художественно-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой. В основе тематического вечера обязательно должен лежать сценарий, т. е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера.

Этапы работы: тема, идея, конфликт, композиционное построение.

Методич. треб. Важность поднятой темы, её актуальность – первое методическое требование к организации тематического театрализованного вечера.

Второ е методическое требование к организации тематического вечера следующее: выбирая тему, нужно руководствоваться возможностью раскрыть её через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков.

Третье методическое требование к организации тематического театрализованного вечера – необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.

Жанры: портрет, рассказ, митинг, репортаж, митинг, ритуал.

 

17 билет

1))) 1-й закон Определённость выбора темы, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каковым будет её воздействия на зрителя!

2-й Закон целостности, взаимосвязанности и соподчинённости частей целому. Спецефическая особенность режессуры тематического вечера, выражающаяся в поэпизодном построении, обусловлена не только прихотью режиссёра, но и желанием раскрыть тему всесторонне

3-й Закон Контрастности является важнейшей точкой опоры и композиционном построении сценария т. к. обеспечивает наличие конфликта в сценарии

4-й Закон соразмеренностипри работе над материалом базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. И здесь в силу вступают творческие качества сценариста – чувство меры, творческая интуиция

2))) Методика работы с документальным материалом.

В основе театрализованного действия всегда лежит документальный материал. Материалом для для определения документального обьекта служит факт, истинное событие, человек, предмет итд

Разновидности документального материала

1 Печатный док. материал (репортажи, статьи, очерки)

2 Радио и другой аудио материал

3 фото-видео материал

4 устный-документальный материал (свидетели, очевидцы каких-то событий)

5 Герой

ДОКУМЕНТАЛЬЫЙ МАТЕРИАЛ ДОЛЖЕН СООТВЕТСВОВАТЬ ЗАМЫСЛУ СЦЕНАРИСТА, ОБЛАДАТЬ НОВИЗНОЙ И БЫТЬ ПРАВДИВЫМ! Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является-Метафора-это неназванное сравнение двух объектов по признаку одинаковому для обоих сопоставляемых обьектов Если один обект- документальный факт, то второй-худ. образ. Метафорическим образ становится тогда, когда употребляется в прмом, а не переносном значении. Если метафора как образное какого-либо сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого драматургического целого, то такая метафора называется развёрнутой.

 

Билет20

1) Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания каким является обряд как одна из форм народной культуры. обряд -это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе об­ряда всегда лежит обрядовое действие. Обрядовое дей-ие есть комплекс символических, магических,

Демонстративных и игровых элементов. Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельчес­ким бытом; семейные, направленные на сферу индивидуальной и семей­ной жизни че-ка; религиозные, связанные с отправлением знаменатель­ных церковных событий и праздников. Функции обряда: 1. закрепление в худ. форме значимогособытия. 2. создание условий для обмена чувствами, мыслями, переживаниями, которые возникают в процессе значимого события. 3. усиливает эмоц-ое состояние чел-ка или группы людей по отношению к событию. 4. обеспечивает передачу норм и ценностей от одного поколения к др. 5. Формирование общественного мнения. 6. Оказывает влиние на формирование эстетического вкуса. основные компоненты обрядового действа: 1. Атрибутивный компонент2. действенно-динамический3. вербально-речивой4. вокально-музыкальный. Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождаю­щих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание. Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совер­шения обрядовых действий. Но церемониал может не соотноситься с тра­дицией и иметь разовый характер. Например, церемониал открытия па­мятника, сооружения и пр. При написании сценария, посвященного народному празднику, вклю­чающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. В этом случае сценарий является не про­сто руководством для определенной последовательности праздничных обрядовых действий, но драматургически разработанным театрализо­ванным действом, в котором безусловное обрядовое действие с реальны­ми участниками становится его условным художественным образом, ре­ализуемым группой подготовленных исполнителей. Другими словами, не­посредственный праздник превращается в опосредованного " главного героя" театрализованного действа.

 

Билет 23. 1. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько тесно связаны между собой понятия — САТИРА и ИСТОРИЯ. Это происходит от недостаточного знания сатиры. Прежде чем говорить об использовании исторического материала в сатире, необходимо выявить характер связи между сатирой и историей. Средством обличения в сатире является смех. Смех, однако, общее художественное средство для всех жанров и видов юмористического искусства. От всех прочих видов юмора сатира отличается одним главным признаком — масштабом обличаемого зла, масштабом мишени осмеяния. Объектом насмешек сатиры являются всегда существенное социальное зло.

Исторический материал может быть использован для осмеяния современного явления, но сам объектом сатиры быть не может. Сатира всегда имеет современную мишень. Поскольку исторический материал, используемый сатириком, отнюдь не становится при этом объектом насмешки, материалом для сатиры может служить вся история, а не только явления прошлого, заслуживающие нашего сегодняшнего осуждения.

Итак, история дает сатирику богатый материал. От него самого, следовательно, зависит, насколько он богат этим материалом, то есть сколь широкими знаниями он обладает или вооружился для данного случая.

 

Билет 23. 2. Из равноценного художественного материала сценарист должен отобрать тот, который лучше «сработает» на аудиторию, учитывая при этом социально-психологические характеристики аудитории и ее эстетические запросы. Автору при отборе художественных средств следует учитывать реальные художественные и материальные силы, которыми располагает то или иное культурно-досуговое учреждение. Проблема отбора фактов, умение видеть и понимать характер единичного факта играют большую роль в сценарном творчестве.

Нельзя забывать, что театрализованные представления обязательно должны нести зрителю новые факты, новые суждения и проблемы, так как факты, потерявшие новизну, на зрителя не производят впечатления и не действуют на него.

Анализ практических трудностей и теоретическое обоснование, данное культурологией идейно-художественным компонентам сценарного творчества, позволяет вычленить основные принципы отбора «фактов жизни» и «фактов искусства». К ним следует отнести:

- принцип соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия;

- принцип достоверности отобранного фактическою материала;

- принцип соответствия отобранного материала социально-структурной специфике аудитории;

- принцип максимального расширения многообразных средств воздействия;

- принцип художественно-эстетической ценности материалов;

- принцип новизны материала;

 

24билет(1)

Документальный театр родился в гуще народных масс, в красноармейских и рабочих клубах. Лит-муз. монтажи, театр. прочтение стенограммы например следствия по делу Колчака-стали массовой формой худож. пропаганды. возникновению этого же требования способствует одновременно и другая обьективно-историческа причина. Речь идет о качественно новом, принявшим характер подлинного взрыва, уровне средств информации и небывалом росте коммуникаций. Иногда мы не отдаем себе отчета в огромном влиянии этого факта на характер отношения человека к восприятию информации изменилась и расширилась в небывалых пределах. В общем потоке информации удельный вес эстетической информации снизился. Сама жизнь обрела собственный язык-кино, телевидение, радио, звукозапись. Посредствующая роль рассказчика о жизни-бывалого человека, писателя, драматурга, художника, наконец и театра, в значительной мере потеряла свое прежнее информационно-позновательное значение. Рождение жанра, под документ, свидетельствует о том, что интерес и доверие читателя и к документ. повествованию столь велики что даже сама форма документального изложения даже когда его содержание не восходит к документальным материаллам, способна оказывать на них убеждающее воздействие создавать эффект достоверности написанного или показанного на сцене и на экране.

 

 

6. 1Работа с реальн героем. Это очевидцы всего и участники тех событий, которым посвящено представление или праздник. Очень важно их рпавильно подобрать. Здесь можно идти двумя путями: событие, тема, дата к ним подбирается реальный герой. Есть интересный человек, а потом появяется праздник. ОБЯЗАтельным условием является знакомство с будущим героем, подробное изучение жизни. Необходимо помнить, что одна из важных задач- доставить радость. Такими приемами могут быть различные встречи(с сыном, однополчанами), входе встречи зачитываются письма в адрес реальных героев, интересно преподнесен факт из их жизни. Можно разширить зрел. часть в эпизоде с реальным героем за счет конц. номера, который связан с удьбой героя и не нарушает док. основы.

Работа с реалтным героем:

-знать о чем он будет говорить. Наиболее эффективный способ- импровизация на предварительно-обговоренную тему, во временных рамках.

-деление героев: по профессиям, по хобби, по наградам и т. д.

-Герой должен знать что будет предшествовать его эпизоду, что он будет делать, где он должен находиться к моменту выхода, откуда он появится, куда ему идти после выступления.

- Важно как одет РГ и насколько типичен для празднующей общности. Режиссеру нужно вызвать потребность выйти к аудитории. Режиссер должен учитывать черты характера РГ, темперамента, память, эмоц. -образ. Отражения, речевые особенности, импровизации, компетентность и т. д..

 

9билет

1)Под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных, публичных выступлений худ. коллективов и исполнителей вокальн, инструмент, хореограф, речевых и оригинальных жанров.

Концерт – публичное выступление коллективов, артистов по определенно заданной программе.

Концерт. прогр. качественно новое, единое и целостное произведение искусства сост. из отдельн. концерт номеров.

Принципы составления концертной программы: 1. Наростание зрелищности. 2. Контраст(массовые,

сольные номера; подвижные/сатирические и тд) 3. Отношение к каждому номеру как к самостоятельной еденице. 4. Жанровая совместимость. 5. Технич. совместимость. 6. Принцип непрерывности концерт. действа. Критерии составления концерт. программы: 1)Популярность жанра. От менее популярн. к более поп. 2) Сложность номеров. От более сложного к менее. 3) Мастерство артиста. От слабого к сильному. 4)Популярность артиста. 5) Зрелищность номера. От более к менее. 6)Кол-во исполнит. Сольный, групповой, массов. 7)Разнообразие номеров. По кол-ву исполнит и жанров.

Заача составителя концерт. прогр, сделать так, чтобы номер, ктор. Вызывает бурную реакцию, поставить ближе к финалу. Завершение концерта требует эффектной и впечатляющей точки.

2) Сценарий является первоначальным моментом в творч. процессе работы по созд. театр. представлений и праздников. Это драматург. форма любого театр. действа и праздника. Сценарий-результат тесного творческого сотрудничества сценариста и режиссера. Сценарий должен содержать драматич и режиссерск решение. Сценарий-зафиксированная авторам сюжетно-образная концепция массового действа, на основе найденной и поставленной им проблемы, праздничного события. Сценарий соед в себе худож организацию сценарн материала и организацию действий реальных участников празднич. действа. В процессе работы нед сценарием автор должен и выстроить сценарн. материал по законам драматургии, и запрограммировать приемы активизации участников. Сценарии театр. представлений и праздников представляют собой единство худож, психолого-педагогич и режиссерской деятельности.    

 

Билет 10. 1. Л. М. К. –драм. произвед. эстрадного искусства, созд. на основе сочетания и синтеза поэт-го слова, муз, танца(пластика). Это вид теат. представ. в к-ом с помощью сюжетно-последоват. ряда событий заложен. в литерат. -драм различ. жанрах, ч\р монтаж ситуаций, эпизодов. материалов и т. д. ч\р систему дживн. аргументов и вызывающ. узрителя цепь ассоциаций, к-ая созд. обопщенный поэтич. образ. ЛМК испол. все выразит. средства и виды искусства. Литре-ая- в основе сценария лежит худ-ая и публистич. литература. Музык-ая- муз. на равне с лир-ой, иногда в большей или меньшей степени оказ-ся частью действенной стркутр. каждого драм. элемента последнего. В ЛМК композ-ое постр. смыкается с творч-им монтажом. Типы: -монокомпозиция(от одного автора), -тематическая-единая ( раскрыв. путем использ. муз. и литер. произвед. нескольких авторов). Виды: -поэтическая-лит. док-ая. -монтаж драм. сцен. -смешанные. Материал для ЛМК. -местный докум. -худ. док. материал. но не местный. - худ. док., связанный с сцен. ходом. Тематика ЛМК: - жизнь и творч. худ. -художник и велик. люди. -юбилей местных. произвед. и фирм. -колендарные. Почему для режисс. выгодно ЛМК? –поэзия окликается но события более мобильно. -лит. монтаж от пьесы не треб. обезат. игрового элемента и обезат минимума лиц. -ЛМК дает возможн. введения в сценарий местного док. материала.

10 билет 2. Предмет искусства сценариста – драматургический конфликтПредмет драматургического исследования – человеческие отношения. Конкретизируя тему сценарист сталкивается с социально-нравственной проблемой, которая в данный момент не разрешима. Любое противоречие, проблема предполагает как минимум 2 точки зрения на неё – они и являются основанием драматургического конфликта. Конфликт – столкновение противостояние различных сторон. Автор замысла осознанно или интуитивно занимает чью либо сторону в конфликте, выносит своё суждение – идея. Конфликт – театрализованная схватка (Генкин): 1. диалог нескольких персонифицированных групп, 2. монтажные сопоставления (старого и нового, черного и белого, войны и мира) – борьба идей. Удачно найденный конфликт помогает выстроить сюжет. Развитие конфликта – постепенное нарастание и обострение. Развитие и разрешение конфликта может идти двумя путями: 1. перестаёт существовать одна из сторон, 2. одна из сторон переходит на сторону второй стороны, т. е. становится адекватно второй, изначально конфликтующей с ней. Конфликт развивается по закону драматургической кривой. Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения. 1. Экспозиция – расстановка и представление сторон, момент перед началом выявления противоборствующих сторон. 2. Завязка – возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т. е. Возникновение и начало развития конфликта. 3. 4. 5. Эпизоды (перипетии) – постепенное обострение и повышение степени конфликта. 6. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии конфликта. 7. Развязка – событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне. 8. Финал – итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею. Драматургический конфликт – это развитие идеи в действии, то есть внутренний конфликт. В произведениях драматургии существует три основные вида построения конфликта: «герой – герой», «герой – среда», «герой – зрительный зал». Особенность конфликта в массовом действии в том, что он возникает между исполнителем и зрителями. Между жизненными интересами реальных зрителей и желанием увлечь их праздничной игрой. Конфликт разрешается через развитие действия. Ситуация – какие силы участвуют в расстановке. Конфликт – рассматривается на сторонах носителей конфликта. Домысливаем событие, если его нет. Конфликт в ТП: между зрителями и организаторами. Носитель конфликта – народ. Конфликт между необходимостью перемен и нежеланием менять устоявшийся уклад. Сценарист работает с внутренним конфликтом, режиссёр с внешним. Ситуация---конфликтующие стороны---событие---финальное событие (один блок в котором решается что может случиться после события)---анализ---тема---идея(что по данному поводу хочет сказать сценарист, решение данного конфликта)

 

Билет№11

1. Игра-моделирование опред. жизненных ситуаций, существование которых в реальной жизни невозможно или нежелательно. Главное в игре-чувство радости. Конкурс-соревнование, выделить лучших участников. Типы кип: массовые, групповые, индивид. Воспитательное мероприятие-относительно завершенная совместная деят-ть детей в опред. фиксированный промежуток времени, организованная с воспит. целью. любое воспит. меропр., как и др. продукт человеч. деятельности, имеет форму, содержание и название. На сегод. день сущ-ет несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм разным содержанием. Для успешного проведения нужно знать: существующие формы, уметь наполнить эти формы нужным содержанием, уметь придумывать полученному результату название. В основе любой КИП лежит принцип соревновательности. Крнкур. программы позволяют ребенку: сформ-ть адекватную самооценку, развить свои волевые качества, определиться в мире увлечений и профессий, воспитывать свой эстетич. вкус. проблемы, стоящие перед организатором: участники, задания, критерии, жюри, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.

Всё должно начинаться с принятия решения о проведении конкурса. Апрежде чем будущие участники узнают о нем нужно придумать яркое название, сформул-ть конкурсные задания, разрабоать условия и критерии конкурса. Итогом предварительной работы должно стать Положение о конкурсе. А затем:

1. Организатор должен найти будущих участников 2. позаботиться о наличии материалов и инструментов 3. Пригласить жюри 4. заранее решить вопрос о награждении победителей 5. Решение огранизационно-содержательных вопросов: как пригласить зрителей, когда провести предварительный опрос, ведущий, как оформить помещение, где посалить жюри, на чем расположить экспонаты, церемония открытия, музыка, одежда участников, где будут обсуждать итоги жюри, кто будет вручать призы, ритуал награждения.

2. Сюжет – это развитие действия, ход событий в драматургическом произведении. Главное событие – в котором раскрывается главный смысл произведения, исходное событие - расположено вне сюжета, главная причина возникновениядраматической истории. Изложение драматургической истории начинается с 1. Экспозиции – расстановка и представление сторон, момент перед началом выявления противоборствующих сторон. 2. Завязка – возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т. е. возникновение и начало развития конфликта. 3. Эпизоды (перипетии) – постепенное обострение и повышение степени конфликта. 4. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии конфликта. 5. Развязка – событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне. 6. Финал – итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею. Последовательность компонентов сюжета, их соизмеримость и соотношение – есть композиция (составление, соединение) сценария. Художественная структура сценария – разработка сценических заданий на трёх уровнях (блоки, эпизоды, ЕСИ): Сценарий---блоки---эпизоды---ЕСИ. Совокупность сценических заданий блоков, эпизодов и ЕСИ направлена на решение сверхзадачи и создают смысловой каркас сценария. Композиционное построение: 1. выявление части, которая будет развивать весь сценарий в целом, 2. подготовка кульминации, которая проходит через все стыки эпизодов, 3. определить центральные узлы. Композиция – реализация конфликта в сценическом действии, внутренняя структура произведения. Организация действия достигается соответствующим расположением материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, вносит в действие чёткую организацию.

14. 1 Концерт и его составляющие.

Благодаря развитию радио и телевидения эстрадное искусство приходит в каждый дом. Рекламные щиты в больших мегапоисах пестрят объявлениями и приглашениями на концерт той или иной звезды. Зрители с большим удовольствием посещают концерты своих кумиров. Тнн же, в свою очередь, планируя и организуя свои гастроли, решают след. Задачи: поднятие своего рейтинга популярности, достиение опред. Финансового результата. Сложнее дело обстоит в провинциальных городах. Приезд звезд в эти края является большой редкостью, но даже когда это чудо происходит, не может каждый позвоить себе это. Поэтому и приходиться довольствоваться выступ. местных звезд, которые к тому же, можно посетить бесплатно. Исполнительская деятелность худ. коллективов немыслима без проведения концертов, которые обычно собирают много людей. Они являются итого итогом работы кружков, коллективов худ. Самодеятельности и пользуются юольшой популярностью. По целевому назначению концерты могут различаться, и организаторы должны знать, ради чего и зачем рганизуется концерт. Концерты несут в себе рекреативную функцию, т. е. дают возможность людям отдохнуть.

Цель организации концертной деятельности коллективов худ. самодеятельности- формирование благоприятных условий для создания пропаганды и распространения исп. искусства.

Организация конц. деятельности вкл. В себя: - осущ. планирования, финансирования, разрабтку

Политики ценообразования, анализ деятельности, организацию административно-производств. И творч-поизвод. Процессов. осуществления связей со зритеями, сотрудничество со средствам массовой инф.

 

 

Билет 15. 2. Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. руки, как золото — золотые руки;

Драматургизация факта – это творческий процесс преобразования последнего в художественный драматургический материал.

Основным инструментом для подобного преобразования информационно-логического материала в эмоционально-образный драматургический материал служит метафора.

Разрешение и развитие конфликта может идти двумя путями:

1. Перестает существовать одна из конфликтующих сторон.

2. С одной из конфликтующих сторон происходит некая метаморфоза, в результате которой она становится по существу адекватной другой, первоначально конфликтующей с ней стороне.

По закону драматургической кривой строится драматургия всего сценария в целом. По этому же закону создается и театральная драматургия. Разница лишь в том, что действием в пьесе руководят поступки персонажей, которые, в свою очередь, продиктованы психологией последних, в то время как императив нейтрализованного действа - психология определенных ситуаций, сменяющих одна другую и создаваемых исполнителями, каждый из которых несет в себе однозначный смысл, одну единственную краску в отличие от сложного психологического портрета героя пьесы.

В случае использования в качестве инструмента

 

Билет 18. 1. Искусства режиссера заключ. в умении уловить ход-ую логику сцепления собранного матер. и подчинить замысел созд. нов. худ-ую гармон., нов. дух-ую реальность, произвед-н искусст. выразит. язык и выраз. средства-сцен. -режис. разраб. -весьма значит. и важный аспект. их роль заключ: разного рода выразит. средства индивит-т сценар., делают их уникальн., отлич. друг от друга., заклад. понетциал-ые эмоции, способост. их выражению. язык-прямой выразит. мыслей, знаков, смысла. Режис. должен в соверш. владеть языком. функция-экспрессивная ф-я. язык-знаковая сущность. к выраз. средсвам языка отн-ся слово. к друг. ссредствам и-т. отн-ся-литер. и искусство, использ. в виде инсценеровки, фрагмента из спект. и кино, музыка. они возд. силой худ-ых образ., позвол. восроизвод. события, передать истор. -бытовую особен. В кач-ве джив. силы литер. и искус. яв-ся действие. (песни, стихи. отрывки из пьесы, кинохроники). больш. место в Т. В. занимает музыка., оформление сцены, темп, ритм. На сегод. день вызным выразит. средством. яв-ся метафора. метафора-сравнение. Ваэг. средст. вырмзительности в режиссуре яв-ся-астмосфера. Билет 18. 2. Отбор документального и художественного материала

Отбор материала- важный этап в работе сценариста. в сценарий будущего театрализованного должно быть- Действа. создать сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализованного действа найти его образное решение, а значит, определить его форму жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев те­атрализованного действа, можно приступать к окончатель­ному отбору сценарного материала. в процессе отбора материала сценарист должен умело находить и откры­вать в противоречивом жизненном материале те невидимые свя­зи, которые при неожиданном соединении кажущихся далёкими друг от друга фактов помогут ему без всяких объяснений образно выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной цели. , при отборе материала сценарист должен быть точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым. Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист должен руководствоваться следующими принципами: - социально-мировоззренческой направленности накопленно­го материала; - соответствия материала социально-структурной специфике аудитории; - общественно-политической актуальности материала; - соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу); - соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия сценария; - художественно-эстетической ценности материала; - достоверности документального материала; - новизны документального и художественного материала; - новизны документального и художественного материала; - расширения эмоционально-выразительных средств; - соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки: - соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа; - соответствия художественному решению документального материала; - соответствия времени проведения праздничной программы. Так, следуя данным принципам в процессе отбора материала, мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-темати­ческое содержание театрализованного действа, выразить свою авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия

 

 

Билет № 21

1) Методика работы с документальным материалом в сценарий театрализованного представления. В основе театрализованного представления всегда лежит документальный материал, другими словами, документальный объект внимания автора сценария будущего театрализованного представления, праздника или обряда. В свою очередь, материалом для определения и формулирования документального объекта внимания служит в факт то есть истинные события, происшествия, явления, человек, предмет и тому подобное. Разновидности документального материала первый печатный документальный материал это публицистические жанры заметки репортажи очерки и статьи и другое точка 2 радио и другой аудиоматериал. Подобный документальный материал воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте. 3 фото, кино, и видеоматериал. В этом случае документальную информацию можно Как услышать такие увидеть. 4 вещественный документальный материал. К этому документальному материалу можно отнести предметы, содержащие в себе информацию о том или ином факте личные вещи музейные экспонаты Улики и тому подобное. 5 одушевлённый документальный материал. Это прежде всего человек как документальный герой, как личность собственной биографии, деяниями, мыслями и чувствами. Сюда же можно отнести и целый ряд других живых существ а также представителей растительного мира. 6 устных документальный материал. Это свидетельства участников и очевидцев каких-либо событий или явлений. Документальный материал должен соответствовать замыслу сценариста быть стилистически совместным, обладать новизной и быть безусловно правдивым точка преобразование документального материала в художественной требует особого инструмента, каковым является метафора. Метафора это неназванное сравнение 2 объектов по признаку, одинаковому для обоих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов документальный факт то второй художественный образ. Метафорическим образом становится тогда когда он употребляется не в прямом, А в переносном значении. Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жизненного явления рассказывается на протяжении большого драматургического целого, то такая метафора называется развернутой. В процессе драматурги зации должно сохраниться тематическое, идейной и жанровая адекватность материала

 

2) Замысел – это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разреженности. Замысел в деятельность драматурга часто вкладывается как решение.

Сценарий – составная часть режиссёрской документации, литературное произведение, описывающее содержание и форму действия, предназначенного для воплощения средствами кино, телеискусства, представления, массового праздника, определённых жизненных и политических акций.

Сценарий – запись того, что должен видеть и слышать зритель во время ТД.

(Марков О. И. «Сценарная технология). В основе сценария – идейно-художественный замысел, который включает в себя тему – она определяется 1. гражданской позицией автора, 2. исходя из воспитательных задач коллектива, 3. исходя из конкретной событийности и из практических задач дома культуры. Затем формулирование проблемы (идеи) – это теоретический или практический вопрос требующий разрешения. Постановка проблемы – первооснова намечающегося конфликта. Определяется позиция сценариста (педагогическая позиция), т. е. точка зрения, или ракурс сценариста на поставленную проблему – начальная точка движения художественного мышления автора сценария.

(Генкин Д. М. «Массовые праздники). Сценарий является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссёра, художника, композитора, организатора. Тема – круг жизненных явлений отобранных и освещающих сценаристом и режиссёром. Идея – основной вывод, мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема задаётся в начале праздника, а к идее нужно подвести зрителя в процессе представления. Ф. Энгельс: «Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства». Поиск интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование! Нужно точно и внимательно отобрать документальный и художественный материал, проанализировать его, чтобы подготовить работу ассоциативного мышления, разбудить его, дать ему пищу. При написании сценария учитывать особенности аудитории.

Характеристика сценария.

- Всегда основан на документальном материале.

-Сценарий всегда публицистичен (в основе факт, который оценивается эмоционально)

Работа над сценарием состоит из 2 этапов:

-подготовка. Она охватывает максимум информации о предполагаемом мероприятии, участниках, и публике.

- обработка. На основе этого собственного материала у сценариста возникает идея. Она является одним из компонентов замысла. Исходя из этого, сценарист выбирает жанр и воплощает свой замысел.

Способы создания сценария:

-Авторский оригинальный

- Компилятивный

-Смешанный

- Инсценирование

 

6. 2 В основе театрального действа всегда лежит док. материал, др. словами, документальный объект внимания автора сценария буд. театр. представения. В свою очередь, материалом для определения и формулирования док. объекта внимания служит акт, т. е истинное событие, происшествие, явление, человек, предмет и т. п.

Разновидности: 1. печатный док. материал (заметки, репортажи, очерки, статьи и др. ) 2. Радио и др. Аудиоматериал. (Воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте. 3. Фото, кино и видеоматериал. (Док. инфу можно как усышать так и увидеть. 4. Вещественный док. материал. (Можно отнести предметы, содержащие в себе инф. О том или ином факте: личные вещи, музйные экспонаты, улики и т. п. )5. Одушевленный док. мат. (Человек, как док. герой, как личность с собственной биографией, деяниями, мыслями и чувствами. Сюда же можно отнести ряд других живых существ. 6. Устный (Свидетельства уч. Либо очевидцев каких-либо событий или явлений.

Для проверки драматургичности, то есть возможности преобразования док. Материала в худ. Форму проводится его драматургический анализ. определяется и формулируется: 1ситуация, заключенная в док. Материале. Ситуация- расстановка сторон, наличествующих и могущих прийти во взаимодействие друг с другом, их количесво и качество. 2. Конфликт, заключенный в док материале. Конфликт- столкновение сторон, взаимодействие, мнений, сил в результате противоречия меджду ними. Формулируя конфликт, необходимо помнить, что это столкновение не между кем-то, а всегда мужду чем- то. 3. Событие. Событие есть завершение взаимодействия сторон, созд. ситуацию, в результате чего происходит разрешение конфликта. Преобразование док. Матрериала в худ. Требует особого инструмента, каковым является Метафора( это названное сравнение двух объектов по признаку, одинаквому для обоих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов- док. Факт, то второй худ. образ. Метафорический(значит в переносном значении). В процессе драматургизации должна сохраниться тематическая, идейная и

 

 

Билет 7. 1. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ЛМК) – драматургическое произведение эстрадного искусства, созданное на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки, танца, пластики. Это вид ТП, в котором через монтаж ситуаций, эпизодов, мотивов, т. е. через систему движущихся аргументов и вызывающей у зрителя такую цепь ассоциаций, которая создает обобщенный поэтический образ. В современной ЛМК используются все выразительные средства и виды искусства: аллегория, метафора, олицетворение и т. д. ТИПЫ ЛМК: 1). МОНОКОМПОЗИЦИЯ – создается по произведениям одного автора. 2). ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – единая тема раскрывается путем использования музыки и литературных произведений нескольких авторов. ВИДЫ ЛМК: • Поэтическая; • Литературно-документальная; • Монтаж драматических сцен; • Смешанная ЛМК; Методика: замысел - представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения. Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность. Конфликт. Сверхзадача. Композиционное построение. Билет 7. 2. Художественная литература - один из важнейших видов искусства. Поскольку основным материалом литературы является слово, то ее называют искусством слова, или словесным искусством. Лит - совокупность печатных и письменных произведений народа, человечества, эпохи, разновидность искусства, отражающие действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность по средствам слова. Функции: познавательная - дает возможность познать мир и человека; воспитательная - воспитывает моральные качества и эстетический вкус; эстетическая - строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов; гедонистическая - дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного. Драма (греч drama - действие) - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения Основой драматического произведения является конфликт, его содержание раскрывается через игру актеров. Драма как литературный род делится на три вида: трагедию, комедию и драму. Билет№13 1)змысел, задумка - начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания первоначального образного наброска (эскиза) будущего произведения, который является как бы первой ступенькой творческого акта. С задумки начинает свою работу не только писатель, художник, композитор, драматург, режиссер, но и рабочий, создавая новый резец, изобретатель, конструируя новую машину, модельер, придумывая новый фасон платья. Собственно, результат чего-либо созданного человеком - это завершение определенного процесса, в начале которого была «задумка», видение будущего создания. Так и художественное творчество начинается с образной задумки будущего произведения, т. е. с поиска образно-художественного замысла. Процесс этот сложный, не однозначный, очень индивидуальный. Более того, даже у одного и того же режиссера, в зависимости от конкретных условий, он проходит по-разному. И все же существуют общие для всехрежиссеров положения (если хотите - законы), без знания которых замысел будет рождаться случайно, стихийно, а если он и родится, вряд ли воплотится полностью. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа: 1 - познание и творческая переработка впечатлений, знаний действительности; 2 - возникновение художественного замысла; 3 -реализация замысла, его воплощение в произведение искусства. Обращение к теории не случайно. Поиск и нахождение режиссерскогозамысла начинаются с процесса познания, изучения, анализа всех предлагаемых обстоятельств будущего концерта: темы (сбора и изучения документов, фактов, литературы, иконографии и других материалов, связанных с событием, во имя которого ставится концерт), т. е. с изучения предлагаемых обстоятельств внутреннего порядка, и изучения условий и возможностей практического осуществления концерта (наличия творческих сил, особенностей сценической площадки, технических, финансовых возможностей и т. п. ) - обстоятельств внешнего порядка. В искусстве познание не есть только одновременное накопление и осознание всех исходных данных. Оно имеет определенную действенную цель - создание художественного произведения. Поэтому в результате процесса познания, в результате целеустремленности и целенаправленного действия художника к его сознании возникает образное видение не только художественного замысла, но и путь его реализации. Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать из множества случайных связей и впечатлений именно те, которые необходимы для решения поставленной им перед собой задачи. Например, художник-живописец, прежде чем написать задуманную картину, длительное время собирает материал, изучает быт и нравы, костюмы, пишет бесчисленное множество набросков, этюдов, проникает в сущность социальных человеческих отношений и т. д. И только тогда, когда в его сознании, под влиянием собранного и изученного материала, возникает, пусть поначалу не очень подробное, но зримое представление будущей картины, он приступает к ее написанию, т. е. приступает к воплощению задуманного. Конечно, это не означает, что все им накопленное будет изображено на полотне. Но он никогда не жалеет о потраченном времени, так как все изученное и собранное в предварительной работе дало ему возможность создать картину, которая своим образным решением волнует людей, будит их мысли и чувства. 2) Характеристика основных способов создания сценариев театрализованных представлений, формы записи сценария. Сценарий основной вид драматургии театрализованных представлений. Сценарий театрализованного действия есть подробное драматургическое разработка идей сценариста с использованием художественных выразительных средств в различных формах всех видов искусства, это запись того что зритель должен видеть и слышать во время театрализованного действия. Сценарий включает в себя: речь исполнителей в виде фраз, реплик, куплетов, и припевов произносимых на сценической площадке, и ремарок, которые сообщают о музыкальном сопровождении театрализованное действо, его оформление и основной динамики происходящего на сцене или другом пространстве, где разворачивается действие.  Виды сценариев 1) оригинальный это сценарий созданный автором в результате собственных творческих усилий в процессе драматургизации документального объекта внимания, Это плод собственных способностей и вдохновения. Создание оригинального сценария требует определенного умения сочинить и грамотно построить фразу, написать стихотворные строки. 2 )компилятивный это сценарий собранный и смонтированный из уже готовых элементов: литературных, музыкальных, изобразительных, пластических. Но и для создания кооперативного сценария автор должен свободно владеть навыками композиционного построения, определение жанровых и стилистических понятий, монтажа драматургических модулей в одно художественное целое. Формальная компиляция и соединения эпизодов сценариев посвященных одной теме и принадлежащих перу разных авторов.  Формы записи сценария: 1) краткая форма план сценария, событийная основа, 2 )развернутая форма содержит перечень действующих лиц, характеристику героев, ремарки служебный ход, настоящее время, выделяются курсивом, прямой речи курсивом, деление на эпизоды, у которых может быть художественная или функциональное название.   Билет 16(1) Т. В-представляет собой массовое мероприятие посвящ. той или иной теме, кот. строится по опред. программе в рамках 1вечера. Содержание Т. В 1. общественная жизнь и быт людей 2. труд человека 3. чувство и стремление чел-ка 4. жизненые конфликты 5. пропаганда чел. жизни в сфере экономики, политики и науки. Основные требования к Т. В-раскрытие темы ч\з призму конкретного чел-ка его эмоций и действий. В Т. В присутствуют 2 линии клубного вечера: 1. информац-логическая 2. эмоционально-образная 3 части Т. В-массово-информац. –развлекательная -деловая Виды вечеров: Клубный вечер, Тематический вечер, Вечер-портрет, Вечер-митинг, Вечер-рассказу, Вечера-репортажи, Вечер-ритуалы, Вечер-вопр и отв., Вечер отдыха   16билет(2) Монтаж-соз. единое худож. Целое в кот. явл-ся сценарий театр. предст. Виды монтажа: Илюстративный-худ. изображение кот. в его содержательной части повторяет его изображение. Контрастный-оповержение информационно логически составляющ. Ее эмоц. Воплощением. Осоциативный-соед. 2-х и более элементов на первый взгляд не имеющ. м\у собой нечего общего, однако связаных некот. признаков наличием в обоих составляющих модулей. Паралельный-при парал. монтаже соед. Отдельных изобр. Происходит одновр. образуя сумарный действенный план. Последовательный-соед. изобр. происх. последовательно. тоесть 1 изобр. сменяет другое. Билет№19 1. Композиц. построение: 1. выявление части, которая будет развивать весь сценарий в целом, 2. подготовка кульминации, которая проходит через все стыки эпизодов, 3. определить центральные узлы. Композиция – реализация конфликта в сценическом действии, внутренняя структура произведения. Организация действия достигается соответствующим расположением материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, вносит в действие чёткую организацию. Архитектоника сценария – структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей. Составляющая архитектоники это участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка и финал. Если сценарий построен поэпизодно, то архитектонику определяют следующие структурные схемы: «Шашлык»«Цепь»«Мозаика». «Матрешка»«Перекресток». Композиция в сценарии ТП см непрерывным развитием действия – это направление развития действия и последовательность событий, их мотивировка и раскрытие внутри участка драматургической кривой. В случае поэпизодного построения сценария композиция определяет необходимую последовательность эпизодов и краткое содержание действия, происходящего внутри каждого эпизода. Архитектонику сценария легко передать вкратце, композиция же требует более подробного изложения, почти не поддается пересказу. 2. Первым условием проведения худ. исследования яв-ся вскрытие нерешенных вопросов, заключ. в теме. Таким образом, теоретич. или пркт. вопрос, требующий разрешения, наз. проблемой. Раскрыть в теме вопросы, Сформулир-ть проблему и яв-ся 1-ой задачей сценариста. Ведь постановка проблемы-это уже первооснова намечающегося конфликта. Сформ-ть проблему сценаристу помогает социологич. анализ закономерно повторяющихся «фактов жизни». Сценарист на стадии изучения материала, анализа темы должен не просто собирать факты. Целью анализа темы д. б. формулир-ие проблемы. 2 этап-нахождение ракурса. Как найдена проблема необходимо определить свою позицию к ней, причем позицию педагогическую. Авторскую позицию и определит ракурс, т. е. точка зрения, с которой автор рассматривает проблему. Рассмотрение проблемы, обнаружение конфликта-это активный, динамичный процесс движения мысли автора. через ракурс автором будут собираться в дальнейшем «факты жизни» и «факты искусства», работающие на худ-ое исследование проблемы, поскольку ракурс-начальная точка движения худ. мышления автора сценария.        22. 1. В праздничный деньнам хочется послушать и посм. выступ. артистов, музыкантов и т. д, но все эти события сегодня художественно организованны. Масштабы, место пров, форма, жанр, зависят прежде всего, от значим. события. В рез. можно выдеить разновид. соврем. праздн. программ: игровые, зреищно-игровые, инф-развекатеьные, конкурсные, зреищные, художественные, док-худ., док пубицист., церемон. -обрядовые, комплексные программы. Данная разновидность опред. сценарным мат., который преобадает в той ии иной программе, а также степени участия в праздничномдействе, присут. материале. Дя представений на док. -публ. Материале в центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием дожжен быть реаьный герой, коектив, жизненный факт, общ. значимое Событ. Сцен. материаом явл. док. и мест. мат. Характерной особ. Театр. представ. яв-ся док и публицистичность. Именно сочетание двух линий-док-публ. И худож. образной-придает сценарию масштабность, выразит и губину. Отбор материала-важный этап в раб. сценариста. Как удаось опред. форму и т. д можно приступать к отбору. Новизна сцен. материаа опре. не тоько кол. но и тем контекстом, в который будет поставен сценарий. В ходе дальнейшей работы сценаристу необх. найти такое худ. Решение, при которым бы новизна надолго осталась в памяти зрит.   22. 2Театрализация-огр-ия в рамках праздника( худ и док мат). и аудитории(вербаьн., физич., худ. ) по законам драматургии на осн. конкретной событ-ой рождающ. псих. потребности колективной общности в реализации прадничной ситуации. Театраизовать мат. - значит выраз. его содерж. средством театра, т. е. исп. 2 закона театра: 1. орг. сцен. действа. (зримое раскр. драм конфликта)Развитие действ. происх. по сквозной линии. 2созд. худ. предст. образа спектакля. Реж. теат-ия это тв. способ приведения сцен. Худ. образной форме предст-ия ч. з систему изо, выраз и иносказ. слов. Особенности театрлиз. действия: 1)в осн. лежит всегда док. мат. 2)т. д действует и развивается реальные герой-реальн. док. силы. 3)т. д решает след. задачи: дидактическую, иф, этическую, гедонистич., камунникац. 4)т. д. как правило одноразово и сущ. В ед. экземпляре. 5)отличает многообразиеформ. пространствен. и стилевых. Театрал. развив. по 2 осн. направ: 1)связ. С рекрац. функцией(балы, маскарады, карнавалы)2)с превращ жизни в худ. ценность путем созд. ее осн. худ. образа. (Необходио искать некий образ раскр. ч. з. выраз. средства мысл. режиссера. Виды театр-ии: 1)Комбинированного вида(гот. худ. образов соединяют м. у собой сцен. реж. ходом)2)Оригинального вида(сзд. реж. новых худ. обрзв. Сглсн сцен-реж. замыслу. 3)смешанного вида(1 и 2 виды, вк. компияцию готового и созд. нового 24билет(2) Слово-основная значимая единица языка. совопупность всех слов языка составляет его лексику. В каждом отдельном слове различ-ют лексичнское значение. Тропы-это слова или выражения в переносном значении. Тропы помогают: 1. ярко и точно раскрыть самую сущ-ю черту изобр. предмета. 2. придает речи выразительности красочность. 3. способствует наиболеелучшему раскрытию худ. образа. Метафора-перенос значения слова по сходству. Аллегория-выражение отвлеченных понятий в конкретных худож. образах. Олицитворение-употребление какого-либо предмета или явл. живому существу. Сравнение-сопоставление 1предмета или явл. с другим. Эпитет-использование определений, придающих выражений образность или эмоциональность. Риторические тропы-обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное соединение.     25 билет 1)))Сценарий-литературная основа массового праздника, драматургическая разработка идеи с использованием художественных выразительных средств и различных форм всех видов искусства. Это программа художественной деятельности и взаимодействий исполнителей в ходе мероприятия. Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим работу воедино работу драматурга, режессЕра, художника, композитора, организатора. Нельзя в массовом празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию у каждого рассказывать о войне, пятилетке, смертях итд Действие массового зрелища лишено прямой последовательности и содержит в себе отсупления, остановки, возвращение событий, переключение со словестного материала на пластический, музыкальный, игровой. Своеобразие сюжетногог хода в сценарии массового празднества в том, чтоон оязательно должен быть образным и зрительным. Заданный драматургический ход двигающий развитие сюжета должен быть основным связующим моментом при монтаже эпизодов сценария. При этом патетика может чередоваться со светлыми моентами, трагическое с радостным. Это находит выражение в специальном подборе худ. материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок со спектакля, игра итд 2))) Основные компоненты замысла 1)Тема, идея, конфликт (это ты и так знаешь) 2)вид театрализованного представления. Автору драматургической основы праздника изначально известно (опять же в самых общих чертах), будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический вечер, ибо форма торжества определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика. 3) место проведения 4)подбор материала 5)Создание сценарного плана (сюда так же входит монтаж, режиссёрский ход)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.